В свете слияний и поглощений, а также общей тенденции к гибкости и адаптивности бизнеса сегодня становятся особо актуальными вопросы управления корпоративными данными. Эта задача давно известна, однако современные требования к снижению издержек на ИТ предъявляют к ее решению дополнительные условия. Одним из инструментов, предназначенных для управления корпоративной информацией, является продукт Microsoft SharePoint Server 2010, позволяющий модернизировать организацию внутренних коммуникаций компании.
Единая платформа
Оптимизация корпоративных коммуникаций предполагает обеспечение их прозрачности, эффективности и охвата, что означает расширение круга доступных сотрудникам каналов связи, как внутри офиса, так и вне его через все возможные клиентские устройства. Сервер Microsoft SharePoint Server 2010 тесно интегрирован с клиентскими офисными продуктами, что означает расширение возможностей коммуникаций – пользователи непосредственно со своих мобильных устройств могут теперь не только просматривать, но и редактировать документы, библиотеки, списки, сообщения в блогах, причем одновременно работая над одним и тем же документом.
Повышению эффективности работы способствует сервис SharePoint Workspace (новая интерпретация уже известного средства Microsoft Office Groove), с помощью которого сотрудники компании имеют возможность автономной работы с корпоративными ресурсами без прерывания выполнения бизнес-процессов.
Оперативность и удобство работы с контентом в корпоративной и внешней сети – одно из ключевых требований к корпоративным коммуникациям, обусловленное, прежде всего, возрастающей гибкостью бизнеса: повышением мобильности сотрудников, появлением в компаниях все более сложных распределенных организационных структур. В этой связи логично построить управление всеми информационными ресурсами и организацию взаимодействия сотрудников на единой платформе, что позволит, в частности, снизить затраты на сопровождение системы в целом, а также получить преимущества бесшовной интеграции.
Для достижения дополнительной гибкости в SharePoint Server 2010 доступны специальные инструменты, позволяющие пользователям создавать собственные приложения на сайте SharePoint Online, предоставляющем собой защищенное централизованное хранилище, обеспечивающее взаимодействие участников бизнес-процесса в рамках групп, проектов или всей компании, поиск корпоративных ресурсов и управление данными. При этом администраторы получают возможность управления разделением ресурсов сервера между всеми приложениями.
В SharePoint Server 2010 получила дальнейшее развитие интеграция с Microsoft Visual Studio, включены дополнительные возможности программирования приложений и поддержки SilverLight, REST (описание архитектуры Web-приложений, запрашивающих и управляющих ресурсами Сети) и LINQ (специальный язык запросов для .NET Framework, позволяющий выполнять запросы к объектам, находящимся в памяти, в типизированной базе данных и в XML-документе). Silverlight предоставляет собой графическую систему, похожую на Windows Presentation Foundation и объединяющую в одной программной платформе мультимедиа, графику, анимацию и средства интерактивного взаимодействия. REST.
Достаточно полезной при создании сайтов новыми средствами SharePoint оказалась функция управления содержимым со встроенным доступом по стандарту Web Content Accessibility Guidelines 2.0, а также многоязычная поддержка, мгновенное создание шаблона и встроенные средства работы с мультимедийными данными. Кроме того, появились новые средства для корпоративных пользователей, такие как Excel Services и InfoPath Forms Services, обеспечивающие разработку, публикацию и контроль интерактивных форм работы с данными в корпоративной информационной среде.
Новый сервис Business Connectivity Services (BCS) предоставляет сотрудникам ИТ-подразделений возможность интеграции данных из различных внешних источников и клиентских приложений Microsoft Office. BCS является продолжением решения Business Data Catalog, направленного на расширение возможностей SharePoint как платформы для разработки сложных приложений. Пользователи смогут создавать, читать, обновлять, удалять данные из внешних систем и публиковать их.
Много дополнений появилось и в среде разработки Microsoft Visual Studio 2010: визуальный редактор Web-частей (Web Widget), большой набор типов проектов, в том числе и для работы с рабочими процессами и внешними данными, а также панель Developer Dashboard для отладки работы Web-частей. В результате данных изменений SharePoint Server стал уже не просто средством для создания корпоративных порталов, а платформой для создания бизнес-приложений для Web 2.0.
Технологии коммуникаций
Корпоративные коммуникации и совместная работа сотрудников – это социальные процессы, поэтому для их эффективной организации нужно обеспечить не только удобство доступа к каналам связи и обмена информацией, но и комфортную среду для пользователей. Например, с помощью сервиса Microsoft Office Visio Services можно готовить динамические диаграммы для организации онлайн-демонстраций статистики посещения каких-либо форумов или выдавать на экран актуальную информацию о ведущихся в каждый момент времени докладах, презентациях, лабораторных занятиях с привязкой к графической схеме мест их проведения и указанием заполненности залов. Помимо Web-отображения данных продукт Microsoft Visio Premium 2010 позволяет использовать богатый набор инструментов по визуализации бизнес-процессов.
Microsoft SharePoint Server 2010 выпускается только в 64-разрядной версии и может работать под управлением Windows Server 2008 или Windows Server 2008 R2, используя СУБД SQL Server 2008 или SQL Server 2005, обеспечивая совместимость практически со всеми современными браузерами на платформе ОС Windows. В перспективе будет включена поддержка Firefox 3.x и Safari 3.x, работающих на других ОС, и уже сегодня имеется интерфейс в стиле Office 2007 для работы в Firefox 3.x и Safari 3.x.
В рамках своей глобальной инициативы по развитию облачных вычислений корпорация Microsoft планирует предоставлять пользователям возможность выбора между решениями, установленными на развернутом непосредственно в организации оборудовании, и решениями, размещенными на удаленных серверах. При этом все больше стирается грань между собственными вычислительными мощностями и ресурсами, приобретенными у третьих организаций: происходит переход от аутсорсинга инфраструктуры к аутсорсингу вычислительных ресурсов. Это открывает новые возможности для оптимизации расходов на ИТ, в том числе за счет:
- повышения эластичности затрат на ИТ, что при использовании стандартной модели практически невозможно из-за большой инертности собственных ИТ-активов;
- оптимизации внутренней структуры компании благодаря выведению за штат персонала, не занимающегося профильной деятельности (ИТ-услуги будут использоваться компанией лишь по мере необходимости);
- быстрого адекватного реагирования ИТ-среды компании на ее текущие бизнес-потребности вследствие передачи сложной ИТ-инфраструктуры специализированным провайдерам услуг, что позволяет в кратчайшие сроки настроить ИТ-ландшафт на конкретные бизнес-условия, кроме этого, снятие непрофильных активов с баланса предприятия может стать немаловажным фактором уменьшения налогооблагаемой базы;
- снижения совокупной стоимости владения ИТ-активами и более рационального использования ресурсов компании.
Практика коммуникаций
Решение Microsoft SharePoint Server 2010 используется для организации корпоративной работы компании «Ай-Теко», в которой начал работу центр компетенций по данному продукту, предоставляющий заказчикам возможность выполнения пилотных проектов по миграции существующих ресурсов на новую платформу. Практически стандартом де-факто в компании стала организация работы с корпоративными документами с помощью автоматизированных средствами SharePoint 2010 бизнес-процессов согласования и утверждения документов.
Эффективность работы каждого сотрудника компании «Ай-Теко» прозрачно оценивается путем сбора статистической информации по целому ряду ключевых показателей эффективности (KPI). В персонифицированные наборы KPI включены такие показатели, как «объем продаж» и «средняя скорость продаж» для сотрудников, занимающихся продажами услуг. Для производственного персонала ключевыми показателями являются, например, «утилизация рабочего времени» и «доля успешно завершенных проектов». Опубликованные средствами SharePoint 2010 информационные панели упрощают руководителям контроль эффективности отдельных работников, позволяют визуализировать аспекты проектной, маркетинговой и партнерской деятельности, в которую в той или иной степени вовлечены сотрудники.
В конечном счете использование этих инструментов позволяет повысить точность и оперативность управления деятельностью компании, сделать прозрачными процессы мониторинга персонала. Например, появилась возможность повысить мотивацию сотрудников путем предоставления им открытых данных по расчету их персональной и коллективной эффективности, расчета компенсации, а также внесения в повседневную деятельность элементов соревнования.
В сочетании с инструментами класса Unified Communications, построенными на базе Microsoft Exchange Server и Office Communications Server, повседневная деятельность компании обеспечена фактически бесшовным решением, переводящим совместную работу ее сотрудников на принципиально новый уровень. Для работников теперь не существует пространственных ограничений для общения: в офисе, дома, на территории компании-заказчика – отовсюду можно получить доступ к привычному корпоративному информационному окружению.
Алексей Лямин (alyamin@i-teco.ru) — директор департамента решений Microsoft компании «Ай-Теко» (Москва).