Известно, что национальная культура определяет специфику местной продукции: автомобилей, поездов, фастфуда и др., что характерно также и для современной американской технической литературы. К этому выводу невольно приходишь, когда смотришь на длиннющие полки в Barnes & Nobel; прежде всего поражает средний размер изданий, все они либо большого, либо очень большого формата, а страниц в каждой никак не менее полутысячи. Исключение составляют бесчисленные брошюры серии For dummies (что у нас тактично переводят "Для чайников"), прочитав которые можно вдруг перестать быть dummy (дурачком, пустышкой). Казалось бы, толстенный фолиант должен нести в себе гигантский объем информации, но это иллюзия — после отфильтровки разного рода вспомогательных страниц объем сократится на четверть, а далее: разреженный набор, неэкономичные шрифты, обилие картинок и т. п. — черты, стилистически роднящие такие издания с детской литературой. А когда начинаешь внимательнее знакомиться с содержанием, то еще больше поражает откровенное несоответствие количества печатных знаков объему полезной информации. Поначалу такие издания вызывают странное чувство, вроде бы держишь в руках книгу с привлекательным названием, многообещающими анонсами и восторженными отзывами, а читать ее так, как ты привык за долгие годы, не получается. Книги этого типа невозможно изучать в той манере, которая выработана отечественной системой образования.
Все эти "странности" легко объяснимы: на самом деле перед нами продукт иной культуры; не отличаясь по внешним показателям от того, к чему мы привыкли, такого рода книги имеют мало общего с европейскими изданиями. Этот факт следует принять как есть — не удивляет же нас, что не каждому дано оценить прелесть японских или персидских стихов, доступную представителям этих культур. Для того чтобы адекватно воспринимать нынешние технические американские книги, нужно понимать, что они написаны на потребу тамошней публики, с ее культурными и образовательными традициями.
Невольно хочется сравнить все эти издания с бесконечно показываемыми американским телевидением выступлениями протестантских проповедников. Почти всегда такого рода массовые действия происходят в зале, рассчитанном на десятки тысяч зрителей, на сцене он или она, одеты в прекрасные, но цивильные костюмы, их блестящая речь и мимика часами удерживают внимание восторженной аудитории. Очень чисто и добротно одетые люди с благостными лицами с восторгом внемлют подаваемым им банальным истинам. Казалось бы, тут и пяти минут не высидеть, но ведь приезжают и слушают. Аналогия между книгой и выступлением в том, что и то и другое — не что иное, как прекрасно организованная проповедь. Ведь не случайно же многих авторов называют технологическими евангелистами, то есть проповедниками. В подавляющем большинстве нынешняя техническая литература является не учебной, а скорее воспитательной. Эти книги не для внимательного чтения, не для сравнения того, что написано в одной, с содержанием другой. Предполагается, что достаточно взять только одну толстую книгу, поверить в ее истинность и погрузиться в нее, отбросив все сомнения, с целью получения какой-то новой квалификации, их не изучают для получения знаний, их впитывают в себя, дабы освоить новый вид деятельности, получить новую занятость.
Книга "Веб-аналитика 2.0 на практике" из этого разряда книг, и хотя отличный перевод и отечественная полиграфия лишили ее некоторых внешних признаков американской технической литературы, но содержание и проповеднически-дидактическая форма подачи материала остались. В ней есть все, что необходимо, чтобы освоить практическую сторону веб-аналитики, от азов до рекомендаций, как найти соответствующую работу и сколько за нее платят. В книге сказано, что ее освоение занимает восемь месяцев. Рискну предположить, что "Веб-аналитика 2.0 на практике", как и другие подобные издания, используется в качестве пособия на курсах, где можно получить соответствующую квалификацию, стоит обратить внимание на слова "на практике".
Вот как определен предмет: "Веб-аналитика 2.0 — это платформа, которая изменяет определение того, что значат данные в онлайне. Веб-аналитика 2.0 — это не просто сведения о кликах, собираемых с использованием ряда инструментов аналитики, таких как Google Analytics, Omniture или XiTi. Веб-аналитика 2.0 является основой для понимания воздействия и экономической ценности вашего сайта за счет проведения тщательного анализа результатов. Речь идет о выражении приверженности принципам ориентации на клиента, инициативам клиентов и, что самое главное, обучению на основе экспериментирования. Кроме того — и это важно — она позволяет отвязаться от хранилищ данных за счет использования сведений конкурентной разведки для более точного понимания сильных и слабых сторон ваших конкурентов". Далее в 14 главах книга, по словам автора, отвечает на четыре вопроса: “что”, “сколько”, “почему” и “что в противном случае”. Она написана в оптимистичном стиле, чего стоят названия глав "Энергичный новый мир веб-аналитики 2.0", "Удивительный мир анализа потока кликов", "Ключ к славе: измерение успеха", "Руководящие принципы превращения в ниндзя аналитики", “Бегемоты”, "Ниндзя и широкие массы: создание культуры, ориентированной на данные", "Карьера в области веб-аналитики».
Вывод: если вы живете в Америке, и если вы хотите стать хорошим исполнителем в области веб-аналитики, и если у вас хватит терпения просидеть более чем полгода над одной книгой, то она именно для вас. И тем не менее хорошо, что эта книга появилась на русском языке, — она дает представление о профессиональном отношении к веб-аналитике, задачи которой актуальны везде, где есть Сеть. Специалистов с соответствующей квалификацией в России не готовят, часто эти функции выполняют люди с избыточной общей профессиональной подготовкой и недостатком практических навыков. Они явно не станут корпеть над томом восемь месяцев, а смогут сразу извлечь для себя нужные им сведения. Может, со временем кто-то из них сам напишет полезную, но компактную книгу.
Авинаш Кошик. Веб-аналитика 2.0 на практике. Тонкости и лучшие методики. — М.: Вильямс, 2011. — 528 с. ISBN 978-5-8459-1667-9.