Мир все быстрее меняется — Интернет, общедоступные вычислительные мощности, повсеместный и простой доступ к информации, открытые платформы, глобализация, облака, социальные сети и другие инновации меняют способы организации и ведения бизнеса. С помощью ИТ предприятия создают сегодня инновационные бизнес-модели, которые, вызрев внутри компаний, вырываются наружу, причем подобные процессы наблюдаются не только в коммерции, но и в социальной сфере, и в правительственных организациях. Смещение деятельности компаний всех типов в цифровую область создает предпосылки для снижения физических барьеров между ними, создания новых отношений, новых бизнес-моделей и новых бизнес-стратегий.
Мир ИТ отличается высокой степенью «распределенности» знаний и информационных ресурсов — сегодня организации могут арендовать то, что раньше должны были создавать или приобретать на стороне. Само понятие аренды преобразуется в отношения бизнес-организаций с поставщиками, предоставляющими доступ к ресурсам, которые в других условиях были бы недоступны. Эти отношения рассматриваются организациями как предоставление ИТ-услуг, а собственно ИТ-услуги — как «средство предоставления ценности заказчикам через содействие в получении результатов, которых заказчики хотят достичь, не неся специфических затрат и рисков» [1].
Находясь под давлением внешних и внутренних требований, компании вынуждены искать поставщиков ИТ-услуг, обладающих наибольшими преимуществами. Это приводит к тому, что ИТ-организации, как внешние, так и внутренние по отношению к бизнесу, как в коммерческих структурах, так и в социальной или государственной сфере, оказываются в жесткой конкурентной среде. Они вынуждены применять Управление услугами, в основе которого лежит деятельность по преобразованию ИТ-актива в услугу, несущую ценность бизнесу. Без способности выполнять такое преобразование ИТ-организация, «предоставляющая» услугу, будет всего-навсего поставщиком ресурсов и технологий, которые сами по себе имеют относительно низкую ценность для потребителя. Как же поставщику создать услугу, приносящую истинную ценность заказчику?
Активы бизнеса – точка приложения сил ИТ
По мнению Питера Друкера [2], эффективным будет такое управление внутри организации-поставщика, которое направляет усилия на достижение не внутренних, а внешних по отношению к своей организации результатов: «Внутри себя организация нерезультативна. Все результаты дают о себе знать извне». Таким образом, поставщик услуг должен акцентироваться в первую очередь не на развитии собственных ресурсов и технологий для достижения внутренних целей (бесперебойной работы серверов, например), а на обеспечении результата своего заказчика. О необходимости рассмотрения внешней перспективы при создании ценности говорит и ITIL [1]: «Определение и дифференциация ценностей находится в сознании заказчика».
Не стоит ожидать, что заказчик сам предоставит детальное описание своих ожиданий от ИТ-услуги. Общение с ключевыми специалистами заказчика может пролить свет на отдельные элементы функциональности, лежащие на поверхности, но это не сильно продвинет поставщика к пониманию ценности услуги, так как укажет лишь на результаты, ценные с точки зрения операционного персонала, а не бизнеса. Как сократить разрыв между ожиданием заказчика и результатом, который он получает от использования услуги? Куда поставщику следует приложить усилия, чтобы осознать, в чем может заключаться ценность его услуги для заказчика? Очевидно, что ответ связан со словами «внешний результат», то есть с результатами бизнес-деятельности заказчика, которые во многом зависят от производительности его бизнес-активов: «Производительность активов заказчика должна стать вопросом первостепенной важности для профессионалов в управлении услугами, так как без активов заказчика не существует основы для определения ценности услуги» [1].
Организации используют активы для создания ценности в какой-либо форме. Ресурсы и способности являются подтипами активов (см. таблицу).
Таблица. Подтипы активов
Способности | Ресурсы | |
---|---|---|
А1. Менеджмент | Х | |
А2. Организация | Х | |
А3. Процессы | Х | |
А4. Знания | Х | |
А5. Персонал | Х | Х |
А6. Информация | Х | |
А7. Приложения | Х | |
А8. Инфраструктура | Х | |
А9. Финансовый капитал | Х |
Ресурсы являются непосредственным материалом и инструментом для производства, а способность организации координировать, контролировать и развертывать ресурсы для создания добавочной ценности обычно основана на опыте, большом количестве знаний, информации и тесно связана с персоналом, процессами и технологиями. Если построить цепочку создания добавленной ценности бизнес-результата, детализировать ее по бизнес-активам, то появится возможность достаточно точно указать на активы, производительность которых может быть обеспечена на уровне, необходимом бизнесу, за счет использования ИТ (синие элементы на рис. 1).
![]() |
Рис. 1. Цепочка создания добавленной стоимости |
Для каждого актива, производительность которого должна быть обеспечена ИТ-услугой, следует выполнить детальный анализ его влияния на результат, а также составить требования к обеспечению его производительности. Такие требования к услуге, сформированные и документированные, будут понятны заказчику и могут служить основой для проектирования ИТ-услуги.
Сервисные активы – инструмент обеспечения ценности
Все документированные требования должны быть преобразованы в ИТ-услугу, построенную на основе сервисных активов таким образом, чтобы она обеспечивала потенциал активов бизнеса, которые за счет добавленной ценности ИТ-услуги в свою очередь обеспечивали бы необходимые организации бизнес-результаты (рис. 2).
![]() |
Рис. 2. Процесс проектирования ИТ-услуги |
Сервисные активы поставщика, как и активы заказчика, перечислены в таблице, и для обеспечения ценности ИТ-услуги для заказчика поставщик услуг должен развивать не только свои ресурсы, но и свои способности.
С целью повышения эффективности использования сервисных активов поставщикам рекомендуется строить модели «связи услуг и сервисных активов с теми результатами заказчика, которые они обеспечивают» [1]. Построение диаграммы результатов заказчика в разрезе услуг и сервисных активов может быть выполнено, например, в виде сервисно-ресурсной модели. Управление сервисными активами с точки зрения обеспечения эффективности ИТ-услуг и достижения результатов заказчика требует развития у поставщика услуг способности управлять конфигурациями.
Активы и зрелость ИТ-услуги
Наличие актуальной и достоверной информации об использовании сервисных активов в обеспечении производительности тех или иных бизнес-активов заказчика позволяет поставщику применять стратегическое мышление при управлении ИТ-услугами. В зависимости от модели бизнес-активов, результатов и рисков заказчика поставщик услуг может формировать стратегию развития сервисных активов. Кроме того, наличие полной и четкой картины использования активов и понимание их потенциала позволяет выполнять оценку зрелости ИТ-услуги. Зрелой считается услуга, в рамках которой «становится возможным предоставить более высокий уровень полезности и гарантии без пропорционального увеличения затрат» [1]. Другими словами, это услуга, которая позволяет поставщику реагировать на потребности заказчика в части увеличения производительности бизнес-активов без пропорционального увеличения затрат на соответствующие сервисные активы.
***
Без должного внимания со стороны поставщика услуг к результатам и активам бизнеса, без сопоставления их с сервисными активами и без формирования стратегий развития активов в соответствии со стратегией развития бизнеса заказчика вряд ли возможна успешная деятельность поставщика услуг. Управление услугами — это специфическая стратегическая способность, которую должен развить поставщик, объединяя ее с имеющимся опытом поставки технологий, решений и продуктов и технической поддержки. Чтобы развить новую способность, необходимо усилие, но это усилие обеспечит в будущем долговременную и надежную точку опоры.
Литература
- ITILv3. Service Strategy, Office of Government Commerce (OGC) — UK: TSO (The Stationery Office), 2007. — 264 с., ISBN 9780113310456.
- П. Друкер. Эффективный управляющий, 2004. – 268 с., ISBN 5-85020-153-Х.
Владимир Трухин (v.trukhin@itexpert.ru) — директор департамента ИТ-обучения компании IT Expert (Москва).