Мировой рынок информационных технологий для здравоохранения выглядит сегодня довольно скромно на фоне других вертикальных рынков, попадая обычно на диаграммах аналитиков в категорию «прочие». Например, по оценке Gartner, в 2009 году расходы на ИТ в здравоохранении составили около 79,8 млрд долл., или примерно 3,5% объема мирового ИТ-рынка. Однако ситуация меняется буквально на глазах – именно этот сегмент по ряду причин с каждым днем привлекает к себе все больше внимания. Частично это объясняется тем, что вопросы улучшения охраны здоровья непосредственно затрагивают всех и более близки каждому человеку, чем, например, состояние нефтяных и финансовых рынков.
Еще более весомая причина повышения интереса к ИТ в медицине – поиск инвесторами новых точек роста. В то время как глобальный ИТ-рынок переживал рецессию вместе с остальными отраслями экономики, сегмент информатизации здравоохранения, напротив, внушал оптимизм, несмотря на то что ИТ-бюджеты в медицинских учреждениях тоже просели (по сравнению с 2008 годом ИТ-расходы в здравоохранении снизились приблизительно на 6%). Экономический кризис дал дополнительный толчок реформе системы здравоохранения США – ухудшение доступа населения страны к медицинским услугам резко повысило важность развития «электронной медицины».
Инвестиции в информатизацию здравоохранения нынче текут рекой в Австралии, Великобритании и Германии, запустивших свои программы eHealth. По данным исследования Taylor Nelson Sofres и e-Rewards, основные инвестиции направляются сегодня на системы работы с электронными медицинскими картами (Electronic Health Records, EHR) и контроля над приемом медикаментов (включая электронные рецепты), а также на перевод в электронный вид врачебного документооборота. По прогнозу аналитической компании Scientia Advisors, продажи на рынке медицинских ИТ будут ежегодно увеличиваться на 11% вплоть до 2013 года, в то время как темп роста ИТ-рынка в целом после его восстановления составит, по разным оценкам, лишь 3-4%. ИТ в здравоохранении становятся сегодня точкой роста в сфере ИКТ, вытягивая за собой смежные технологии: видеоконференц-связь, мобильные решения, системы документооборота и др. К примеру, в ABI Research считают, что переход на электронные системы ведения медицинской документации, внедрение беспроводных сетей для учета ресурсов, необходимость поддержки мобильной работы в ближайшие годы вызовут резкий рост спроса на медицинское оборудование с поддержкой беспроводных сетей. К 2014 году суммарный объем продаж такого оборудования вырастет на 70% и достигнет 5 млрд долл.
Медицинские информационные системы (МИС) образуют самый динамичный сегмент на глобальном рынке товаров и услуг для сферы здравоохранения, объем которого составляет около триллиона долларов. Ожидается, что к 2013 году доля ИТ в общем объеме продаж товаров медицинского назначения увеличится с 4 до 5%.
Большая часть продаж медицинских ИТ в ближайшие несколько лет придется на Северную Америку, главным образом на США. В долгосрочной же перспективе рост будет наблюдаться и в других регионах. Впрочем, в Китае среднегодовые темпы роста рынка ИТ для здравоохранения уже сейчас достигают 25%. Россия пока лишь готовит почву для движения в этом направлении, и уроки других стран могут очень пригодиться.
Рецепт успеха
В первую очередь для развития ИТ в здравоохранении требуется государственная поддержка, без которой немыслимо построение информационной системы национального масштаба.
США лидирует сейчас по общим затратам на здравоохранение, однако, несмотря на это, из-за отсутствия внятной национальной стратегии страна оказалась в числе отстающих, в том числе и в области информатизации здравоохранения. Опрос 10 тыс. участковых терапевтов из 11 стран мира проведенный фондом Commonwealth Fund в 2009 году, выявил отставание США по таким важным показателям, как доступ к медицинской помощи, применение финансовых стимулов для повышения качества обслуживания пациентов и использование ИТ в здравоохранении. Только 46% врачей в США используют электронные медицинские карты, в то время как в Австралии, Великобритании, Италии, Нидерландах, Новой Зеландии, Норвегии и Швеции их применяют свыше 90% докторов.
Во многом благодаря четкой национальной политике Дания, Финляндия и Швеция превзошли США в информатизации здравоохранения (см. таблицу 1), и, кроме того, вследствие высокой технической грамотности европейского населения сами пациенты требуют, чтобы при лечении медики шире использовали ИТ. В Дании еще в 1988 году врач считался «второсортным», если у него на столе не было персонального компьютера, а вот 63% американцев, опрошенных в 2007 году компанией Westat по заказу Министерства здравоохранения и социального обеспечения США, вообще ничего не слышали об электронных историях болезни. Значительно затормозили развитие ИТ в здравоохранении США законы о защите персональных данных – в отличие от упомянутых Скандинавских стран, в США не принята система уникальных идентификаторов пациентов из-за опасений вторжения в частную жизнь. Между тем национальный идентификатор пациента, обеспечивающий информационную совместимость систем разного происхождения и назначения, незаменим при создании государственных баз данных, и его можно назвать визитной карточкой самых продвинутых в области eHealth стран (см. таблицу 2).
Небольшим странам проще осуществить координацию между участниками процесса, однако в больших государствах удельная стоимость внедрения ИТ оказывается ниже.
Как и положено самолюбивой державе, США бросили сегодня все силы на ликвидацию позорного отставания. Только на стимулирование развертывания систем электронных медицинских карт выделено 19 млрд долл., а общее финансирование информатизации здравоохранения запланировано на уровне 33,3 млрд долл. Из средств стимуляционного пакета 598 млн долл. пойдет на создание сети региональных центров развития ИТ в здравоохранении, которые будут обеспечивать техническую поддержку внедрения системы электронной медицинской документации. Еще 564 млн долл. выделяется на техническую, юридическую и финансовую поддержку внедрения системы обмена медицинскими данными HIE на основе электронных архивов медицинской документации на федеральном и региональном уровне.
Высокая стоимость внедрения ИТ требует мощных финансовых стимулов, которые эффективно используются в Австралии, Великобритании, Дании и Нидерландах. США взяли их опыт на вооружение. В соответствии с Законом о применении медицинских информационных технологий в клинической практике (Health Information Technology for Economic and Clinical Health Act, HITECH), на каждого врача, эффективно использующего систему EHR, предусмотрены выплаты в размере до 64 тыс. долл. Для получения финансирования медицинским учреждениям и индивидуально практикующим врачам требуется продемонстрировать применение ИТ для повышения качества, безопасности и эффективности медицинского обслуживания. Однако столь грандиозные финансовые планы, по мнению аналитиков Gartner, затормозили в 2009 году развитие ИТ в здравоохранении – многие новые проекты были заморожены в ожидании формулировки критериев «целесообразного использования» медицинских систем, выполнив которые можно будет претендовать на бюджетные деньги.
Стимулирующие меры нацелены на максимальное ускорение процесса информатизации: с каждым годом размер выплат будет снижаться, затем они прекратятся вовсе и начнется взимание штрафов с врачей, не использующих EHR.
«Героическое» сопротивление
Реализации планов и стратегий развертывания МИС препятствуют главным образом сами врачи. Например, национальный проект информатизации здравоохранения Великобритании с бюджетом 12,7 млрд фунтов стерлингов, из которых 6,5 уже потрачено, споткнулся именно об упорное сопротивление медперсонала. В Германии многолетний проект, нацеленный на перевод индивидуальной медицинской документации в электронный формат с целью хранения на личных смарт-картах пациентов, на который уже потрачено 1,7 млрд евро бюджетных денег и средств медицинских страховых компаний, остановлен из-за отставания от графика на три года. Одна из главных причин – сопротивление врачей общей практики, открыто демонстрирующих свой протест.
Подобная ситуация складывается и в России; например, при реализации медицинских grid-проектов по созданию общих информационных ресурсов врачи в подавляющем большинстве случаев не желают делиться с коллегами данными, считая их своей собственностью.
Специалисты Гарвардской медицинской школы провели исследование «самых компьютеризированных» медицинских стационаров и отметили, что компьютеризация не дает экономии и не повышает эффективность административной деятельности. По мнению аналитиков IDC, в 2010 году инициативы европейских стран в области eHealth подвергнутся серьезному переосмыслению, а проектам внедрения EHR не избежать оптимизации.
Затраты на развертывание в медицинских учреждениях США ИТ-систем также оказались выше ожидаемой экономии. Так, адъюнкт-профессор Гарвардской медицинской школы Дэвид Химмельштайн обнаружил, что большая часть программного обеспечения была предназначена не для врачей, а для администрации. Даже в стационарах с самым высоким уровнем компьютеризации качество и стоимость предоставляемых услуг, а также административные расходы практически такие же, как и в других медицинских учреждениях. Добиться небольшой экономии и повышения эффективности удалось только нескольким клиникам (Brigham and Women's Hospital в Бостоне, Latter Day Saints Hospital в Солт-Лейк-Сити и Regenstrief Institute в Индианаполисе), где системы создавались на заказ, а ИТ-архитекторы в течение нескольких месяцев проводили предварительные исследования.
Корень многих проблем кроется в том, что реализация проектов форсируется, минуя их обсуждение всеми заинтересованными сторонами на самой ранней стадии. При этом к заинтересованным сторонам относятся не только медики, страховые компании, государственные и другие организации, финансирующие лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ), но и сами пациенты. Приступая к информатизации здравоохранения без организации такого обсуждения и согласования, надо быть готовым к тому, что многих медиков придется «осчастливить» насильно, что потребует много времени и дополнительных ресурсов.
Принудительное лечение
На отечественном ИТ-рынке информатизация здравоохранения – одна из наиболее отсталых сфер, уровень развития которой во многом определяется финансовыми возможностями региональных бюджетов. Однако, по данным опроса Ассоциации развития медицинских информационных технологий (АРМИТ), основным сдерживающим фактором является не нехватка у медучреждений денежных средств, а отсутствие внятной государственной политики в сфере ИКТ.
В системе, где доминируют государственные учреждения здравоохранения, нынешнее безразличие государства к повышению качества медицинского обслуживания с помощью ИТ оборачивается не только отсутствием нормативной базы, стандартов и системы подготовки персонала, но и приводит к тому, что единственной движущей силой информатизации становится исключительно личная заинтересованность главврачей в ИТ. Вряд ли стоит в этом случае ожидать больших результатов в масштабе страны.
Повышением эффективности процесса сбора информации из ЛПУ первым озаботился Фонд обязательного медицинского страхования РФ. В 2008 году его расходы по статье «информатика» достигли 527,9 млн руб. ФОМС и его территориальные подразделения уже добились определенных успехов – системы ОМС в большинстве медучреждений стали стандартом де-факто, наряду с бухгалтерскими, статистическими и кадровыми системами.
В начале 2009 года была создана Межведомственная рабочая группа по вопросам использования ИКТ в системе здравоохранения и социального развития населения. Затем в структуре Совета при Президенте РФ по развитию информационного общества была сформирована Экспертно-консультативная группа, а в ней – секция по вопросам использования ИТ в здравоохранении. Однако никакой роли в изменении ситуации эти структуры пока не сыграли, правда, откровенно негативное отношение к ИТ большинства руководителей медучреждений сменилось выжидательной позицией.
Ожидания связаны в первую очередь с Министерством здравоохранения и социального развития, которое в 2008 году обзавелось департаментом информатизации. Первый год своего существования департамент занимался главным образом автоматизацией деятельности самого министерства, заслужив в результате крайне негативное отношение профессионального сообщества. Согласно опросу АРМИТ, по 13 направлениям работы в самых проблемных областях департамент набрал лишь 7% положительных оценок, причем к плюсам относились не столько результаты, сколько сам факт его деятельности. Помимо внутриведомственных дел, на счету департамента информатизации к настоящему моменту создание федерального регистра «7 нозологий», методические указания для ЛПУ по выполнению требований закона «О персональных данных» и планы «принудительного лечения» отрасли от недостоверной информации.
Каждому свое
Сегодня Минздравсоцразвития готовит крупномасштабный проект, работа над которым разбита на два направления. Первое связано с созданием единой государственной информационной системы персонифицированного учета медицинских и социальных услуг (рис. 1), второе – с построением системы унифицированных социальных карт гражданина (УСК), которые намечено сделать ключом при получении госуслуг. В 2010-2011 годах обе системы должны быть обкатаны в пилотных регионах, а к 2015 году запланировано выдать социальные карты всем гражданам России. Проектную документацию к системе персонифицированного учета разрабатывает консорциум, включающий, в частности, МИАЦ РАМН, ЦНИИС, Accenture и Центр информационных технологий и систем органов исполнительной власти (ЦИТиС). В результате реализации этого проекта Минздравсоцразвития рассчитывает к 2015 году получить четыре массива достоверных первичных данных: паспорта оснащенности ЛПУ, регистр медперсонала, медицинскую и финансовую информацию (четкого определения состава двух последних пока нет).
Активное внедрение социальных карт идет сегодня в 30 субъектах РФ, и дальше других в этом направлении продвинулись Астраханская область, Башкортостан, Москва, Татарстан и Ханты-Мансийский автономный округ. Обслуживают карточные проекты Сбербанк и банк «Уралсиб», но ожидается, что в ближайшее время будет выбран единый процессинговый центр для обслуживания УСК. Правда, пока неясно, как эти региональные начинания будут увязаны с федеральным проектом УСК, и не обесценятся ли они вовсе, так как в действующих пилотных проектах применяются карты на базе зарубежных микропроцессоров, а предложенный Минздравсоцразвития прототип, демонстрируемый в Госзнаке, базируется на отечественном чипе.
Потенциал некоторых региональных инициатив довольно высок, но на деле применяется лишь небольшая часть функционала систем, например выписка электронных рецептов имеет смысл при наличии ИТ-инфраструктуры в аптеках, которую регионы еще не в состоянии обеспечить. Прогресс есть только в тех областях, где государство заинтересовано в строгом контроле. Практически все медицинские приложения социальных карт, разворачиваемые в регионах, главным образом решают только задачу учета льготного (дополнительного) лекарственного обеспечения. Блок персонального учета медицинских услуг, связанный с электронными медицинскими картами, пока нигде не реализован. Активнее всего его пытаются опробовать в Санкт-Петербурге, где в четырех школах Выборгского района запущен эксперимент по ведению электронных паспортов здоровья учащихся.
Каждый субъект информатизации здравоохранения преследует лишь свои собственные цели – ФОМС в какой-то степени свои задачи решил, а теперь Минздравсоцразвития будет решать свои. Руководителям ЛПУ, желающим, чтобы информатизация здравоохранения стала для них подспорьем, а не дополнительной нагрузкой, рано или поздно придется занять активную позицию. Да и лечащим врачам пора принимать участие в обсуждении проектов информатизации отрасли, пока их не поставили перед фактом обязательного использования конкретных ИТ-инструментов.
В каталоге АРМИТ насчитывается 742 медицинских информационных продукта, но подавляющая их часть представляет собой, по сути, заказные разработки, имеющие одно-два внедрения. Тиражируемых систем очень мало. По данным Минздравсоцразвития, в 2009 году медицинские информационные системы использовало лишь 18% ЛПУ, для остальных автоматизация означает внедрение бухгалтерских и кадровых систем, а также сбор статистики. Под медицинскими в большинстве случаев подразумеваются системы, в западной классификации обозначаемые как «госпитальные», то есть предназначенные для автоматизации управления лечебным процессом. Настоящей же ценностью как для врачей, так и для пациентов могли бы стать клинические экспертные системы поддержки врача, именно они будут определять развитие HIT в будущем.
Сегодня в пятерку наиболее приоритетных для российских ЛПУ направлений компьютеризации, по данным АРМИТ, входят универсальные системы, связанные с информационной инфраструктурой, не зависящие от конкретной специфики медучреждения. Из них первое место занимает регистратура – весьма популярны проекты, превращающие обычные очереди в поликлиниках в электронные (такие решения есть в Белгороде, Рязани, Перми и на Ямале). На втором месте стоит комплексная автоматизация ЛПУ с помощью МИС, затем следуют взаиморасчеты при разных формах обслуживания (ОМС, добровольное страхование, платные услуги), управление потоками пациентов и электронные истории болезни (амбулаторные карты).
Учить ли уроки?
Образцово-показательных проектов информатизации здравоохранения в мире нет – даже в странах с положительным опытом в этой области процесс шел непросто. В определенном смысле отстающим быть даже выгодно – можно минимизировать риски, учитывая чужой опыт.
Наиболее очевидный урок, который следует извлечь России из мирового опыта: при написании концепции информатизации здравоохранения важно четко сформулировать цель. В США такой целью стало решение самой острой для страны проблемы – обеспечение доступа к медицинским услугам 30% населения, которое сейчас остается за бортом системы здравоохранения. В Европе информатизация призвана в первую очередь снизить медицинские расходы.
В России, как водится, предпринимается попытка погнаться за двумя зайцами сразу. С одной стороны, заявлен курс на профилактику и открываются Центры здоровья, оснащенные программным обеспечением для определения рисков социальнозначимых заболеваний. С другой – выбран подход к информатизации, близкий к еще не апробированному американскому, что означает отказ от стандартной практики ведения уникального идентификатора гражданина, огромные затраты ресурсов на обеспечение безопасности персональных данных и при этом, что самое тревожное, практически нет обратной связи с будущими потребителями технологий.
В отечественных реалиях не стоит рассчитывать на финансовое поощрение врачей, использующих МИС, – введение электронного документооборота в ЛПУ будет проходить в приказном порядке. Единственный сегодня приоритет информатизации здравоохранения в России – получение чиновниками достоверной первичной информации, однако он плохо сопрягается с интересами врачей и пациентов, поскольку зависимость между качеством поступающих в Минздравсоцразвития данных и качеством медицинского обслуживания далеко не прямая.
Важный ингредиент – деньги
Суммарно денег на информатизацию здравоохранения тратится немало, но в условиях неопределенных приоритетов расходуются они чрезвычайно неэффективно. В 2009 году общая цена конкурсов и аукционов, объявленных Минздравсоцразвития по тематике «ИКТ в здравоохранении», составила 334,984 млн руб, однако не наметилось решения ни одной системной проблемы отрасли. План реализации стратегии информационного общества, рассчитанный до 2011 года, предусматривает финансирование ИКТ в здравоохранении и социальной защите в размере 13,2 млрд руб. (без учета расходов на автоматизацию текущей деятельности ведомств). В 2010 году, согласно бюджету Минзравсоцразвития РФ, на финансовое обеспечение создания информационной системы в здравоохранении выделяется 239,57 млн руб. – доли процента общего бюджета министерства, составляющего 269,191 млрд. Основное финансирование производится из региональных бюджетов – в 2010 году его объем составит 2,936 млрд руб.
В бюджете ЛПУ средства на ИТ не выделяются из статьи административных расходов, никаких нормативов на этот счет не предусмотрено. В Минздравсоцразвития считают, что в штате ЛПУ ИТ-специалисты не нужны и на аутсорсинг нормативы также не нужны. Может быть, в будущем затраты на ИТ будут включены в тариф обязательного медицинского страхования.
Источники оптимизма
Несмотря на фрагментарность, молодой отечественный рынок HIT развивается в соответствии с мировыми тенденциями. В 2009 году произошло знаковое событие – в России открылся филиал Health Level Seven (HL7), международной организации, разрабатывающей стандарты обмена клиническими и административными данными между медицинскими приложениями, членами которой являются 57 стран. «HL7-Евразия (Россия)» занимается переводом, адаптацией, разработкой и распространением стандартов, обучением методологии и архитектуре HL7, а также содействует созданию национальных медицинских стандартов на основе опыта HL7. На русский язык переведена версия HL7 2.2, и есть надежда, что системные проекты Минздравсоцразвития будут опираться на одну из версий стандарта HL7.
Ирина Шеян (rrisha@osp.ru) – руководитель проекта MedIT, обозреватель еженедельника Computerworld Россия (Москва).
Таблица 1. Применение систем EHR в больницах
Таблица 2. Использование уникального идентификатора пациента в развитых странах
Рис. 1. Проект построения системы персонифицированного учета медицинских и социальных услуг
Крупицы опыта
Расходы на здравоохранение на душу населения в России на порядок ниже, чем в США, а масштабы бюджетов на информатизацию отрасли различаются еще значительнее, поэтому в целях экономии инвестиций надо обратить внимание на информационные системы, уже используемые в других отраслях, где решались подобные задачи. Например, в банках накоплен огромный опыт идентификации пользователей, в торговых сетях — опыт управления отношениями с клиентами. Используя готовые компоненты ИТ-решений и учитывая чужие промахи, можно снизить и расходы и риски, что особенно важно для здравоохранения, где цена ошибки может быть чрезвычайно высока.
ИТ-оазисы
Конечно, самыми обеспеченными являются крупные и специализированные медицинские центры, оказывающие высокотехнологичную медицинскую помощь (кардиологические, онкологические и др.), но и среди обычных медучреждений встречаются ИТ-оазисы, созданные благодаря энтузиазму их руководителей. Детская городская клиническая больница Оренбурга, Иркутский диагностический центр, Тольяттинская городская клиническая больница №1 и некоторые другие ЛПУ благодаря своим главврачам живут в XXI веке не только по календарю, но и по уровню используемых технологий. В этих медучреждениях внедрены госпитальные информационные системы, автоматизированы рабочие места врачей, используются электронные медицинские карты
В детской городской клинической больнице Оренбурга после внедрения системы «Антибиотик+», написанной восемь лет назад студентами-программистами, была получена экономия примерно 11 млн руб., что составляет около 9% бюджета ЛПУ. Экономию около 4 млн руб. в год обеспечило сокращение длительности пребывания пациентов в стационаре, 492 тыс. – снижение удельного веса необоснованных госпитализаций, еще почти 3 млн руб. экономии было получено благодаря отслеживанию автомобилей неотложной медицинской помощи через систему ГЛОНАСС.
«Полученная экономия говорит о бесхозяйственности руководства до начала автоматизации, – самокритично отмечает Салим Чолоян, главный врач детской городской клинической больницы. – Сейчас я, как руководитель, все вижу: и необоснованную лабораторную диагностику, и ошибочные назначения».
Начинать любую автоматизацию надо с первичной документации, которую формируют участковые врачи в поликлиниках: сегодня в систему детской городской клинической больницы Оренбурга введено около 200 тыс. электронных карт. На столах у всех двухсот врачей стоят ПК, работающие в единой сети, а для каждого узкого специалиста написана собственная подпрограмма. Владение компьютером стало одним из пунктов контракта с сотрудниками. Во время приема больного врач почти ничего не пишет, а наговаривает диагноз и рекомендации медсестре, которая вводит информацию, заполняя шаблоны. Экономия рабочего времени за счет исключения писанины составила 90%.
Внедрение программы «Антибиотик+» и распространение полученного опыта сейчас идет в 10 больницах и 35 поликлиниках Оренбурга.
Иркутский диагностический центр исходил из того, что качественную медицинскую помощь невозможно обеспечить без грамотного менеджмента. По мнению главного врача Игоря Ушакова, наличие информационной системы, как и сертификат ISO, еще не гарантируют качества, но качество предоставляемой медицинской помощи можно значительно повысить благодаря внедрению системы, разработанной с применением современных технологий управления. В 1997-1999 годах Ушаков стажировался в Японии по вопросам менеджмента здравоохранения, и с момента создания Иркутского диагностического центра в 1999 году он начал внедрять в практику методы управления персоналом, маркетинга, бенчмаркинга, CALS, всеобщего управления качеством, а также создавать управленческую информационную систему. Параллельно главврач получал второе высшее образование по специальности «менеджмент организации». В период с 2003-го по 2008 год была проведена стандартизация всех сфер деятельности центра, разработаны стандарты менеджмента качества (СМК) и получен сертификат соответствия СМК стандартам ИСО 9001:2000, а также внедрены новые логистические технологии.
Сегодня совершенствование СМК продолжается – на 2009-2011 годы запланированы переход на ИСО 9001:2008 и стопроцентная компьютеризация всех сфер деятельности центра, сертификация по стандарту OHSAS (Occupational Health and Safety Management Systems), внедрение системы сбалансированных показателей, бережливого производства и бюджетирования.
Все процессы предоставления любой медицинской услуги, включая экспертизу ее качества, интегрированы в единое информационное пространство. Электронные карты 350 тыс. пациентов, телемедицинские технологии для удаленного консультирования сложных пациентов – все это давно работает в Иркутском диагностическом центре.
Парк программных продуктов центра состоит главным образом из свободного ПО. На серверах и рабочих местах пользователей установлена Linux CentOS 5.4, в качестве СУБД используется Postgres 8.4, а серверы приложений – это JBoss, Tomcat и Apache. Для работы с медицинскими изображениями применяется DICOM Server DCM4Chee, для аналитики и отчетности?– Mondrian OLAP Server из линейки продуктов Pantaho. Кроме того, в центре работает система тайм-менеджмента и управления проектами eGroupWare, система поддержки пользователей eSupport и система хранения документов Alfresco.
В 2004 году в Тольяттинской городской клинической больнице № 1 под руководством главврача Виталия Гройсмана была внедрена комплексная автоматизированная система «Виланта» собственной разработки, обеспечившая взаимодействие всех подразделений и работу врачей, медицинских сестер, фармацевтов, а также экономистов, бухгалтеров и администрации. Медицинская карта стационарных и амбулаторных больных в лечебных, диагностических и вспомогательных отделениях ведется в электронном виде. В системе оформляются направления на исследования и результаты обследований, листы врачебных назначений и их выполнение средним медперсоналом, протоколы хирургических операций и переливаний крови, описание анамнеза, осмотров анестезиолога и карты течения наркоза. Каждый электронный документ авторизован и имеет электронную подпись.
Изюминкой проекта было внедрение биометрических устройств для аутентификации пользователей из числа медицинского персонала, однако с практической точки зрения для больницы более существенно было то, что использование информационной системы позволило вести персонифицированный учет затрат на лечение каждого пациента. Фактическая стоимость медицинской услуги формируется по мере лечения и оформления медицинских документов, а анализ отклонений от тарифа обязательного медицинского страхования проводится без привлечения дополнительного персонала.
К сожалению, таких примеров пока единицы – в стране около 10 тыс. муниципальных и региональных медучреждений, которым еще только предстоит пройти этот путь.