Источник: Janke/Wikipedia |
Если попросить взрослого назвать число посередине между 1 и 9, большинство ответит 5, но если спросить ребенка, то ответ, скорее, будет 3. По теории ученых Массачусетского технологического института, причина в том, что для человека более естественно мыслить логарифмически, чем линейно: 1 — это 30, а 9 — это 32, значит, середина — это 31. Эта теория, похоже, подтверждается психологическими экспериментами: если увеличивать интенсивность сенсорного стимула (например, громкость звука) экспоненциально, при этом будет субъективное ощущение, что возрастание линейно.
Специалисты МТИ доказывают, что логарифмическое представление информации снижает риск ошибки при мышлении. Одно из их предположений в том, что нервная система изначально была рассчитана на минимизацию относительной, а не абсолютной ошибки: ведь если вы ошибетесь на четыре, пытаясь прикинуть, пять или один голодный лев поджидает вас в кустах, последствия будут гораздо серьезнее, чем когда решили, что во встреченном стаде 100, а не 96 антилоп.
Исследователи показывают, что логарифмическая шкала оптимальна, когда нужно сохранить в памяти образ внешнего мира со сжатием либо когда есть вероятность ошибки при сохранении или извлечении информации. Возможно, полагают в МТИ, этим и объясняется логарифмический «инстинкт».