Вопреки обыкновению, тональность вводной заметки к номеру на этот раз задала рецензия на книгу по практическим урокам Web-аналитики, обращающая внимание на то, что национальная культура, как правило, определяет специфику местной продукции, будь то автомобили, фаст-фуд или техническая литература. Это же относится и к особенностям применения тех или иных ИТ-решений, например полнофункциональной системы предсказательной аналитики, снабженной многообещающими анонсами и восторженными отзывами солидных пользователей, но проявляющей свою эффективность лишь при работе в конкретной среде. Действительно, погоня за несколькими процентами прибыли или усилия по минимизации оттока клиентов имеют мало смысла при наличии у предприятия такого, свойственного местной системе, атрибута, как административный ресурс, позволяющий иногда в разы увеличивать прибыль или уменьшать доходы конкурентов. Однако последним, а также малым и средним предприятиям ИТ-решения все-таки могут дать шанс для побега из системы.
Как бы то ни было, во всем остальном мире давно осознали важность бизнес-аналитики вообще и, в особенности, аналитики предсказательной, в развитие приложений которой, как отмечают авторы этого номера журнала, сегодня вкладываются немалые средства. В 2010 году расходы на приложения для бизнес-аналитики и управления эффективностью деятельности предприятий составили 10,5 млрд долл., что на 13,4% больше, чем в предыдущем году, хотя затраты на корпоративное программное обеспечение в целом упали на 2,5%. На протяжении всего недавнего экономического спада сегмент рынка приложений предсказательной аналитики оставался стабилен – пользователи рассчитывали с их помощью повысить эффективность бизнеса. Безусловно, определенную роль в этом сыграл не только спрос, но и агрессивный маркетинг компаний-разработчиков.
До сих пор многие предприятия тратят уйму времени и денег на сбор исторических данных, с которыми впоследствии ничего не делают, поэтому из всех приложений бизнес-аналитики, по мнению Леонида Черняка, в следующем десятилетии наибольший рост продемонстрирует именно прогнозная, позволяющая на основе оперативных и ретроспективных данных оценивать вероятность реализации тех или иных событий в будущем. Нынешнее увеличение спроса на такие решения происходит как благодаря старым клиентам, которые закупают дополнительные лицензии, так и за счет продаж новых лицензий и отказа компаний от разработки собственных решений. Кроме того, до сих пор область прогнозной аналитики была относительно элитарной, доступной лишь математикам и специалистам по анализу, но сейчас она демократизируется – появляются привлекательные по цене и простоте инструменты и интегрированные решения, обзор которых представлен в этом номере журнала.
Как отмечают наши авторы, для активного распространения прогнозной аналитики созрели объективные условия – традиционные средства бизнес-анализа становятся ширпотребом, поскольку надо как-то обрабатывать накопленные огромные массивы неструктурированных данных, а прогнозная аналитика занимает освободившееся авангардное место и становится площадкой для конкуренции. Интрига рынка, как обычно, в быстроте – важно, кто первым предложит адекватные средства, доступные всем заинтересованным специалистам в прикладных областях, включая тех, кто не совсем уверенно чувствует себя в сфере работы с информацией. Такие средства должны обладать способностями к самообслуживанию и интегрироваться в существующие BI-решения и хранилища данных, поддерживающие классическую аналитику.
Слишком долго наши усилия в онлайне основывались на доверии – совершая покупки, заключая сделки или просто общаясь, многие действуют по схеме, принятой в офлайне. Однако в Сети не следует полагаться на веру – здесь нет личного общения; нет важной для оффлайна угрозы деловой репутации; призрачна неотвратимость наказания, поэтому форму безопасного делового общения дублировать из оффлайна некорректно. Блок статей этого номера посвящен вопросам безопасности в Сети, в частности обсуждению проблем верификации личности владельца сетевой учетной записи. Почти на всех сайтах, хранящих пользовательские учетные записи, для верификации применяются пароли, однако часто необходимы дополнительные способы идентификации, например, если пароль был забыт или украден. В этом случае нужна вторичная аутентификация, предоставляющая пользователю возможность подтвердить свою личность и вернуть утраченный доступ.
Много ли ученику дадут бумажные инструкции по эксплуатации рояля или буклеты по вождению автомобиля? Без практических уроков здесь не обойтись – реальным практиком становится не прослушавший курс, а принявший на себя ответственность за дальнейшее самообучение. Примерно такой посыл был взят на вооружение в статье о педагогике сотрудничества, основанной на вовлечении студентов через социальные сети в процесс обучения и на получении практических навыков путем совместного с другими слушателями решения практических задач. Предлагаемая авторами платформа может быть использована для построения таких образовательных сообществ, как автоматизированный университет, живая энциклопедия знаний, сенсорная сеть и т.п.
Хочется верить, что мы живем на рассвете, и будущее бизнеса действительно станет зависеть не от административного флюгера, а только от способности руководителей предприятий видеть, оценивать и анализировать настоящее во всем его многообразии. Целого не осознать, если разобрать его на кусочки и анализировать некоторые из них – нельзя, накачивая мышцы руки, ждать что и мышцы ног разовьются. Давно известно, что тренироваться лучше в коллективе – сообща добывать информацию традиционными средствами BI, а действовать надо индивидуально, используя инструменты прогнозной аналитики. В противном случае побега от систем не случится, и ничего, кроме смены внешних декораций, инсталляция решений бизнес-аналитики не принесет – останется тот же хаос, давление обстоятельств и невозможность увидеть причинно-следственные связи.