и дискуссии побудили нас провести анализ текущего состояния и перспектив информатизации в вузах, который выявил достаточно интересную картину самооценки уровня применения информационных технологий в вузах.
Самые оживленные дискуссии на конференции вызвали вопросы стандартизации, соотношения традиций и инновационных процессов в высшей школе, построения интегрированных решений для вузов, внедрения систем дистанционного обучения, финансовых систем, создания межвузовских хостинговых центров. Участники конференции представляли различные по направленности и географическому положению вузы: московские (70%), региональные (23%), вузы стран СНГ (7%). Среди участников конференции 27% - высшее руководство вузов (ректорат), 73% — среднее звено управления, из них руководителей ИТ-подразделений — 68%.
Текущее состояние информатизации в вузах
В качестве основных компонентов, определяющих уровень информатизации вузов, были выбраны: ИТ-стратегия; электронный портал; электронные библиотеки; системы дистанционного обучения (СДО); системы электронного документооборота (СЭДО); системы управления кадрами; системы управления финансами и бухучета; аналитические системы управления деятельностью вуза. На рис. 1 представлена диаграмма оценки текущего состояния информатизации вузов по этим основным направлениям (поскольку мы оперируем соотношением элементов графика, то не стали приводить абсолютных цифр, тем более что выборка не является вполне репрезентативной и носит качественный, а не количественный характер).
Рис. 1. Уровень информатизации вузов по основным направлениям |
Отрадным представляется факт наличия у большинства вузов ИТ-стратегии, что говорит о закате эры «лоскутной» автоматизации вузов по отдельным направлениям и факультетам и о растущей популярности комплексного подхода к информатизации.
Отсутствие у многих вузов систем электронного документооборота на первый взгляд кажется удивительным. Но на самом деле это следствие «лоскутной» автоматизации вузов. Та же причина, по-видимому, повлияла и на незначительное количество аналитических систем в вузах - ведь для построения аналитической системы поддержки принятия решений необходимо получать обобщенную информацию о различных аспектах деятельности вуза. Зачастую образовательное учреждение владеет значительным числом информационных систем и баз данных, созданных в разное время различными разработчиками на разнородных технологических платформах. Уровень интеграции этих систем невысок, информация, хранящаяся по частям в различных системах, в них частично дублируется или, наоборот, бывает неполной. Для выполнения своих задач вузу уже недостаточно лишь получать какие-либо сведения из различных ИС — требуется обобщенное представление информации, позволяющее по одному запросу получать консолидированные данные из нескольких источников и выполнять их комплексный анализ.
Перспективы информатизации
Анализируя планы вузов, связанные с информатизацией (рис. 2), можно увидеть еще одно подтверждение актуальности проблемы внутривузовской интеграции — очень малая доля вузов эту задачу считает решенной.
Рис. 2. Планирующиеся в вузах проекты |
Еще один интересный факт — низкая степень автоматизации в вузах собственно учебного процесса. Получается, что информатизация в первую очередь затронула обеспечивающие подразделения вуза (бухгалтерия, кадры и т.д.), а основная деятельность до сих пор не поддерживается (или поддерживается недостаточно). Причины этого явления вполне понятны — ИТ-бизнес старался создавать решения, которые применимы к различным отраслям, сосредоточивая основное внимание на универсальных программных компонентах. И уже потом такие решения подстраивались под конкретную отрасль. Так, например, произошло с ERP-системами, которые создавались для автоматизации деятельности коммерческих предприятий, а затем были адаптированы и предложены вузам. Если вуз приобретал такой продукт, то внедрение начиналось, как правило, с обеспечивающих подразделений (обычно с бухгалтерии). Зачастую этим внедрение и ограничивалось, и причина не только в высокой стоимости таких решений, которые «съедали» весь бюджет вуза на информатизацию, но и в изначальной ориентированности решений на управленческий учет, а не на поддержку образовательной деятельности.
Вторая серьезная проблема, связанная с ERP-системами, — их жесткость. Получалось, что не система адаптируется под деятельность вуза, а вуз вынужден перестраивать устоявшиеся процессы под новую систему.
Третий, очень болезненный для вуза момент — вытеснение тех решений, которые уже применяются в вузе, новой ERP-системой, поскольку она является комплексной. Таким образом, вложенные ранее в разработки интеллектуальные и финансовые ресурсы вуза оказывались выброшенными.
Очевидно, что такую информатизацию трудно назвать эффективной, и приведенные результаты обобщения материалов конференции вряд ли можно назвать большим успехом ИТ в образовательной сфере. А это означает, что пришло время отраслевых решений, не просто адаптированных для образовательной среды, а специально созданных для нее с учетом всех особенностей отрасли.
Особенности образовательной отрасли и требования к информатизации вузов
Говоря об особенностях образовательной сферы, можно выделить следующие основные факторы, определяющие ее специфику:
- Реформирование образовательной отрасли — изменение подходов к организации процесса обучения, оценке его результатов, вхождение России в Болонский процесс, формирование системы непрерывного образования и т.д.
- Становление в вузах системы управления, включая менеджмент качества, повышение эффективности деятельности (и не только финансовой), формирование механизмов для повышения рейтинга вуза за счет предложения более качественных и нетрадиционных образовательных услуг, освоения новых направлений и форм обучения.
- Развитие межвузовского взаимодействия: обмен студентами, преподавателями, курсами, создание межвузовского информационного пространства.
Таким образом, изменения в образовательной сфере происходят и на федеральном, и на межвузовском, и на внутривузовском уровне, поэтому, говоря об информатизации в образовании, можно выдвинуть главное требование — в течение всего жизненного цикла информационная система для вузов должна быть изменяемой, приспосабливаемой ко все новым и новым условиям деятельности. Кроме того, она должна органично вписываться в имеющуюся ИТ-инфраструктуру вуза, чтобы успешно эксплуатирующиеся в вузе программные средства не вытеснялись новым продуктом, а дополнялись им. Подобный подход позволит создать единое информационное пространство вуза, в котором гармонично сосуществуют и эффективно взаимодействуют ранее внедренные и новые программные системы. В результате руководство образовательного учреждения наконец-то сможет получать для принятия решений целостную информационную картину деятельности вуза.
За счет каких архитектурных и технологических решений могут быть удовлетворены эти требования? На наш взгляд, абсолютно необходимой является модельная архитектура (Model Driven Architecture, MDA), в которой вначале создается модель, а на ее базе — собственно автоматизированная система. В этом случае вуз имеет возможность описать в модели любые деловые процессы и информационные объекты, а затем автоматизированно сгенерировать на основании модели информационную систему, поддерживающую описанные в модели процессы и накапливаемые в хранилище данные по информационным объектам. Далее, уже в ходе эксплуатации системы, любые изменения в деятельности вуза отражаются сначала в модели, а затем автоматизированно переносятся в информационную систему.
Кроме того, в модели должна быть отражена ИТ-инфраструктура вуза — все эксплуатируемые технические, телекоммуникационные и программные средства. При этом нужно показать, какие именно аспекты деятельности вуза поддерживает тот или иной компонент. Это позволит оценить эффективность существующих элементов ИТ-инфраструктуры и понять, какие дополнительные программные и технические средства необходимы. В модели должно быть описано также информационное взаимодействие программных компонентов — существующее и требуемое. Таким образом, уже на уровне модели станет прозрачной и наглядной как нынешняя, так и перспективная информационно-технологическая среда вуза, создающая в итоге единое информационное пространство.
Инновации в образовании и их поддержка
Ряд инноваций напрямую связан с ИТ (например, дистанционное обучение), другие (как, например, система непрерывного образования) могут быть реализованы намного эффективнее при качественной ИТ-поддержке. Каковы основные требования к ИТ-поддержке инновационных процессов в вузах?
Во-первых, сотрудникам вуза должны быть понятны цели и задачи внедряемой инновации, иначе процесс внедрения может встретить сопротивление. Наглядность сути и задач инновации достигается путем их отражения в модели деятельности вуза, что позволяет всем участникам внедрения новых процессов увидеть изменения и понять их цели. Во-вторых, для облегчения хода внедрения нужно изначально автоматизировать те действия пользователей, которые можно описать в виде алгоритмов. Это освобождает сотрудников от выполнения рутинных операций. Именно дополнительная нагрузка на сотрудников, связанная с освоением новых образовательных технологий, часто приводит к пробуксовке процесса внедрения. В-третьих, необходимо акцентировать внимание на положительных сторонах инноваций, а для этого постараться как можно раньше получить пусть небольшие, но видимые результаты - использование ИТ может заметно ускорить их получение. Наконец, с помощью ИТ руководство вуза может осуществлять мониторинг процесса внедрения и анализ возникающих проблем.
Оптимизация ИТ-стратегии вузов
Сегодня вузы не готовы к аутсорсингу ИТ-инфраструктуры (рис. 3), что связано с тем, что вопросы защиты информации и экономической эффективности ИТ-аутсорсинга почти не освещаются в прессе и не стандартизованы органами управления образованием. Однако даже при этом ИТ-аутсорсинг вполне возможен и экономически выгоден уже сегодня тем ведомствам, которые инвестируют свои средства в развитие ИТ-инфраструктуры подведомственных образовательных учреждений. Такова же ситуация с вузами, имеющими территориально распределенные филиалы.
Рис. 3. Готовность вузов к аутсорсингу ИТ-инфраструктуры |
Сегодня для информационной поддержки инновационных процессов каждый вуз должен создавать у себя современную ИТ-инфраструктуру — совокупность уровней структуры организации, обеспечивающих формирование и сопровождение телекоммуникационного и компьютерного оборудования, а также общесистемного и прикладного программного обеспечения. Создание и содержание ИТ-инфраструктуры требует затрат на лицензионное программное обеспечение, приобретение и монтаж компьютерного и телекоммуникационного оборудования, обучение и оплату труда обслуживающего персонала, техническую поддержку. Между тем применение механизма аутсорсинга ИТ-инфраструктуры позволило бы вузам выступать не в качестве владельцев, а в роли арендаторов компонентов ИТ-инфраструктуры. При этом достигаются следующие преимущества:
- повышение эффективности затрат вуза и более равномерное их распределение (ежемесячная арендная плата);
- отсутствие необходимости обновления морально устаревающего оборудования и программного обеспечения;
- отсутствие необходимости в высококвалифицированном персонале, обеспечивающем администрирование сложных технических и программных средств;
- минимизация требований к рабочим станциям пользователей вуза, которые работают в терминальном режиме;
- гарантированная доступность и высокая скорость доступа к ресурсам, расположенным в хостинговом центре.
В конечном же итоге результат информатизации зависит не от внешних поставщиков решения, а от самих сотрудников вуза. Вузы обладают неплохим интеллектуальным потенциалом, и они могут стать не просто клиентами ИТ-компаний, внедряющих свое решение, а единомышленниками и активными соисполнителями на всех этапах работ.
Алексей Голосов (golos@fors.ru) — президент компании ФОРС; Ирина Полотнюк (ipolotnyuk@fors.ru) — заместитель директора отделения ИТ-консалтинга компании «ФОРС - Центр разработки» (Москва).