Принято считать, что для совершения какого-либо события должна набраться некая критическая масса предпосылок, а каков объем этой критической массы применительно к социуму? Много меньше, чем 51%, и даже не 20–30%, а всего-навсего 2–4%. Действительно, многотысячные толпы идут за единицами лидеров; вода начинает кипеть, когда лишь несколько активных пузырьков пробивается на поверхность. Выходит, чтобы совершить сдвиг в сознании общества в пользу какой-либо идеи, а следовательно, побудить его к конкретному действию, требуется лишь наличие сознательного выбора у небольшого числа людей. Где они обитают, как до них достучаться? Учитывая, что подобное притягивает подобное, и применив это к социуму, резонно предположить, что они вполне могут образовывать сообщества, социальные сети.
Традиционные масс-медиа как средства влияния на критическую массу людей преуспевают все меньше и, по сути, за все годы своего существования не изменились, распространяя основной объем информации от центра к периферии, что резко снижает доверие к ним. Возможно, инициатива переходит к социальным сетям, свободным от ограничений на подачу информации и технологически поддерживаемым с помощью различных Web-сервисов.
Впервые о социальных сетях активно заговорили два-три года назад, и уже сегодня стало ясно, что для общества, корпораций и ИТ они значат намного больше, чем просто еще одна область применения технологий типа блогов и wiki.
Для общества. Социальные сети играют все более значимую роль как в части формирования статуса членов общества, так и, например, в определении их предпочтений и потребностей. Появление общедоступного хранилища закладок на информационные ресурсы Сети позволило сделать найденное одним человеком достоянием общественности. Вокруг этой нехитрой технологии сразу возникли сообщества мастеров поиска и родился социальный сервис поиска людей с похожими закладками. В результате интересы немногих могут стать популярными во всем обществе.
Для корпораций. Сегодня часто повторяют, что будущее за инновационными компаниями, однако им мало предложить что-то новое, эффективное и недорогое: для успеха бизнеса кроме самого продукта нужна сказка про него, а также тусовка, призванная формировать спрос на продукт. Купить дешевле или, наоборот, дорого может быть для членов определенного сообщества совсем недостаточно, возможно, требуется еще привнести элемент соучастия, престижа и т. п. И опять: потребности немногих в определенных продуктах, будучи рекомендованы участниками определенной социальной сети, обладающими большим кредитом доверия, могут создать критическую массу для того, чтобы стать популярными во всем обществе.
Не секрет, что можно создать работоспособную команду из 30-50 человек, но когда в компании несколько сотен сотрудников, то в ней, как в зеркале, отражается все общество со всеми его проблемами, целями, интересами, и объединить всю эту социальную группу для выполнения общей цели непросто. Не зря японцы говорят: хороший хозяин выращивает рис, умный – культивирует почву, а дальновидный воспитывает работника. Как отмечают авторы этого выпуска журнала, социальные компоненты в жизни корпораций не менее важны, чем формальные отношения. Участие сотрудников в жизни компании — мощный резерв роста производительности труда, и особенно на развитом рынке, где традиционные формы повышения рентабельности) — информационные системы, эффективные бизнес-процессы и т.п. — почти полностью исчерпаны. Форумы, блоги специалистов, службы закладок и другие элементы поддержки социальных сетей работают сегодня внутри корпораций. Здесь есть место и инфраструктуре управления корпоративными знаниями — социальному аспекту, выраженному в возможности самореализации работника и продвижения по неформальной иерархии компании за счет своих знаний и компетентности, что позволяет мотивировать сотрудников и воспитывать их на примере немногих.
Для ИТ. С точки зрения технологий в блогах и wiki нет ничего нового — основанные на них проекты, направленные на управление контентом, вполне, по мнению наших авторов, могли быть созданы еще несколько десятков лет назад, например на базе ARPANet. Главная причина популярности всего, что сегодня связывают с Web 2.0, не в технологиях, а в социальном компоненте – комбинация нескольких старых технологий, ряда новых возможностей и социальной среды создала критическую массу для начала реальной трансформации компьютера из вычислительного средства в коммуникативный инструмент.
Публикации в блогах уже сегодня оказывают существенное влияние на исход выборов в органы государственного управления, и неудивительно, что на фоне рассуждений о социальных сетях вспоминается классическое высказывание одного из специалистов в этой области по поводу узости круга революционеров, страшно далеких от народа. Как известно, эта узкая, толщиной меньше, чем 2% населения, прослойка добилась весьма осязаемых результатов.