Летом 2002 года в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» был учрежден Российский Союз Автостраховщиков, который включил в список своих основных задач формирование и использование информационных ресурсов, содержащих сведения об обязательном страховании, осуществление функций по информационному и организационно-техническому обеспечению ОСАГО и еще ряд задач, непосредственно связанных с ИТ.
Российский cоюз автостраховщиков объединяет отечественные страховые компании, осуществляющие обязательное страхование автогражданской ответственности. РСА — некоммерческая организация, основные усилия которой направлены на обеспечение взаимодействия страховщиков по всем вопросам, связанным с ОСАГО, формирование правил профессиональной деятельности при осуществлении обязательного страхования, защиту интересов страховщиков и прав страхователей и потерпевших. Список основных задач РСА:
- формирование и использование информационных ресурсов, содержащих сведения об обязательном страховании;
- осуществление функций по информационному и организационно-техническому обеспечению ОСАГО по сбору и обработке федеральных информационных ресурсов в области обязательного страхования автогражданской ответственности;
- оказание членам Союза консультационных, информационных и других услуг в области страхования автотранспортных средств и ответственности их владельцев;
- координация усилий членов Союза по борьбе с мошенничеством и другими противоправными действиями в области страхования автотранспортных средств и ответственности их владельцев.
Практическая реализация этих задач, равно как выполнение главной миссии РСА по организации взаимодействия страховых компаний в части ОСАГО невозможны без соответствующих средств автоматизации, поэтому на повестку дня сразу встала задача создания комплексного программного решения для поддержки деятельности участников системы обязательного страхования. В апреле 2003 года был проведен конкурс на разработку и внедрение автоматизированной информационной системы АИС РСА, победителем которого стала компания «Крок».
Этап первый
АИС РСА реализуется как модульное решение, включающее различные подсистемы. Проект внедрения проходит несколько этапов, на каждом из которых разрабатывается, тестируется и вводится в эксплуатацию определенная часть системы. На данный момент завершен первый этап проекта и ведутся работы второй очереди. В течение первых лет разработки системы деятельность по ОСАГО в стране находилась, фактически в стадии формирования, менялись правила работы, которые необходимо было учитывать в информационной системе, внося изменения в ранее принятые решения. Кроме того, РСА как структура, взявшая на себя задачу регулирования нового направления страховой деятельности, также была подвержена организационным переменам. Тем не менее летом 2005 года была завершена разработка первой подсистемы АИС РСА — модуля учета бланков строгой отчетности (БСО).
Николай Косарев: «Без информатизации ОСАГО нельзя повысить социальную защищенность граждан» |
«Одной из функций Союза является распределение изготовленных типографским способом бланков полисов ОСАГО по страховым компаниям и последующий контроль их «жизненного цикла», — говорит начальник управления информационных технологий РСА Николай Косарев. Сейчас в страховом сообществе налажен контроль этого процесса вручную, однако масштабы страны, количество филиалов и представительств страховых компаний, участившиеся случаи мошенничества с поддельными бланками — все это требует оперативного отслеживания статуса страхового полиса с момента передачи его в страховую компанию до конца срока его действия, включая порчу полиса, его утрату и возврат. Именно для мониторинга этого процесса и предназначен модуль БСО.
Система БСО позволяет отслеживать состояния специальных бланков страховых полисов и договоров страхования ОСАГО с определенными идентификационными номерами, начиная с момента их передачи в страховую компанию. Для этого каждая компания, подключенная к АИС РСА, должна учитывать статус полисов ОСАГО в соответствии с единым жизненным циклом (рис. 1). В рамках подсистемы БСО реализуется пересылка страховой компанией текущего статуса полиса (договора страхования) в АИС РСА. Например, когда полис продан страховщиком клиенту, данные о полисе вводятся в корпоративную информационную систему, которая пересылает в РСА сведения о том, что полис номер такой-то «продан». Если страхователь потерял полис и сообщил об этом в свою страховую компанию, то полис получит статус «утрачен», который должен быть передан в подсистему АИС БСО. Таким образом данные о статусе полисов накапливаются и регулярно актуализируются, что позволяет контролировать движение документов по ОСАГО.
Осенью 2005 года была проведена опытная эксплуатация подсистемы БСО, в ходе которой несколько страховых компаний выполнили тестовую передачу данных по полисам. Косарев отмечает: «Был создан важный прецедент. Две компании ?Росгосстрах? и ?Альфа-Страхование? на добровольной основе предоставили номера страховых полисов и их состояние».
В этих компаниях налажен автоматизированный учет полисов и демонстрируется открытость в плане учетной политики полисов. По мнению Косарева, такая позиция поможет избежать нередких, к сожалению, ситуаций, когда клиента, пришедшего в компанию урегулировать страховой случай, спрашивают, кто он такой, и откуда у него этот полис.
Достоверная и актуальная информация о статусе БСО в страховых компаниях представляет большой интерес для Госавтоинспекции, поскольку позволяет оперативно выявлять ситуации мошенничества, связанные с воровством бланков и заключением нелигитимных договоров ОСАГО. Для предоставления этой информации сотрудникам ГИБДД реализована подсистема передачи данных о БСО в Федеральную информационную систему ГИБДД. В конце прошлого года эта подсистема прошла тестовую эксплуатацию. Теперь сотрудники Госавтоинспекции на стационарных и мобильных постах смогут в режиме реального времени проверять полисы на предмет их легальности. В стационарных условиях эта проверка выполняется на обычном компьютере, а на трассе — с помощью мобильного коммуникатора, на который информация из подсистемы БСО АИС РСА поступает по беспроводным каналам.
Вопросы интеграции
Интеграция корпоративных систем страховых компаний с АИС РСА — достаточно важная задача для страхового рынка. В каждой из страховых компаний существуют один или несколько программных продуктов для учета страховой деятельности и в идеале корпоративная система страховщика должна, как минимум, учитывать первичную информацию по ОСАГО (данные заключенных договоров, убытки, полисы), а также регистрировать страховые случаи и произведенные выплаты. Косарев отмечает, что в страховых компаниях уровень автоматизации в части ОСАГО весьма различен, вплоть до того, что определенные операции вообще никак не отражаются в информационной системе, а тем не менее для полноценного функционирования АИС РСА в ближайшей перспективе необходимо реализовать подключение к подсистеме БСО всех страховых компаний, работающих на рынке ОСАГО. Именно тогда Союз получит возможность эффективно контролировать движение и жизненный цикл более 25 млн. полисов автотранспортных средств, эксплуатируемых в РФ.
РСА разработал пакет регламентов, в которых определен процесс подключения страховых компаний к АИС РСА и их последующего информационного взаимодействия. Техническое решение для интеграции систем страховых компаний и АИС уже реализовано. Специалистами «Крок» разработаны специальные программные адаптеры для объединения АИС РСА с учетными системами страховщиков. Даже если компания не имеет соответствующего автоматизированного решения, ей достаточно подготовить стандартный набор XML-данных и передать их через предоставленные адаптеры.
Этап второй
В мае 2006 года завершена разработка двух других функциональных блоков АИС РСА: подсистемы учета договоров страхования и подсистемы учета страховой истории автомобилей («коэффициент бонус-малус», КБМ). В июне начата опытная эксплуатация этих подсистем, в которой примут участие компании «Альфа-Страхование», «Ингосстрах», «Росгосстрах», «Росно» и «Русcкий мир».
Стоит отметить, что в консолидации и обработке информации по страховым полисам и договорам страхования, реализуемых в подсистемах БСО и учета договоров, заинтересованы как РСА, так и страховые компании, поскольку эти решения позволят выявить недобросовестных агентов и страховых брокеров. Дополнительные выгоды сулит внедрение модуля КБМ — страховая история напрямую влияет на стоимость страховки и если, например, потенциальный страхователь не имел страховых инцидентов, полис ему может обойтись дешевле, и наоборот. Сейчас такую информацию каждая страховая компания накапливает в собственной, как правило, закрытой базе, поэтому при переходе клиента от одного страховщика к другому возможность проанализировать его страховую историю теряется. Подсистема КБМ обеспечит продавца полиса информацией о всех страховых случаях, произошедших с данным автомобилем. Таким образом, перед страховщиками открывается возможность адекватного расчета страховых премий с учетом страховых историй клиентов. Надо подчеркнуть, что система не предоставляет никаких персональных данных о страхователе.
Технические решения
Когда первые функциональные блоки АИС РСА заработают на полную мощность, объединив системы страховых компаний, входящих в Союз, в их задачу будет входить регулярная обработка и хранение существенных объемов данных, поскольку необходимо вести учет страховых полисов и договоров для почти 30 млн. физических и юридических лиц. Потенциально высокая интенсивность запросов, задача интеграции географически распределенных и структурно разрозненных массивов данных членов РСА, необходимость объединения с решениями других ведомств определили архитектуру и выбор программной платформы для АИС РСА. Для хранения данных используется СУБД Oracle, а базовыми средствами промежуточного слоя являются программные продукты семейства WebSphere — сервер приложений WebSphere Application Server и система WebSphere MQ, реализующая транспорт для взаимодействия между АИС РСА и страховыми компаниями (рис. 2). По словам Александра Малышева, руководителя проекта АИС РСА в компании «Крок», выбор продуктов IBM был обусловлен тем, что они обеспечивают необходимый уровень производительности и надежности системы и гарантируют масштабируемость — важнейший фактор для АИС РСА, функциональность которой и степень интеграции с внешними системами будут постепенно расширяться.
Рис. 2. Техническая архитектура подсистемы БСО |
В АИС РСА возможно также применение технологии Web-сервисов, которую поддерживает WebSphere, для обеспечения мгновенного взаимодействия и передачи небольших объемов информации по запросу из систем страховых компаний в АИС РСА и наоборот. С учетом значительной распределенности источников данных, взаимодействие АИС РСА с корпоративными информационными системами страховых компаний (КИС СК) организовано на базе Web с использованием защищенных каналов связи. Доступ пользователей к функциональности системы реализован также с помощью Web-технологий — в качестве интерфейса используется набор HTML-страниц, который просматривается с помощью браузера. Пользователями системы будут как сотрудники РСА, так и специалисты страховых компаний. Но если в задачи первых входит только получение нужной информации, то вторые должны эту информацию предоставлять, используя механизмы интеграции КИС СК и АИС РСА. Опора на стандарт XML позволяет привести к общему знаменателю форматы данных, передаваемых из различных компаний.
В перспективе к страховщикам в качестве пользователей системы могут присоединиться и их клиенты. Уже сейчас подсистема КБМ поддерживает информацию по страховой истории автомобиля, которая может представлять интерес для страхователей. Благодаря тому, что АИС РСА является Web-приложением, такая информация, в принципе, может быть предоставлена через Internet. В дальнейшем в результате интеграции АИС РСА с системами Федеральной службы страхового надзора, МВД, Федеральной таможенной службы и других государственных ведомств станет возможным получение различных данных о транспортном средстве, например, о его регистрации, прохождении всех необходимых таможенных процедур и другой информации, которую стоит учитывать, скажем, при покупке автомобиля.
Во внедрении АИС РСА со стороны Союза автостраховщиков активное участие принимают две структуры: Управление информационных технологий и Комитет по информационным технологиям. Первая структура состоит из штатных сотрудников РСА, а вторая объединяет руководителей информационных служб страховых компаний, входящих в Союз, и является одним их основных рычагов влияния страховых компаний на ход автоматизации всей деятельности по ОСАГО.
То, что закон об ОСАГО еще сравнительно молод, влияет и на практику автоматизации связанной с ним деятельности. Как отмечает Косарев, во многих странах страхование автогражданской ответственности действует десятки лет. Например, в Германии обязательную автогражданку ввели еще в 1939 году. Исторически выработанная стабильность правил, действующих на рынке страхования в европейских странах, создает хорошую возможность для автоматизации. У нас такой стабильности пока нет, что усложняет задачи ИТ-поддержки ОСАГО. Но учитывать зарубежный опыт, в том числе и ближнего зарубежья, безусловно, можно и нужно.