Активное развитие ПО с открытым кодом, распространение новых языков и инструментальных сред открывает перед разработчиками широкий выбор готовых компонентов для создания программ, конструировать которые становится все быстрее и дешевле. Аналогичное влияние на операционные элементы программного обеспечения оказывают облачные платформы, существенно удешевляющие внедрение и администрирование систем, делая их доступными пользователям во всем мире.
Одновременно с этим Web фундаментально изменяет взаимоотношения между поставщиками и заказчиками. Последние научились с помощью поисковиков получать всю необходимую информацию и приложения. Все это вынуждает производителей применять сложные методики привлечения, поощрения и обслуживания потенциальных заказчиков, которые, в свою очередь, пользуются все более широким кругом вычислительных устройств и рассчитывают на возможность доступа с их помощью ко всем своим приложениям, сервисам и данным в любое время в любом месте.
Разработчики адаптируются к смене платформ
До недавнего времени от программистов требовалось реализовывать большую часть функционала приложений на одном языке программирования (Cи или C++) и одном интегрированном стеке, причем основной платформой были персональные компьютеры под управлением Windows. Затем в 2000-х главной целевой платформой начал становиться браузер, предпочтительными языком — Java, а господствующей архитектурой веб-приложений — стек LAMP (Linux, Apache, MySQL, PHP), вследствие чего вокруг этих OpenSource-слоев образовались обширные сообщества разработчиков.
Открытый код продолжает процветать, и сегодня на портале SourceForge размещено уже свыше 250 тыс. проектов, 50 самых популярных из которых скачали более 10 млн раз. В результате сейчас имеются качественные образцы практически каждого из элементов программного стека, от антивирусов (ClamWin) и систем управления контентом (Alfresco и Drupal) до поисковых механизмов (Lucene и Solr) и гипервизоров виртуализации (Xen). По сути, Linux и Xen являются ключевыми технологиями с открытым кодом, составляющими фундамент облачных технологий.
Первоначально благодаря использованию ПО с открытым кодом организации достигали экономии расходов, однако им все же приходилось делать значительные начальные капиталовложения в серверы, хранение и сетевую инфраструктуру, но в августе 2008 года компания Amazon ввела в строй свою платформу веб-сервисов. Ассортимент предлагаемых сервисов сначала ограничивался вычислениями, хранением, безопасностью и сетевыми функциями, но вскоре к ним уже добавились инфраструктурные сервисы, в том числе СУБД, управление контентом, аутентификация, обмен сообщениями, протоколирование и мониторинг. Сегодня кроме Amazon еще ряд провайдеров, в том числе Microsoft, Google, Rackspace и Salesforce, предлагают облачные платформы по привлекательным гибким расценкам. Например, у Amazon недавно появился бесплатный уровень сервиса, включающий в себя месяц (750 ч) машинного времени с балансировкой нагрузки, емкостью хранения (10 Гбайт) и лимитом трафика (15 Гбайт).
Благодаря виртуализации, открытому коду и облакам стало гораздо дешевле создавать и внедрять новые программные решения — начинающие разработчики и новые компании сейчас сразу начинают пользоваться облаками.
Маркетинг важен как никогда
Исторически ИТ-компании были вынуждены заниматься прямым маркетингом и продажами — процессами неэффективными и дорогостоящими. Крупные аналитические компании наподобие Gartner и Forrester Research выполняли в этом случае роль консультантов и наставников ИТ-руководителей старшего ранга. Компании тратили значительные средства на проведение масштабных маркетинговых операций и организацию продаж через торговых агентов, однако из-за трудностей, связанных с управлением сложными процессами принятия решения и планирования бюджета, результат часто оказывался непредсказуемым. Более того, в связи с высокой стоимостью разработки и внедрения продуктов, а также ввиду больших расходов на продажи и маркетинг поставщики часто вынуждены были ориентироваться только на крупных корпоративных заказчиков, способных легко потратить миллионы долларов.
После массового краха доткомов и глобального экономического спада компании изменили способы приобретения технологий, их внедрения и управления, а потребители стали пользоваться новыми мобильными устройствами и веб-технологиями, и в связи с этим компании начали брать на вооружение новые решения. Однако по мере продолжения роста и развития рынка заказчики всех размеров начали уставать от постоянного появления все новых технологий, не видя смысла в инсталляции, конфигурировании и сопровождении одновременно множества решений. Сегодня заказчики отдают предпочтение системам, доступ к которым можно получить в любой момент с любого устройства и которые комплектуются и оплачиваются в соответствии с особенностями и объемами использования. Лучше всего данный подход отражен в девизе No Software компании Salesforce. Благодаря появлению модели SaaS значительно расширился доступный производителям рынок, поскольку теперь появилась возможность обслуживать не только крупные корпорации, но и компании малого и среднего бизнеса.
Вместе с тем, одной лишь смены модели разработки и внедрения ПО уже недостаточно — компаниям-производителям необходимо также менять методы распространения информации о своих продуктах, привлечения к ним интереса и, наконец, получения заказчиков. Потенциальные заказчики уже не хотят, чтобы им продавали товар, а желают самостоятельно изучать продукт, чтобы убеждаться в его нужности, поэтому поставщикам необходимо готовить привлекающий к себе внимание контент в форме презентаций, ситуационных исследований, свидетельств пользователей, подробной документации и бесплатных пробных версий. Для всего этого потребуется терпение, поскольку процесс формирования интереса и обращения потенциальных заказчиков в реальных может занять месяцы или даже годы. Производителям необходимо формировать и наращивать сообщества своих заказчиков и партнеров, пользуясь этими сообществами в качестве механизмов влияния и поддержки.
Многому можно научиться у успешных веб-компаний, работающих на потребительском рынке, таких как Amazon, eBay и Zynga. Потребительские веб-компании и операторы мобильных сервисов показали, как можно эффективно проводить кампании по привлечению заказчиков и расширению покупательской аудитории. Для большинства решений о покупках основной стартовой точкой по-прежнему остается поиск в Сети, однако все больший вес приобретают социальные СМИ: блоги, Facebook, Twitter и т. д. как инструмент передачи и обмена информации. Появился целый ряд компаний, например Radian6, Gigya, SEOmoz и Trada, которые специализируются на оказании помощи маркетинговым специалистам в использовании для их нужд социальных СМИ и поисковых систем.
Уже довольно давно существуют базовые сервисы анализа веб-трафика наподобие Omniture и Google Analytics, и рано или поздно вся информация из учетных записей, имеющих отношение к продажам, оказывается в системах, подобных Salesforce. Однако сейчас критически важным стало отслеживать и интегрировать онлайн-активность с операциями маркетинга и сбыта, а также вести хранилище для нужд аналитики, чтобы повышать эффективность приобретения, удержания и обслуживания заказчиков.
Традиционной формой онлайн-маркетинга являются рассылки по электронной почте, но теперь поставщикам необходимо подключать социальные СМИ, проводить онлайн-семинары и встречи (например, посредством WebEx или GoToMeeting). Компании Marketo и Eloqua одними из первых предложили решения для автоматизации маркетинговых программ и проведения углубленного маркетингового анализа. Доступны основные строительные блоки: веб-аналитика, автоматизация маркетинга и управление взаимоотношениями с клиентами, однако ни одно решение не способно управлять сразу всеми этапами процесса онлайн-маркетинга и сбыта. Поэтому необходимо тесно интегрировать отделы маркетинга и сбыта, соединять друг с другом нужные бизнес-приложения и оснащать их средствами анализа бизнес-показателей.
Разработчики в роли заказчиков
Сегодня важно расширить понятие потенциальных заказчиков — ими теперь могут быть не только конечные пользователи. Во многих случаях в роли заказчика может выступать и разработчик программного обеспечения. Первоначальный успех Open Source и облаков был во многом обусловлен образованием обширных сообществ разработчиков вокруг популярных программных компонентов и инструментальных сред. Компании JBoss, SpringSource и Heroku были приобретены более крупными не ради их технологий, а из-за образовавшихся вокруг них сообществ. Даже на перенасыщенных рынках, например по предоставлению услуг электронной почты и инфраструктуры электронной коммерции, появляются новые компании, которые развиваются благодаря тому, что фокусируются на привлечении разработчиков, предоставляя им подробно документированные архитектуры и API. Примером таких компаний могут служить MailChimp и Magento.
Разработчики сегодня экспериментируют с поразительно большим количеством новых языков программирования — Ruby, Erlang, Clojure, Go и др., многие из которых были созданы специально с расчетом на использование основных преимуществ облаков. Кроме изучения этих языков разработчики все активнее осваивают принципиально новые архитектуры приложений, и теперь уже часто не имеет смысла рассматривать компоненты традиционной n-звенной архитектуры (СУБД, приложение и веб-интерфейс) в качестве индивидуальных слоев — вместо этого разработчики осваивают возможности новых сред, таких как Hadoop, Memcached/Membase, CouchDB, Nginx и Node.js. Эти технологии привлекают интерес не только благодаря своей простоте и масштабируемости, но также потому, что они созданы в расчете на экономику и расширяемость облака.
Еще один фактор, заставляющий пересматривать программную архитектуру, состоит в быстром распространении смартфонов и планшетных компьютеров на базе операционных систем iOS и Android. Наибольшей популярностью пользуются пока устройства Apple, но и Android благодаря своей открытости привлекает внимание производителей устройств и операторов связи. Мобильные платформы и нынешнее низкое качество покрытия сетей беспроводной связи создают еще один уровень сложностей и ограничений, которые необходимо будет преодолеть в архитектурах приложений следующего поколения. Компании-стартапы разрабатывают новые перспективные среды, например SproutCore, Sencha и Titanium, в которых поддерживаются развивающиеся стандарты наподобие HTML5 и благодаря которым приложения могут работать и в мобильной среде, и в Web.
***
Смены платформ происходят обычно каждое десятилетие, и на их стандартизацию обычно требуется некоторое время. Сегодня готовится очередная смена платформ, и со временем она приведет к появлению новых колоссальных возможностей на всем ландшафте программного рынка, а венчурным финансистам предстоит провести ревизию своих взглядов на облака как объект инвестиций.
Робин Вэсан (rvasan@mayfield.com) — управляющий директор венчурной компании Mayfield Fund (шт. Калифорния, США).