Аналитики полагают, что к 2015 году к Сети будет подключено 15 млрд персональных устройств, а уже сегодня треть обитателей Интернета заявили, что не могут жить без Web, причем почти половина полагают, что потеряли бы связь с друзьями и родственниками, если бы им пришлось отказаться от таких сервисов, как социальные сети. Учитывая, что человек живет, пока он кому-то нужен, Сеть для него становится прямо-таки жизненно необходимой — современное общество «подсело» на Интернет. Одним из проявлений этой тенденции стала консьюмеризация ИТ — распространение пользовательских технологий на корпоративную среду.
На первый взгляд, от термина «консьюмеризация ИТ», как отмечает в своей статье Леонид Черняк, отдает маркетингом, но это не так — речь идет не только о новом направлении в развитии индустрии, но и об отражении социально-экономических процессов, далеко выходящих за рамки технологий. В этой связи наши авторы предостерегают от кажущейся простоты происходящего — замена унылого корпоративного ноутбука на личный веселенький смартфон вряд ли заметно повысит продуктивность работы его владельца. Консьюмеризацию и даже ее частное проявление — концепцию BYOD (Bring Your Own Device) следует рассматривать шире, однако в направлении BYOD сделаны пока лишь первые шаги. Авторы этого номера, отвечая на наиболее актуальные вопросы, связанные с BYOD, попытались сформировать полную картину этой концепции, ставшей, как считает Рустэм Хайретдинов, своеобразным катализатором инвестиций в корпоративную инфраструктуру ИТ.
Почему именно катализатором? Консьюмеризация приблизила непонятные технологии к рядовому сотруднику и к руководителю, поэтому теперь стали ясны многие сложные ранее для понимания вещи типа TCO, ROI или защищенный периметр. Изменилась цепочка принятия решений — освободившись от бдительной опеки службы безопасности, владельцы смартфонов по-другому стали относиться к вопросам защиты своих устройств, что благоприятно сказалось на процессе выделения средств на обеспечение информационной безопасности. Бизнес-пользователь на простых примерах воочию убедился, что информация имеет цену, а воможность ее утечки в результате, например, кражи или потери смартфонов изменила стереотипы поведения топ-менеджмента. Как следствие, изменилась и роль бизнес-пользователя — теперь он точно знает, насколько ценна информация, которую он может потерять, и что спрашивать будут именно с него, поэтому уже сам обращается к ИТ за поддержкой.
Как в рамках BYOD решаются вопросы безопасности, ведь, судя по сводкам аналитиков и исследователей адресного рынка, опасаться есть чего? В 2011 году в мире было зарегистрировано 855 масштабных хакерских атак, в результате которых правонарушители похитили около 170 млн конфиденциальных записей, сообщается в исследовании провайдера Verizon. Примечательно, что злоумышленникам даже не понадобились сложные инструменты для взлома — в то время как компании тратят огромные средства на обеспечение информационной безопасности, их сотрудники продолжают игнорировать элементарные меры защиты, например требование применять сложные пароли, соблюдение которых могло бы их уберечь от атак. В 2011 году 8% сетевого трафика приходилось на мобильные телефоны, а с ростом популярности BYOD эта доля будет расти, однако среди пользователей, выходящих в Сеть со своих мобильных устройств, лишь четверть устанавливает программы защиты и регулярно их обновляет. Ежедневно около миллиона человек по всему миру становятся жертвами киберпреступлений, а ежегодно глобальная киберпреступность обходится планете в 114 млрд долл. и по уровню причиненного ущерба сопоставима с ущербом, который наносит нелегальный оборот наркотиков. Мало того, что консьюмеризация развивается в этой неблагоприятной среде, она еще и разрушила привычную администраторам картину мира — отныне внутри защищенного корпоративного периметра присутствуют чужеродные и не подконтрольные ИТ-департаменту устройства. Но и это еще не все – с позиции корпоративной безопасности, устройство нужно еще защитить и от самого пользователя, который устанавливает ненадежные приложения или слишком вольно обращается с доверенными ему корпоративными данными. Основное средство для решения данных задач, как отмечают наши авторы, — Mobile Device Management.
Что компания или организация получает от BYOD? Экономию средств на обслуживание клиентских рабочих мест, повышение эффективности работы сотрудников, которые теперь используют знакомые и привычные им инструменты ведения бизнеса, находятся на постоянной связи с заказчиками, партнерами и коллегами. Учитывая, что значимые события в современном бизнесе происходят уже не за недели и месяцы, а за минуты и часы, формирование вокруг каждого сотрудника его «персонального облака», которое состоит из всех его устройств и содержит все необходимые информационные ресурсы, инструменты и персональные программы, расценивается нашими авторами уже как обязательный атрибут работы. По оценкам аналитиков Gartner, к 2014 году персональные облака приобретут первостепенное значение, вообще избавив пользователя от привязанности к каким-либо устройствам. Как может работать BYOD в конкретной компании и какой при этом необходимо иметь пул соответствующих инструментальных средств, можно узнать из статьи Сергея Халяпина.
«Делай больше, потребляя меньше» — девиз консьюмеризации применительно как к работнику, так и к компании, однако наши авторы задаются вопросом, а что, собственно, стимулирует наемного работника больше отдавать себя? Работать на собственных устройствах сотрудник компании может теперь где угодно, но это лишь часть общего процесса, и не стоит преувеличивать значение этого компонента консьюмеризации.