О возможности применения принципов управления ИТ-сервисами в различных областях бизнеса, не связанных с ИТ, говорится давно. Но, пожалуй, впервые в России появился пример «ITSM не в ИТ» в действии. Компании HP и «Ай-Теко» представили проект создания Технологического центра управления пригородным пассажирским комплексом Московской железной дороги. Новая система управления опирается на сервисно-процессный подход, декларируемый ITIL, а выстроенные процессы и вся инфраструктура управления автоматизированы на базе программной платформы HP Service Manager. Проект реализован совместной командой специалистов «Ай-Теко» и МЖД.
Московская железная дорога — филиал ОАО «РЖД», крупнейшее по масштабам и объему перевозок пригородное железнодорожное движение в стране и в мире. По рельсам МЖД ежедневно курсирует без малого 3 тыс. поездов, перевозящих в среднем порядка 1,5 млн пассажиров, на долю дороги приходится 60% пригородных перевозок России.
Как рассказал Александр Поздеев, заместитель главного инженера Московской железной дороги, к внедрению сервисного подхода МЖД подтолкнуло осознание того факта, что, по сути, никакого сервиса пассажирам дороги не предоставляется. Множество разрозненных хозяйств в составе МЖД концентрировались на решении своих узкоспециализированных задач — подготовке вагонов, продаже билетов, контроле графика движения и т. д. Была поставлена цель уйти от подобного функционального распределения задач, выделить из множества технологических процессов пригородного пассажирского комплекса типовые управленческие процессы и реализовать их путем предоставления потребителям единого сервиса. Центральным сервисом стал сервис управления расписанием, под него были выстроены все остальные сервисы в комплексе.
За основу была взята разработанная в HP на базе ITIL референсная модель управления сервисами. В МЖД необходимыми для себя в ней сочли пять процессов: управление конфигурациями (полная паспортизация всех объектов МЖД), управление плановыми работами, управление инцидентами, управление проблемами и управление уровнем сервиса.
Проект реализован в сжатые сроки — с мая 2011-го по июнь 2012 года, все функции разрозненных хозяйств были стандатизированы и объединены под управлением выбранных типовых процессов. Технологический центр управления пригородным пассажирским комплексом МЖД включил в себя несколько управлений, и центральная роль, в соответствии с концепцией проекта, была отведена управлению расписанием. Помимо внедрения программной платформы HP Service Manager, была проделана работа по модернизации инфраструктуры связи, вычислительных мощностей и интеграции Service Manager с различными технологическими системами, создана система интеллектуального видеонаблюдения.
По словам Поздеева, экономический эффект от получения полной картины происходящего на дороге благодаря стандартизации процессов управления оценить в цифрах сложно, но качественные изменения налицо. Налаженная система управления запускает конвейер по выполнению работ, а у руководителя остается лишь задача справляться с возникающими отклонениями.