К предложению представить читателям книгу Чарльза Лидбитера «Мы – думаем» я поначалу отнесся с изрядной долей скептицизма – уж слишком много сегодня появилось адептов новой веры под названием Internet и мнений о том, что там «все уже и пляшет, и поет». Но с другой стороны, слово «думаем» интригует, тем более что жанр бестселлера, избранный Ч. Лидбитером, разговорный, вызывающий на беседу.
Подзаголовок книги «Массовые инновации, не массовое производство» акцентирует внимание читателя на том, что процесс «думания» не сильно привязан к экономическим реалиям и благодаря Сети может даже стимулировать инновации в массах. Книга написана автором в 2007 году на волне безудержного погружения в информационное пространство в соответствии с философией
«Internet – здесь, Internet – там».
Семь глав книги, кроме пролога, излагающего взгляды на Internet с точки зрения заинтересованных в новых сетевых возможностях пользователей, содержат материалы, описывающие процесс «мы – думаем», в частности роль взаимного влияния пользователя и информации, организационную основу этого процесса, современное представление о его бизнес-компоненте, а также рассказывающие о попытках практической реализации процесса в некоторых областях деятельности человека.
Опорная триада книги Лидбитера: «мы», «знание» и «Internet», по мнению автора, позволяет осуществлять массовые инновации. В это понятие сегодня вкладывается столь же много смыслов, как недавно в слово коммунизм. Но если в отношении последнего все уже несколько поостыли, то без упоминания инноваций на своем флаге или майке сегодня мало кто обходится. Лидбитер под инновацией понимает что-либо новое в знании о чем-либо или о ком-либо, произведенное кем-либо из нас («мы») непременно с использованием Сети.
Обращение к информационным системам (ИС) является одним из важнейших стимулов при объяснении побудительности (необходимости и полезности) занятий информационными технологиями, и книга «Мы – думаем», по-существу, говорит о возможности и необходимости создания ИС, способствующих массовым инновациям. С точки зрения автора, подобные ИС – это «мы», пользователи Сети, склонные к генерации информации, которую надо отнести к категории «мы думаем». Но в отличие от Сократа, называвшего размышление (думание) познанием и представлявшего его в виде логического процесса, в книге рассматривается технологический подход.
Ядро процесса «мы – думаем» образовано из некоторого объема знаний пользователя или его представления об интересующем объекте, определяющем долю, получаемую в результате сотрудничества или как личный вклад. Далее непременно рассматриваются связи между участниками процесса и возможность их совместной работы, а также необходимость считаться с особой творческой формой участия в процессе. Разумеется, в процессном представлении ИС присутствует бизнес с такими характеристиками, как: инновационность думания, наличие потребителей этого процесса, затраты на реализацию инноваций, упорядоченность отношений между участниками процесса, владелец результатов.
При рассмотрении возможности построения ИС на идеологии «мы – думаем» Ч. Лидбитер останавливается на проблемах реализуемости таких систем и обсуждает диапазон от «Коммунальных услуг 2.0» до «Распределенной науки». Вместе с этим он не может обойти вопрос: всегда ли подходит такая идеология? В частности, во всех ли случаях целевые направления размышлений приемлемы – сможет ли ИС работать эффективно? В результате автор приходит к предложению для культуры, создаваемой в Сети, думать вместе, а не для людей.
В связи с тем что книга адресована массовому читателю и опирается на источники, в которых Internet рассматривается неоправданно широко – не только как глобальная сеть связи, а еще и как среда эксплуатации этой Сети, – это приводит к неоправданным ожиданиям от реализации процессов думания в ИС. Несомненные успехи в ИТ пока позволяют приемлемо решать лишь хорошо формализованные задачи обработки информации, к которым никак не удается свести проблему осмысления, читай: обдумывания информации. Так, наиболее продвинутые технологии обработки информации, базирующиеся на лингвистических механизмах, работающих в основном с вербализованной информацией, смысл из которой «выуживают» благодаря морфологическим, статистическим или комбинаторным алгоритмам, остаются пока весьма далекими от эффективного описания процесса думания. Например, в системах электронного документооборота одним из распространенных механизмов осмысления информации является получение комментариев при коллективной обработке документа, при этом обычно «окончательный» смысл устанавливает мнение начальника. Ну как тут не вспомнить Сократа, предостерегавшего своего собеседника от опасности принимать мнение за знание.
Пожалуй, наиболее важный комментарий к позиции Ч. Лидбитера состоит в том, что автор все же не отразил общую системную модель ИС, в которой реализуется процесс думания и в которой можно строить количественные оценки качества такой реализации. Несомненно, это сложно, но поставить задачу в своей книге он мог, а пока читатель получает обзор ее фрагментов, из которых ему предлагается построить конструкцию в «Лего», которая еще не собрана на фабрике и не проверена в ОТК. Видимо, по этим причинам Лидбитер в своей книге ограничивается обсуждением ссылок на организационно-технологические формы представления информации и инноваций.
Для читателей книга представляет интерес как обзор мнений по поводу того, что ожидают пользователи от современных ИС и как воспринимаются пользователями новации в самих ИС, выступающих в качестве рыночных решений.
Чарльз Лидбитер. Мы – думаем: Массовые инновации, не массовое производство. М.: Аквамариновая Книга, 2009. – 262 с.