Википедия (www.wikipedia.org ) определяет понятие «тонкий клиент» следующим образом: «В компьютерных технологиях тонкий клиент (thin client)— это компьютер-клиент сети с клиент-серверной архитектурой (точнее, с терминальной архитектурой), который переносит все задачи по обработке информации на сервер… Этим тонкий клиент отличается от толстого, который, напротив, производит обработку информации независимо от сервера». Аппаратный тонкий клиент лишен жесткого диска, использует специализированную локальную операционную систему, не имеет в своем составе подвижных деталей, выполняется в специализированных корпусах с полностью пассивным охлаждением. Когда в клиенте возникают подвижные детали, появляются возможности его автономной работы, но тогда он перестает быть тонким клиентом в чистом виде, а становится универсальным. На рис. 1 представлена схема работы в сети тонких клиентов.
К сожалению, каждый производитель трактует понятие «тонкого клиента», исходя из собственных предпочтений и удобств. Ошибочно отделять от тонкого клиента устройства, выполняющие несложные локальные приложения и обеспечивающие сохранение простейших пользовательских настроек— часто наличие такой возможности существенно повышает эффективность работы в информационных системах. Так, использование терминалов с небольшими (до 1 Гбайт) локальными носителями данных, работающими в среде Windows XP Embedded или Linux, обеспечивает свободу в использовании разнообразных устройств ввода/вывода, сложной аппаратной авторизации (биометрия), поддержки бизнес-мультимедиа. Поэтому удобно договориться называть «тонкими клиентами» устройства для ввода информации и поддержки интерфейсов программ, выполняемых на удаленном компьютере. Подобная идеология обеспечивает ряд преимуществ использования тонких клиентов по сравнению с обычными персональными компьютерами.
-
Более высокий уровень безопасности. Непосредственно на пользовательских терминалах отсутствует возможность хранения конфиденциальных данных; нет съемных накопителей; можно на терминальном сервере обеспечить защиту от копирования важной информации на внешние носители на рабочих местах. Все данные хранятся на серверах, где регулярно и централизованно резервируются.
-
Высокая надежность и длительный срок службы. Тонкие клиенты служат дольше и реже ломаются. Отсутствует шум, так как в них нет движущихся частей. Обеспечивается более продолжительный срок соответствия корпоративному стандарту— нормативный срок службы персонального компьютера составляет пять-семь лет, а если их меняют вследствие поломок или модернизации через два-три года, то возникает риск создания «зоопарка» оборудования. Терминалы морально не устаревают— рост требований к программному обеспечению вызывает лишь необходимость модернизации ядра терминальной системы, то есть сервера. Распространение Gigabit Ethernet снимает проблемы высокоскоростной передачи данных внутри корпоративной сети.
-
Многократное уменьшение затрат на обслуживание. Установка нового и обновление существующего программного обеспечения происходит значительно быстрее и проще. Наличие «контролируемой» среды на терминалах не позволяет пользователям запускать неразрешенные администраторами приложения.
По мнению аналитиков IDC, рынок тонких клиентов устойчиво растет ежегодно на 20% и к концу 2011 года достигнет общего объема в 7,4 млн устройств. За последние два-три года произошло несколько знаменательных событий: существенно выросла пропускная способность и степень защиты каналов связи, соединяющих распределенные информационные сети; большая часть информационных ресурсов компаний стремительно перемещается в центры хранения и обработки данных; экономическая целесообразность организации удаленного доступа к данным с использованием тонких клиентов возрастает год от года.
Перераспределение интересов произошло среди производителей. Компания IBM ушла с рынка тонких клиентов, где развернулась борьба между HP, Sun Microsystems и Fujitsu/Fujitsu Siemens Computers, которых «подстегивают» небольшие компании, в том числе и из России. Существенный рост производства и продаж тонких клиентов наблюдается во всех ключевых развивающихся рынках, в том числе в Индии, Китае и Бразилии. В России тонкие клиенты в небольших объемах закупаются в рамках пилотных проектов государственными ведомствами, в том числе Пенсионным фондом РФ, Федеральной налоговой службой и др. Крупные корпорации имеют в собственном активе как успешные, так и провальные проекты (обычно это попытки собрать тонких клиентов на базе морально устаревших ПК или использование в сети терминалов от различных производителей). В 2007 году наблюдался всплеск интереса к внедрению тонких клиентов со стороны небольших и малых отечественных предприятий.
Отечественные производители предлагают пока традиционные решения— тонких клиентов в виде компактных устройств на платформах VIA C7 Eden (DEPO Computers), VIA C3 («Аквариус») и AMD Geode («Тонк»). Вместе с тем появляются и интересные новинки: тонкий клиент в сетевой розетке от израильской компании Chip PC Technologies (партнер в России— НПП «Родник»); тонкий клиент, интегрированный в ЖК-мониторы и USB-адаптеры беспроводных сетей, работающие с терминалами под управлением Windows CE 5 от «Тонк», а также ряд других устройств.
Интересные перспективы внедрения тонких клиентов, встроенных в ноутбуки, вызваны желанием ИТ-руководителей обеспечить максимальную мобильность сотрудников. Недавно HP анонсировала начало продаж терминала HP Compaq 6720T Mobile Thin Client под управлением Windows XPe. «Тонкий» ноутбук на платформе Intel Celeron M снабжен флэш-памятью на 1 Гбайт, беспроводным адаптером 802.11a/b/g, тремя портами USB, разъемами PC Card и приводом DVD-ROM.
Необходимо осознать разумную достаточность использования тонких клиентов, чтобы не сделать лишних ошибок, как это произошло в конце 90-х годов на фоне увлечения терминальными технологиями. Безусловно, тонкие клиенты— массовое, а не нишевое решение. Ведущий маркетолог ThinComputing.net Дэвид Энгвин предупреждает: «Каждый седьмой из проданных в 2007 году в Европе настольных компьютеров— это тонкий клиент. Вместе с тем остается небольшое количество ИТ-процессов, где использование терминалов нежелательно. Например, приложения САПР» (www.thincomputing.net/articles/an-interview-with-wyse-technology.html ). Среди проблем внедрения терминальных технологий называется использование программного обеспечения, запуск которого на терминальных серверах требует сложных настроек. Недостаток квалификации ИТ-специалистов и инженеров, непонимание принципов функционирования терминальных систем также сдерживает внедрение тонких клиентов. Следует также отметить влияние человеческого фактора— противодействие конечных пользователей работе в рамках принятых строгих ограничений. Установка тонких клиентов делает невозможной работу с программами и информацией, не имеющими отношения к выполнению сотрудником его прямых должностных обязанностей. С другой стороны, осознанный выбор в пользу внедрения тонких клиентов многие компании делают в расчете на гарантированную безопасность работы— у ИТ-руководителей, а значит, и у бизнеса появляется уверенность в технической невозможности утечек информации и ее надежном хранении (по крайней мере, центр тяжести смещается на сторону сервера).
На недавней конференции компании Citrix директор департамент развития Дерек Торслунд говорил о сдвигах в реализации проекта Appolo (трансформация таких продуктов Citrix, как XenDesktop Server и Xenapp Server для доставки медиа-приложений). На тонком клиенте с Windows Vista была продемонстрирована работа OpenGL- и WPF-приложений, а также видео. Компания Wyse объявила о планах продаж терминалов Wyse S10 с предустановленным инструментарием Wyse TCX Suite, включающим работу с двумя и более мониторами и средствами эффективной работы с мультимедиа. В России начались продажи тонких клиентов, обеспечивающих поддержку видеорежимов для широкоформатных мониторов в среде Windows CE 5, что позволит использовать разнообразные видеоустройства в местах публичного доступа к информации (информационные табло).
Говоря о программных средствах, обеспечивающих функционирование терминальных систем, помимо RDP от Microsoft и ICA от Citrix ИТ-специалисты проявляют интерес к продуктам от Vmware— VMware VDI 3(Virtual Desktop Infrastructure). Особую позицию занимают программные продукты небольших компаний, ведущих разработки в области оптимизации функционирования терминальных систем. Большую часть таких продуктов составляют программы, призванные превратить обычный персональный компьютер в тонкого клиента. Перспективы эффективного использования таких программ в будущем весьма иллюзорны, так как терминалы на рабочих местах уверенно вытесняют устаревшие компьютеры. Думается, выиграет тот, кто делает ставку на разработку программных продуктов для использования в открытых системах, а также простых в использовании программ, обеспечивающих комфортную, эффективную, безопасную работу в терминальных средах.
В ближайшие два-три года следует ожидать скачка разработок программ, ориентированных на работу в открытых средах.
Рост производства и продаж тонких клиентов за последние два три года также обусловлен тем, что производители и интеграторы терминальных решений наконец-то обратили внимание на пожелания пользователей, которых, по данным исследования Fraunhofer Institute for Industrial Management and Organization IAO (www.umsicht.fraunhofer.de/geschaeftsfelder/geschaeftsfeld/?id=11 ) интересуют в тонких клиентах следующие показатели: стабильность и устойчивость работы (75%); простота настроек, запуска и использования встроенного программного обеспечения (67%); соответствие продукта заявленным производителем характеристикам (55%); производительность (50%); функциональность (23%); поддержка в обеспечении обслуживания и обновления программного обеспечения (20%); актуальность тонких клиентов как таковых (15%); возможность интеграции дополнительных компонентов— как устройств, так и программных средств (12%); энергосбережение (9%); компактность используемых устройств (7%). Видно, что экологические аспекты никак не мотивируют пользователей и ИТ-менеджеров, ответственных за принятие решений к внедрению тонких клиентов. Более понятной сравнительная экология тонких клиентов и персональных компьютеров становится при рассмотрении трехфазной модели информационной системы (рис. 2).
Производственная фаза. Основное производство аппаратных средств вычислительной техники равномерно рассредоточено, поэтому часто персональные компьютеры и тонкие клиенты производятся на одних и тех же технологических линиях. В результате для производства тонких клиентов потенциально требуется меньше затрат на энергию и материалы, транспорт и логистику (терминалы занимают существенно меньше места и имеют меньший вес), вторичные производственные процессы (в производстве меньше задействуется рабочих, химикатов и т.п.). По оценкам ведущих специалистов Fraunhofer Institute for Industrial Management and Organization IAO, производство тонких клиентов на 60— 65% менее затратно, чем выпуск «классических» персональных компьютеров.
Фаза использования. Главный аргумент в пользу выбора тонких клиентов— энергосбережение (Таблица 1).
Сегодня, например, в США более 1% всей расходуемой в стране электроэнергии приходится на персональные компьютеры, и эта доля ежегодно растет.
Зачастую мы не принимаем во внимание экологию атмосферы для работы пользователей информационных систем. Представим себе большее пространство на рабочем месте и полное отсутствие шума, создаваемого персональными компьютерами. Благоговейная тишина, господствующая в атмосфере офисного пространства, приводит к большей концентрации внимания сотрудников. Отсутствие принципиальной возможности «зависания» или некорректной работы локальных приложений снимает фактор раздражительности и также способствует росту производительности.
Известно, что терминалы, в отличие от персональных компьютеров, практически не выходят из строя, но даже в случае их поломки замена тонкого клиента не приводит к необходимости привлекать ИТ-специалистов предприятий. Работа в терминальной системе при гарантии невозможности потери данных и отсутствии вредоносных программ предотвращает тревоги и опасения за результаты труда. Безопасная и стабильная работа, мобильность персонала, создаваемая терминальными системами, обеспечивает благоприятную психологическую обстановку в коллективе. Дополнительное использование аппаратных персонализированных средств аутентификации увеличивает доверительность взаимоотношений и повышает продуктивность работы. Например, USB-ключ или смарт-карта, извлеченные из тонкого клиента, автоматически приводят к завершению терминальной сессии, полностью исключая необходимость вручную блокировать отображение рабочего стола.
Фаза утилизации. В России пока еще не осознан масштаб проблем, возникающих на этой стадии, хотя, например, только в Германии ежегодно утилизируются более 1,8 млн тонн разнообразных электронных устройств, из которых 110 тыс. тонн— это ИТ-отходы. Статистика в развитых странах свидетельствует— один из четырех произведенных персональных компьютеров отправляется в утилизацию сразу после продажи вследствие морального устаревания или переизбытка производства. В свете этого актуальным представляется не только замена персональных компьютеров на терминалы, но и рациональное использование компьютерного парка вообще. Сложность технологий утилизации, нежелание инвестировать в безопасную переработку вышедших из строя электронных компонентов приводят к катастрофическим последствиям. Например, утилитарное измельчение (разрушение, разрезание) и захоронение электроники в Китае и Индии привело к ужасающим последствиям— почва и грунтовые воды в местах закапывания отходов сегодня насыщены токсичными веществами. Имея меньший размер, тонкие клиенты легче утилизируются.
***
Возможно, хотя бы малая часть из приведенных доводов позволит по-новому взглянуть на тонких клиентов и, возможно, в самом ближайшем будущем иерархия аргументов в пользу «тонких» будет выглядеть так: экология, безопасность, экономия.
Михаил Ушаков (info@tonk.ru)— сотрудник компании «Тонк» (Москва).