Многим известно, что на вершину горы есть много путей — для достижения успеха в бизнесе имеется много способов. Сегодня ряд западных компаний увязывают прогресс своей деятельности уже не столько с автоматизацией отдельных бизнес-процессов, сколько с созданием виртуальных предприятий, собранных из пула реальных, расположенных в разных точках мира заводов, фабрик и компаний: производственных площадок Азии, финансовых институтов и концепт-бюро Европы, перерабатывающих комбинатов Ближнего Востока и России. Предприятие со статичной структурой, работающее в одиночку, обречено на проигрыш в конкурентной борьбе, и в этом нет ничего нового как для бизнеса, так и вообще для человечества. Эволюция — главная цель мироздания, но невозможно эволюционировать быстрее и лучше, чем через взаимоотношения.
Как уже неоднократно отмечалось на страницах нашего журнала, путь к вершине гармоничных деловых отношений виртуальных предприятий лежит сегодня через системы управления бизнес-процессами. По мнению аналитиков Gartner, рынок BPM-систем в этом году дорос до отметки 1 млрд. долл., а к 2011 году при среднегодовом увеличении в 24%, ожидаемый объем составит уже 2,6 млрд. Если так пойдет и дальше, сегмент ВРМ войдет в число самых быстрорастущих участков рынка программного обеспечения. Косвенным подтверждением того, что технология BPM перестала быть кулуарной, а становится мэйнстримом, можно также считать появление открытого программного обеспечения, реализующего методики BPM.
Глобализация и изменение динамики бизнеса вынуждают компании искать оптимальные способы координации своих бизнес-процессов. Часто для решения задач бизнеса требуется оперативно задействовать несколько сотрудников из различных подразделений компании, и тогда становятся очевидны преимущества применения BPM для организации и поддержки бизнес-процессов. Дополнительным фактором является и то, что крупные компании, строящие сегодня свой бизнес на сервисных архитектурах, будут просто вынуждены инвестировать в создание эффективной системы управления бизнес-процессами. Действительно, на построение SOA уже в 2007 году в среднем будет затрачено около 22% ИТ-бюджетов.
Отечественный рынок BPM-решений только начинает развиваться, и количество выполненных проектов еще очень незначительно, однако спрос на BPM-системы уже есть. Как отмечали участники ежегодной конференции «Управление бизнес-процессами на предприятии: интеграция в корпоративные системы», проводимой издательством «Открытые системы», у отечественных компаний имеется «отложенный спрос» на BPM-системы. Предприятия оправившейся от кризисов российской экономики потенциально могут сегодня решить сразу несколько задач: наладить свои бизнес-процессы для повышения привлекательности перед лицом как местных, так и зарубежных клиентов; выстроить вертикальные и горизонтальные процессы; наладить эффективный документооборот. Действительно, как показывает опыт выполненных BPM-проектов на российских предприятиях, они стремятся к согласованию BPM-инструментария со своими информационными системами. Интеграция функций управления бизнес-процессами актуальна для систем управления деятельностью предприятия (EPR), отношениями с клиентами (CRM) и цепочками поставок (SCM), для приложений бизнес-аналитики, включая OLAP-инструментарий и средства мониторинга деятельности предприятия (BAM), программ электронного документооборота (ECM), служб каталогов (LDAP) и корпоративных порталов.
Согласно методологии BPM, автоматизация бизнес-процессов не рассматривается как статическое решение, создаваемое в рамках одного проекта с зафиксированными в техническом задании целями и требованиями, — это непрерывный поток изменений по совершенствованию бизнес-процесса, что для ИТ означает изменение постановки задачи. Задача BPM-системы — сократить время и ресурсы, необходимые для запуска в эксплуатацию новой версии процесса, что невозможно без привлечения к разработке бизнес-пользователей, ответственных за процесс. Здесь важно также обеспечить дальнейшее функционирование ранее запущенных экземпляров процессов — обычно потребность в существенных изменениях проявляется уже после передачи системы в эксплуатацию.
Как следует из статей этого номера, не только BPM ведет бизнес к вершинам успеха — эта технология не является чем-то принципиально новым, а представляет собой объединение уже существующих и новых решений, созданных на стыке имеющихся. Увлечение лишь BPM-продуктами не решит всех проблем бизнеса, не говоря уже о том, что вообще невозможно поставить BPM-систему под ключ.