Издательство «Инфра-М» выпустило учебник «Управление высшим учебным заведением» для системы дополнительного образования – повышения квалификации руководящих кадров высших учебных заведений. По замыслу авторского коллектива, учебник будет прежде всего полезен ректорам и тем, кто интересуется проблемами вузовского менеджмента. Данная книга поможет изучить управленческий опыт целого ряда вузов и повысить эффективность ректорской «команды», в которую входят проректоры и руководители направлений. Учебник также будет интересен работникам федеральных и муниципальных органов управления образовательными учреждениями.
В работе над учебником принимали участие руководители, ученые и специалисты из девяти вузов страны: Государственного университета управления, Российского университета дружбы народов, Южного федерального университета, Пензенского государственного университета архитектуры и строительства, Пензенского государственного университета, Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского, Марийского государственного технического университета, Нижегородского института менеджмента и бизнеса, Уральской государственной сельскохозяйственной академии.
В предисловии к книге руководитель авторского коллектива, доктор экономических наук профессор С.Д. Резник пишет: «Вуз в целом очень сложная и крупная социально-экономическая система, объекты которой – люди разного возраста и статуса. Управлять такой системой посильно только высококлассному топ-менеджеру с опытом управленческой деятельности в вузе, хорошей теоретической подготовкой, и при этом – авторитетному ученому и педагогу… Системная книга об управлении учебным заведением может облегчить и ускорить путь вузовских топ-менеджеров к профессионализму».
Учебник состоит из семи частей, в каждой из которых подробно рассматриваются вопросы, актуальные для управления высшим образовательным учреждением. Часть книги посвящена построению и применению современных систем автоматизации управления, где сделан акцент на особенностях использования информационных технологий в учебном процессе и научной деятельности, освоении интернет-технологий. Важным является раздел, посвященный созданию единого информационного пространства вуза и использованию систем автоматизированного планирования и управления ресурсами.
В отдельном разделе рассматриваются основные практические подходы к автоматизации деятельности вузов. Один из таких подходов – внедрение тиражируемых отечественных и зарубежных ERP-систем: «Галактика», «Парус», 1С, SAP и Microsoft Dynamics. Другой подход состоит в создании информационной системы силами самого учебного заведения. В условиях быстро меняющихся технических, технологических и программных решений, а также расширения областей и процессов, охватываемых средствами автоматизации, разработка и поддержка информационных систем собственными силами делает второй подход более сложным и рискованным.
В качестве примера отечественной системы рассматривается, в частности, интегрированная система автоматизации управления предприятием «Галактика ERP», имеющая отраслевое решение для автоматизации образовательных учреждений. Данное решение ориентировано на задачи, возникающие на всех стадиях управленческого цикла («петля управления») вуза: прогнозирование и планирование; учет и контроль реализации планов; анализ результатов; коррекция прогнозов и планов. Для вузов необходима единая система управления финансово-хозяйственной деятельностью и учебным процессом, учитывающая требования отечественного законодательства и соответствующая концепции создания интегрированной автоматизированной информационной системы Министерства образования РФ.
Подробное рассмотрение требований к отраслевому ERP-решению для управления вузом и комплексный подход авторов учебника к освещению этой темы позволяет читателям составить полное представление о возможностях информационных технологий для управления финансово-хозяйственной деятельностью образовательного учреждения, о факторах успеха проекта комплексной автоматизации и о возможном эффекте. Комплексное решение должно охватывать основные бизнес-процессы, органично вписываться в уже существующую ИТ-инфраструктуру учебного заведения, учитывая конкретные особенности действующих систем и программ. Важная особенность таких систем – поддержка действующего законодательства и наличие гибких средств реагирования на внешние и внутренние изменения.
Авторы учебника обращают внимание ректоров на то, что внедрение ERP-системы должно способствовать формализации и упорядочению бизнес-процессов; созданию единой информационной среды для основных бизнес-процессов; реализации однократного ввода данных с исключением дублирования документов при одновременном соблюдении разграничения доступа к данным. Немаловажной задачей такой системы является уменьшение объема бумажного документооборота и повышение оперативности сбора и отражения информации о деятельности вуза. Однако авторы обращают внимание на то, что без оперативного контроля и управления финансовыми и кадровыми ресурсами, а также без формирования управленческой отчетности никакая система не позволит увеличить производительности труда управленческого персонала высшего учебного заведения.
Александр Волков (volkov@marstu.net) – проректор по информатизации Марийс-кого государственного технического университета.
Управление высшим учебным заведением: Учебник/Под ред. С.Д.Резника и В.М.Филиппова. – М.: Инфра-М, 2010.