Инициативы таких ИТ-компаний, как JetBrains, «Яндекс» и Parallels, интересны комплексным подходом к задаче образования, а также тем, что эти компании не конкурируют между собой в стремлении переманить талантливых выпускников вузов, а кооперируются в целях подготовки как можно большего числа квалифицированных специалистов. Усилия этих компаний направлены сегодня не столько на решение собственных кадровых проблем, сколько на создание образовательной и научной среды, позволяющий выращивать ИТ-специалистов.
Центр Computer Science
В 2011 году совместными усилиями компаний JetBrains и «Яндекс» в Санкт-Петербурге был открыт центр современной информатики, программирования и анализа данных Computer Science, предоставляющий возможность желающим получить востребованные современной наукой и промышленностью знания в дополнение к университетскому образованию. В этом центре студенты, аспиранты и недавние выпускники вузов по вечерам и выходным могут изучать курсы в области информатики, анализа данных и программной инженерии и в случае успешного прохождения двух-трехгодичной учебной программы, включающей не только лекции, но и интенсивную практическую и исследовательскую работу, получить диплом о дополнительном образовании Санкт-Петербургского академического университета (СПбАУ) РАН.
Школа компьютерных наук
Имеется немало примеров, когда студенческие инициативы, зародившиеся еще во времена обучения их авторов в университетах, развиваются в успешные ИТ-компании. Но возможно ли, чтобы из инициативы ИТ-компании родился новый университет? Наталья Дубова |
Создание CS-центра стало результатом развития нескольких образовательных инициатив: Академии современного программирования (АСП), открытой в Петербурге в середине 2000-х при участии компаний Borland и «Яндекс»; клуба Computer Sciencе при ПОМИ РАН (Санкт-Петербургское отделение Математического института им. В. А. Стеклова РАН); Школы анализа данных (ШАД) компании «Яндекс».
Одним из стимулов к появлению центра CS стало желание руководителей ШАД расширить деятельность этой школы за пределы Москвы — в 2011 году открылись филиалы ШАД в Минске и Киеве, а летом 2012-го — в Екатеринбурге, но очень хотелось развернуть программы ШАД в Северной столице, где у «Яндекса» имеется крупный филиал. Как рассказывает Елена Бунина, HR-директор компании «Яндекс» и директор отделения информатики ШАД, анализ ситуации в Петербурге с преподавательскими кадрами и наличие таких инициатив, как CS-клуб и АСП, подтолкнули к тому, чтобы не создавать филиал ШАД с нуля, а выстраивать новое образовательное направление совместно. Переговоры об организации нового направления совместной деятельности с компанией JetBrains, с которой «Яндекс» уже сотрудничал в АСП, привели к старту учебных программ CS-центра осенью 2011 года. В центр пришло около ста человек на первый год обучения, а на второй были переведены студенты АСП, которая с этого момента завершила свою работу.
Бунина считает большим достижением то, что две компании смогли организовать единый образовательный центр, в котором есть направления, отвечающие интересам всех учредителей, хотя вся работа строится на общих принципах: студенты принимаются по общим критериям, имеют возможность в начале обучения изменить выбор направления и по окончании получают официальный документ единого образца. Работа центра направлена в первую очередь не на подготовку кадров для конкретного работодателя, а на предоставление молодым людям возможности получить знания, недоступные в рамках традиционных университетских программ по ИТ.
В CS-центр принимают студентов для бесплатного обучения по трем направлениям:
- направление анализа данных (data mining) позиционируется как Санкт-Петербургское отделение ШАД компании «Яндекс»;
- направление разработки программного обеспечения (software engineering) курирует компания JetBrains, создатель интеллектуальных средств разработки ПО;
- направление современной информатики (computer science) отдает приоритет фундаментальным областям информатики, а его кураторами выступают сотрудники ПОМИ РАН.
В 2012 году к «Яндексу» и JetBrains в поддержке центра подключились корпорация EMC и исследовательское подразделение HP Labs, имеющие в Петербурге собственные лаборатории. Как рассказывает Андрей Иванов, операционный директор JetBrains и руководитель направления разработки программного обеспечения центра CS, желающие присоединиться к программе должны предоставить новый курс, преподавателя или оплачивать работу одного из преподавателей центра, за что получают возможность предложить свои проекты для практических работ студентов. Сейчас в центре учится порядка 150 человек, читается около 20 лекционных курсов в год. Примерно 20 преподавателей центра — это специалисты компаний, курирующих этот учебный проект, участники их академических программ и сотрудники университетов Петербурга.
Процесс приема и обучения в центре во многом сходен с московской ШАД. Прием единый для всех направлений и является первым шагом в определении уровня подготовки будущего студента и его интересов. Вступительные испытания включают письменный экзамен и очное собеседование — шанс стать студентом центра имеет практически любой абитуриент, обладающий минимально необходимыми знаниями математики и программирования и желанием потратить свое время на подготовку к экзамену (примеры заданий опубликованы на сайте). «Тестовое задание мы даем базовое, — отмечает Андрей Иванов. — А на собеседовании в большей степени уделяем внимание желанию человека учиться и осознанности этого желания, нежели тому, чему он уже научился».
Чтобы максимально раскрыть потенциал поступивших независимо от их уровня подготовки, работа со слушателями организована на индивидуальной основе. Вместе с личным куратором каждый студент выстраивает свою индивидуальную учебную программу, минимальным требованием которой является изучение одного курса направления в семестр и выполнение практических проектов. Верхней планки не существует — в зависимости от своих возможностей и интересов студенты могут изучать любое количество курсов и комбинировать в индивидуальной программе курсы разных направлений. Студенты с сильным математическим багажом, поступившие на отделение разработки ПО, могут сконцентрироваться на курсах по современным языкам программирования, а студент из технического вуза, который хочет освоить современную теоретическую информатику, выстроит свою программу с упором на ключевые дисциплины компьютерных наук. Для каждого направления есть обязательные курсы и большой набор курсов по выбору. На всех направлениях в список обязательных включены курсы по алгоритмам и структурам данных — по мнению организаторов, это основа подготовки специалиста в любой области компьютерных наук.
Индивидуальная учебная траектория студента центра CS определяет не только набор изучаемых курсов, но и интенсивность обучения — например, в отличие от двухгодичной московской ШАД, центр предоставляет студентам возможность проходить программу за два или три года. Благодаря этому в центре могут учиться даже студенты, закончившие первый курс основного вуза. Для них первый год становится своего рода подготовительным: минимальная нагрузка позволяет совмещать обучение в центре с интенсивными занятиями в университете и подтягивать свой базовый уровень для перехода в следующем году к более сложной и насыщенной учебной программе.
Как рассказывает Иванов, от Академии современного программирования центр унаследовал большое внимание к практической стороне учебного процесса. Студенты за все время обучения (во время семестров или летней практики) должны выполнить три проекта, содержание которых определяется выбранным направлением. Студенты, изучающие современную информатику, решают исследовательские задачи под руководством ведущих научных сотрудников ПОМИ РАН, петербургских вузов, а также специалистов «Яндекса». В перспективе эти исследования могут стать для студентов основой магистерских диссертаций, трансформироваться в научные темы в аспирантуре или продолжены в коммерческой компании. На отделении анализа данных выполняются практические проекты по темам, предлагаемым специалистами филиала компании «Яндекс» в Петербурге. Практика на направлении разработки ПО включает в себя учебные программные проекты, которыми руководят не только сотрудники компании JetBrains, но и специалисты других компаний и центров Петербурга.
Студенты сами выбирают себе темы проектов, презентации которых партнеры центра проводят в начале учебного года. Проект может быть индивидуальным или командным. Наиболее успешные из проектных команд имеют шанс продолжить свою работу на стажировках в компаниях уже на коммерческой основе. «Мы ждем, когда из этих проектов получится первый стартап», — замечает Иванов.
Магистерский уровень
Программа, во многом аналогичная проводимой в центре CS, но в рамках официальной магистратуры, реализуется на кафедре математических и информационных технологий (МИиТ) СПбАУ РАН (детище академика Жореса Алферова), с момента своего основания ориентированной на подготовку специалистов в области физики. Андрей Иванов, замзавкафедрой МИиТ, рассказывает, что у ее истоков стояли два специалиста: Николай Пульцин, начавший преподавание в университете по направлению разработки ПО, и ведущий научный сотрудник ПОМИ РАН Эдуард Гирш, возглавивший направление теоретической информатики. В университете реализуются только магистерские программы, и первый набор в магистратуру кафедры МИиТ состоял из студентов физических специальностей университета, пожелавших сменить направление обучения. Со временем кафедра приобрела большую популярность, и сейчас сюда поступают выпускники бакалавриатов, магистратур и специалитетов вузов со всей страны.
Сегодня на кафедре ведется обучение по трем магистерским программам. Гирш возглавляет направление теоретической информатики, в рамках которого читаются курсы по алгоритмам, сложности вычислений, дискретной математике, математической логике, криптографии и ряду более специализированных предметов. Под руководством Иванова реализуется программа по разработке ПО, составленная на основе международных стандартов в области программной инженерии и с учетом опыта и интересов компаний-партнеров. В рамках программы, которую поддерживают JetBrains, «Яндекс», Parallels и EMC, читаются курсы по технологиям разработки ПО, объектно-ориентированному программированию, базам данных, анализу данных, разработке языковых процессоров и др. Часть курсов магистерских программ по теоретической информатике и разработке ПО являются общими с программами CS-центра и могут быть зачтены в университете, многие преподаватели работают и в магистратуре СПбАУ, и в центре.
В авангарде Больших Данных
Сегодня рынок труда определяется кандидатами, а не работодателями, поэтому от последних требуются значительные усилия — в частности, по реализации многоплановых университетских программ, призванных привлечь молодых, талантливых и мотивированных сотрудников. Наталья Дубова |
Программа по алгоритмам и анализу данных в биоинформатике открыта при лаборатории алгоритмической биологии, которую возглавляет профессор Калифорнийского университета Павел Певзнер. На этом направлении даются углубленные курсы по алгоритмам и структурам данных, применяемым для анализа больших массивов данных в области биотехнологий.
Так же, как и в CS-центре, в университете, несмотря на достаточно жесткий отбор, готовы принять студентов с не очень сильной базовой подготовкой, но с большой мотивацией к обучению и потенциалом, которые выявляются в ходе собеседования. Но если в CS-центре подтянуть студентов до нужного уровня можно благодаря дополнительному году обучения, то в университете все должны уложиться в двухлетнюю программу магистратуры, сочетающую как базовые курсы уровня бакалавриата, так и углубленную подготовку. Все программы кафедры также включают в себя обязательную практическую составляющую. На направлении теоретической информатики это научные исследования под руководством преподавателей кафедры, а программа по разработке ПО подразумевает выполнение программных проектов, индивидуальных на первом году обучения и командных на втором. Представители компаний, поддерживающих кафедру, могут выступать в качестве руководителей таких проектов, а сами проекты могут делаться по заказу этих компаний. Понятно, что это во многом решает проблему трудоустройства выпускников СПбАУ, а также помогает им удержаться от соблазна подработки во время обучения. Впрочем, препятствует этому и напряженный режим обучения на кафедре.
Среди компаний, поддерживающих кафедру МИиТ в СпбАУ, пока наиболее активны JetBrains и Parallels, а «Яндекс» уделяет больше внимания своим базовым кафедрам в московских вузах, где реализуются программы ШАД. В Московском физико-техническом институте к бакалавриату и магистратуре базовой кафедры анализа данных факультета инноваций и высоких технологий (ФИВТ) прибавилась магистерская программа «Яндекса» на факультете управления и прикладной математики (ФУПМ). По словам Буниной, компания также значительно расширила свое участие в учебной программе ФИВТ — базовую кафедру дискретной математики факультета возглавляет Андрей Райгородский, руководитель отдела теоретических и прикладных исследований «Яндекса», а на кафедре преподают многие сотрудники отдела; заведующим базовой кафедрой «Алгоритмы и технологии программирования» является Максим Бабенко, руководитель группы технологий и распределенных вычислений «Яндекса».
Учебные курсы ШАД изучаются в рамках магистерской программы базовой кафедры «Яндекса» на отделении прикладной математики и информатики факультета бизнес-информатики Высшей школы экономики. В этом учебном году компания также начала сотрудничество с математическим факультетом ВШЭ, который предоставил возможность студентам бакалавриата брать в качестве обязательных курсов по программированию курсы ШАД. Как объясняет Бунина, это позволит студентам получить более глубокую алгоритмическую подготовку, что поможет им по окончании бакалавриата реализовать себя не только в области «чистой» математики, но и, например, поступить в магистратуру «Яндекса» на отделение прикладной математики и информатики. Кроме того, у компании появилась согласованная программа с недавно организованной магистратурой мехмата МГУ. А благодаря успешной работе CS-центра есть планы открыть базовую кафедру «Яндекса» на матмехе СПбГУ.
Проекты Parallels
Компания Parallels начала сотрудничество с системой высшего образования еще в 1999 году с МФТИ, откуда вышли многие ее основатели. Сегодня участниками академических программ Parallels являются подразделения четырех российских вузов: ФУПМ МФТИ, факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ, факультет информационных технологий Новосибирского госуниверситета и кафедра МиИТ СпбАУ.
Работа компании с университетами, как объясняет директор академических программ Parallels Виктор Никитин, организована в форме совместных исследовательских лабораторий и направлена на участие студентов в небольших исследовательских проектах, темы которых предлагает Parallels. Компания делает акцент не только на обучении студентов своим технологиям и расширении их кругозора с помощью более глубоких учебных программ в области computer science (хотя такие курсы реализуются на факультетах-партнерах Parallels), а прежде всего на вовлечении молодых людей в практическую и исследовательскую деятельность, связанную с текущими и перспективными интересами компании в области виртуализации и облачных инфраструктур.
В прошлом году в компании было принято решение внести изменения в реализацию академических программ. Как поясняет Никитин, до последнего времени для студенческих проектов предлагались чисто учебные задачи, вытекающие из тем реальной работы Parallels, но не нацеленные на их доведение до практического использования, поэтому после прихода в компанию проектные команды, как правило, распадались, а достигнутые результаты оставались без последствий. Теперь, если у проекта есть потенциал развиться в серьезную работу, на его основе будет формироваться полноценный исследовательский проект компании с научным руководством и финансированием со стороны Parallels. Никитин поясняет, что результаты таких работ не только могут послужить расширению портфеля компании, но и способны выйти за его рамки и вылиться в стартапы. При таком варианте команду проекта смогут поддержать фонды венчурных инвестиций, включая фонд Runa Capital основателя Parallels Сергея Белоусова.
Основные коллективы разработчиков Parallels находятся в Москве и Новосибирске, и сейчас формируется команда в Петербурге, чем и объясняется сложившийся круг контактов компании в вузовской среде, в том числе начало партнерства с Академическим университетом. В новой схеме реализации академических программ R&D-подразделения Parallels станут основными заказчиками университетских проектов. По словам Никитина, вице-президенты компании по разным направлениям разработок проявляют большой интерес к привлечению студентов для ведения поисковых исследований, в том числе в достаточно рискованных областях, с дальней перспективой их практической реализации.
В разных университетах — участниках академической программы по-разному подходят к включению студентов в работу исследовательских лабораторий. В НГУ участие в них возможно начиная с первого курса, в МФТИ проекты реализуются в рамках базовой кафедры, на которую студенты распределяются на старших курсах, в МГУ лаборатория также, как правило, не работает с младшекурсниками, а в СПбАУ вообще есть только магистерские программы. По словам Никитина, проекты с новым качеством будут рассчитаны на старшекурсников, уже прошедших этап чисто учебных работ в сотрудничестве с Parallels, и могут стать основой для их магистерских диссертаций.
Университеты тоже очень заинтересованы в таком сотрудничестве, поскольку оно дает возможность и студентам, и преподавателям включиться в работу, связанную с актуальными темами современных ИТ. В лабораториях поощряется научная активность студентов, выделяются средства на их участие в научных конференциях, а работа в рамках лаборатории часто становится заделом не только для магистерских, но и для кандидатских диссертаций. Научные сотрудники и преподаватели университета могут выступать инициаторами проектов лабораторий наряду с сотрудниками Parallels. По словам Никитина, на реализацию проектов по новой схеме уже поступило несколько десятков заявок, и треть из них — от вузов, а остальные — от департаментов исследований и разработок Parallels.
Источником финансирования работ в исследовательских лабораториях может быть не только Parallels — в начале 2013 года компания вместе с НГУ выиграла конкурс на получение субсидии от Минобрнауки по реализации Постановления Правительства РФ № 218 о создании программной платформы облачного хостинга приложений. На конкурс принимались проекты создания высокотехнологичных производств с обязательным проведением исследовательских работ на площадках вузов. В проекте Parallels также примет участие МФТИ. Это будет примером работы крупной совместной исследовательской лаборатории Parallels, объединяющей студентов и научных сотрудников двух университетов. По словам Никитина, в компании думают о создании облачной среды исследовательских лабораторий, благодаря которой они не будут привязаны к определенному вузу, а смогут объединять для реализации определенных проектов студентов из разных университетов.
Научный задел
Для российских компаний-разработчиков вполне естественно поддерживать связи со своими alma mater, и часто университеты становятся для них основными поставщиками кадров, получая взамен интересные инициативы по развитию учебных и научных программ. Если для Parallels таким вузом является МФТИ, то в компании JetBrains аналогичные связи сложились с кафедрой системного программирования матмеха СПбГУ, которую закончил один из основателей компании, и сейчас ежегодно несколько выпускников кафедры делают свои магистерские диссертации под руководством сотрудников JetBrains. Осенью 2012 года эти отношения обрели новое качество — на факультете открыта научно-исследовательская лаборатория JetBrains. Для научных работ планируются темы, связанные с интересами JetBrains: разработка компиляторов, задачи оптимизации кода, создание новых языков программирования. Однако в компании подчеркивают, что будут приветствовать появление новых тем, не имеющих прямого отношения к бизнесу JetBrains. Компания не стремится создать с помощью лаборатории кузницу кадров для себя — главная ее цель в поддержке и развитии сложившейся на факультете сильной школы в области теории и практики разработки ПО. «Если студент, начавший научную работу в лаборатории, там останется и будет преподавать на факультете, мы будем больше рады, чем если он придет к нам инженером», — замечает Иванов. Более того, в JetBrains не исключают возможности сотрудничества с другими компаниями в поддержке научной деятельности на факультете, поскольку считают, что такое объединение усилий пойдет только на пользу университету, бизнесу и индустрии в целом.
В компании «Яндекс», создавая ШАД, тоже ставили перед собой «сверхзадачу» возрождения российской научной школы анализа данных. На вопрос, насколько это удалось, Бунина ответила, что пяти лет мало, чтобы этого добиться. У выпускников и студентов ШАД уже много научных публикаций, которые принимают на международных конференциях, но найти научного руководителя для аспиранта, который хочет заниматься определенной темой в области анализа данных, пока достаточно сложно. Новая инициатива ШАД в развитии научной составляющей своей деятельности — организация на базе школы научных семинаров по образцу традиционных университетских, которые позволили бы студентам ШАД находить себе научных руководителей и темы для работы, а также поддерживали бы регулярный процесс обсуждения научных результатов. В ноябре 2012 года начал работу семинар по машинному обучению, весной 2013 года планируется открыть семинар по компьютерной лингвистике. В планах также семинары по Большим Данным и распознаванию образов.
***
Все перечисленные инициативы — это не альтруизм со стороны компаний; столкнувшись с проблемой дефицита кадров и деградацией российской системы вузовской подготовки, бизнес разработки ПО в середине прошедшего десятилетия стал предпринимать первые попытки предложить образованию новые программы и подходы. И это дало плоды — благодаря таким инициативам, как ШАД или АСП, и работе базовых кафедр в вузах, работодатели стали получать квалифицированных выпускников. Приходит понимание, что если системно инвестировать в образование, то есть шанс получить системный результат — сформировать среду подготовки высококлассных специалистов, воссоздать утерянные отечественные программистские школы. Наступил этап, когда бизнес думает уже не только о проблеме пополнения своих кадров, но и о создании питательной среды для взращивания специалистов, владеющих широким спектром знаний и при этом способных мыслить не шаблонно.