На протяжении нескольких десятилетий в ИТ было испробовано и протестировано множество технологических инноваций и различных бизнес-моделей, и каждый раз казалось, что очередная модель позволит упростить жизнь бизнесу. В какой-то мере эти цели были достигнуты — сегодня, более чем когда-либо прежде, общество зависит от ИТ, однако не хватало одного шага до окончательного разрушения барьеров на пути повсеместной доступности высокотехнологичных сервисов, как это уже произошло с электричеством, дорогами или транспортными средствами. Таким шагом стали облака, по сути переводящие ИТ на сервисные рельсы, по которым их услуги, по аналогии с коммунальными, доставляются потребителям, а оплата осуществляется по факту их использования.
Европейские пользователи уже осознали преимущества облачной модели, но и в России растет интерес к облакам: с одной стороны, инвестиции в ИТ сегодня лимитированы, а с другой — российские компании активно расширяют свое присутствие на международном рынке. Облачные сервисы либо приобретаются у внешних провайдеров публичных облаков, либо получаются из собственных, частных облаков. Возможно также объединение обеих моделей в «гибридное облако», но общая тенденция состоит в том, что в конечном счете останется лишь публичное облако, как это произошло с электричеством: у компаний, как правило, нет собственных электростанций, хотя иногда, возможно, будут собственные генераторы (частные облака). Тем не менее в любом случае все ИТ-решения будут предоставляться по сервисной модели. Но пока в европейских компаниях наряду с повышением спроса на сервисы, доставляемые из публичных облаков, наблюдается интерес и на планирование частных облаков на базе собственных ИТ-подразделений, в которые уже инвестировано много средств и которые под влиянием роста популярности облачной модели вынуждены становиться гибкими для удовлетворения бизнес-требований и обеспечения такой же экономической эффективности, как и публичные облака.
Для создания конкурентоспособной платформы, предлагающей различные виды сервисов на принципах Infrastructure as a Service (например, электронная почта, хранение, резервирование и т.п.) и SaaS либо являющейся более специфичным межотраслевым технологическим решением, как, например, решение Financial Value Chain Cloud, помимо прочего обеспечивающее унифицированную обработку счетов между различными сторонами, в компании Tieto был разработан новый подход к работе центров обработки данных. В одном из ЦОД компании в Москве развернута инфраструктура целевого назначения, способная удовлетворить потребности российских клиентов.
ЦОД под облаками
Центры обработки данных следующего поколения, способные работать в условиях облаков, должны не только гарантированно обеспечивать время безотказной работы, требуемый уровень безопасности и необходимое качество обслуживания, но и динамически предоставлять мощности. Такие ЦОД похожи на фабрики, в которых приложения и сервисы отвечают целевому назначению центра по «производству» конкретного спектра ИТ-сервисов. То, что сейчас происходит с ЦОД, можно назвать небольшой революцией, при которой особую важность приобретает масштабирование.
В рамках облачной инфраструктуры физические ресурсы заключены в большое количество масштабируемых, специализированных пулов, сконфигурированных для динамического предоставления и переналадки по требованию в режиме реального времени. Все операционные элементы, включая базовые приложения, контент и все уровни ресурсов, абстрагированы друг от друга. Устранение явных зависимостей между ресурсами и приложениями упрощает управление, а поскольку облачная операционная среда в целом характеризуется высокой гибкостью и надежностью, она способна развиваться по мере появления новых технологий, что позволяет минимизировать негативное влияние жестких привязок и изолированных мощностей, проявляющееся при изменении инфраструктуры.
Применение традиционных принципов построения ЦОД, предусматривающих создание обособленных компонентов по принципу «снизу вверх» и ограничивающих предоставление ресурсов, требуемых для оказания облачных услуг, нецелесообразно. Однако неясно, каким образом в режиме реального времени можно обеспечить соответствие облачных сервисов провайдера бизнес-требованиям его клиентов при гарантированном качестве обслуживания. Для этого при построении облаков требуется произвести первоначальную оценку бизнес-требований с целью последующего определения способов создания и предоставления соответствующих ресурсов ЦОД.
Логическая модель архитектуры Tieto включает две фундаментальные концепции - инфраструктура целевого назначения (Fit-for-Purpose) и инфраструктура реального времени (Real-Time Infrastructure, RTI). При традиционном подходе ресурсы в ЦОД развертываются без учета особенностей выполняемых с их помощью бизнес-операций, а теперь, вместо обработки этих операций с использованием псевдоуниверсальных аппаратных конфигураций, учитываются потребности бизнеса каждого клиента и определяется путь оптимального их удовлетворения. В рамках нового подхода «сверху вниз» для представления бизнес-требований, от которых зависит конфигурация инфраструктуры, ее функциональность и операционные характеристики, применяется цепочка бизнес-ценностей. Ее оптимизация позволяет сопоставить имеющийся портфель приложений с каждым из бизнес-сегментов и охарактеризовать их профили рабочей нагрузки. Профили рабочей нагрузки используются для построения логической модели инфраструктуры целевого назначения реального времени. На их основе определяется потребность в предоставлении ресурсов, после чего ресурсы инфраструктуры адаптируются под требуемую рабочую нагрузку.
Данный подход позволяет обеспечить предсказуемое время отклика на запрос сервиса, а также необходимый баланс между затратами и производительностью операционной платформы. Ключевым аспектом при этом является определение средств реализации инфраструктуры: сеть, хранение данных, вычислительные мощности, память, диски, устройства ввода/вывода, помещения, питание, кабельные соединения и т. д. В каждом ЦОД, построенном по принципу Fit-for-Purpose, развертывается комплекс технологических решений, оптимизированных в соответствии с целевым назначением рабочей нагрузки. Требования к ресурсам, предоставляемым таким центром, описываются в запросах на выделение ресурсов и выделяются на основе политик.
Облако Tieto
Архитектура, предлагаемая компанией Tieto, позволяет решить основные проблемы традиционного подхода, а именно устранить ограничения в сфере эксплуатации и управления и предоставить возможность масштабирования и развертывания согласно бизнес-требованиям.
Глобальное облако Тieto (см. рисунок) построено на базе нескольких крупных ЦОД в Хельсинки, Стокгольме и Москве. Помимо этого имеется еще около двух десятков региональных ЦОД (Санкт-Петербург, Осло, Копенгаген и т. д.), используемых для удовлетворения потребностей местных заказчиков; эти центры в случае необходимости также могут быть задействованы под глобальные проекты. Все ЦОД соединены между собой широкополосными каналами связи по топологии «звезда» с центром в Хельсинки и по топологии «кольцо» с соседними. За счет быстрых каналов связи имеется возможность резервировать данные не только внутри одного ЦОД, но и между соседними, обеспечивая требуемый для ряда заказчиков уровень защиты критических данных.
Все системы мониторинга облака интегрированы с Tieto Operations Management Tool (OMT) – решением компании по управлению процессами, построенным на основе ITIL v3 по таким процессам, как Incident Management, Problem Management, Change Management, Asset Management, Notifications и Feedback Collection. Решение OMT содержит описание всех процессов облака, управляет ими и хранит информацию о сотнях тысяч единиц оборудования. Централизованная служба поддержки Tieto использует OMT как основной инструмент, с помощью которого в системе ежедневно создается и обрабатывается несколько тысяч запросов на обслуживание. Безопасность информационных технологий на всех уровнях осуществляется согласно группе стандартов ISO 27000.
Московский сегмент
Основу инфраструктуры Московского ЦОД образуют решения Vblock от EMC, Cisco и VMware, включающие предварительно сконфигурированную группу базовых элементов: серверы, устройства хранения данных, сетевое оборудование, средства обеспечения безопасности и эксплуатации.
Ким Андерсен (kim.andersen@tieto.com) – технический директор, Петер Линдберг (Peter.lindberg@tieto.com) — вице-президент по развитию бизнеса, Станислав Потапкин (stanislav.potapkin@tieto.com) — менеджер по информационной безопасности компании Tieto
Первый свой ЦОД в России компания Tieto открыла в Санкт-Петербурге в феврале 2009 года для удовлетворения потребностей скандинавских клиентов, среди которых была страховая компания If P&С Insurance и ее «дочка» – СК «Регион», а в 2010 году к ним присоединился издательский дом «Бониер Бизнес Пресс», выпускающий газету «Деловой Петербург». Специалисты Tieto и «Делового Петербурга» совместно разработали инфраструктуру, обеспечивающую функционирование интернет-издания с возможностью удаленного управления порталом. Компания Tieto взяла на себя задачи, связанные с обеспечением мониторинга и поддержки базовой операционной среды.