Они должны формироваться по принципу преемственности, с максимальным использованием опыта отечественной высшей школы и действующих стандартов.
Грамотно выбранная стратегия информатизации — фундамент процветания любого предприятия. Основная образовательная программа (федеральный компонент) подготовки в высшей школе дипломированных специалистов предусматривает изучение информатики в цикле «Общие математические и естественно-научные дисциплины». Кроме того, информационные технологии в большей или меньшей степени используются практически во всех общенаучных и специальных дисциплинах, в научно-исследовательской и практической работе.
Одна из проблем, возникающих при формировании раздела «Информатика» основной образовательной программы для непрофильных специальностей, состоит в следующем. Стремительное развитие ИТ требует постоянного расширения содержания курса, но предусмотренное государственным стандартом максимальное количество часов, отведенных на изучение данной дисциплины, не позволяет удовлетворять эти нужды.
Другая проблема заключается в необходимости разработки унифицированного курса. Он должен быть приемлем как для элитных вузов, которые обучают высокотехнологичным специальностям, непрофильным по отношению к ИТ, так и для региональных вузов со значительно менее подготовленными студентами и более скромной материальной базой. В сложившейся ситуации единственный выход состоит в регулярной корректировке соответствующих разделов государственных образовательных стандартов.
В [1] раздел «Информатика» сформирован на основе общепрофессиональных дисциплин, входящих в новое направление подготовки бакалавров и магистров — 511900 («Информационные технологии»). Методическая база данного направления создана в соответствии с требованиями Computing Curricula 2001 [2]. Анализ действующих образовательных стандартов, нацеленных на подготовку широкого спектра непрофильных специалистов показал, что они не удовлетворяют современным представлениям об ИТ и в значительной мере не согласованы с международными требованиями [1, 4]. Это свидетельствует о необходимости введения стандартов нового поколения. Принцип преемственности заключается в формировании разделов «Информатика» таких стандартов на основании прежних стандартов с условием их корректировки.
Особенности действующих образовательных программ
В государственных образовательных стандартах, утвержденных в 2000 году, указан следующий «обязательный минимум» основной программы по информатике для большинства непрофильных специальностей.
- Понятие информации. Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации.
- Технические и программные средства реализации информационных процессов.
- Модели решения функциональных и вычислительных задач — алгоритмизация и программирование.
- Языки программирования высокого уровня.
- Базы данных.
- Программное обеспечение и технологии программирования.
- Локальные и глобальные сети.
- Основы защиты информации и сведений, составляющих государственную тайну.
- Методы защиты информации.
- Компьютерный практикум.
Каждый из этих разделов по-прежнему актуален, но в новых условиях структура курса и последовательность изложения материала могут быть изменены. Так, в разных разделах приведенного перечня, несмотря на его краткость, фигурируют вопросы, связанные с программным обеспечением и программированием. Здесь просматривается преемственность по отношению к образовательным стандартам предыдущих поколений; они действовали в то время, когда еще применялся термин «компьютерная грамотность», подразумевающий знание одного из языков программирования. В разделах нынешних образовательных стандартов, очевидно, речь идет о системном и прикладном программном обеспечении и системах программирования. Более целесообразно обеспечить единую классификацию программного обеспечения с последующим его описанием [3], а в разделах стандарта конкретизировать, о каких именно видах программного обеспечения идет речь.
Проект образовательного стандарта
Некоторые из перечисленных разделов (скажем, «Локальные и глобальные сети», «Основы и методы защиты информации» и др.) являются основополагающими, и необходимость их изучения не вызывает сомнений. Однако обратимся к разделу «Понятие информации…». В современной информатике накоплено немало знаний об информации и информационных процессах. Эта наука определяет основные понятия (данные, информация), рассматривает информационные потоки и их свойства, виды и способы измерения количества информации, кодирование информации и многое другое.
В информатике сформировалось направление «Теория информации. Информационные процессы», которое по-разному интерпретируется разными авторами, что прослеживается и в учебниках по информатике. Поэтому более емкой и лаконичной представляется одноименная формулировка названия первого раздела стандарта [4]. Раздел «Теория информации. Информационные процессы» объединяет аспекты возникновения информатики и ее становления как науки. Его содержание, сформировавшееся за последнее десятилетие, стало традиционным введением в учебный курс. Причем оно отражает традиции именно отечественной высшей школы, а в международных стандартах представлено не столь полно.
Изучение разделов «Языки программирования высокого уровня» и «Технологии программирования» не обязательно для специалистов, напрямую не связанных с ИТ. А вот знание универсальных информационных технологий и систем, использующихся во многих сферах деятельности, необходимо специалисту любой отрасли. К универсальным следует отнести офисные технологии (в том числе, текстовые процессоры, электронные таблицы, системы управления базами данных, электронная почта, телеконференции), технологии управления, поддержки принятия решений, разработки и редактирования графических изображений, технологии экспертных систем и т.д. Поэтому современный образовательный стандарт по информатике должен включать раздел «Информационные системы и технологии».
СУБД сыграли существенную роль в развитии ИТ-индустрии, но потом стали составной частью информационных систем. А потому раздел «Базы данных», входящий в состав стандарта, является хоть и необходимой, но лишь составляющей раздела «Информационные системы и технологии». Этот раздел нужно воспринимать как обзорный, включив в него общие представления и понятия, возможно, историю развития, структуру и классификацию таких систем и технологий.
Данные подразделы весьма объемны и в рамках общего курса не могут рассматриваться подробно. В учебном плане их логично выделить в самостоятельные курсы: в соответствии со спецификой каждой специальности будут детально обсуждаться все аспекты той или иной технологии. Так, в Донском государственном техническом университете среди дисциплин по выбору предлагаются курсы «Дополнительные главы информатики» (специальность «Динамика и прочность машин»), «Пакеты прикладных программ» (специальность «Менеджмент организации»), «Пакет Маthcad» (специальность «Инженерное дело в медико-биологической практике»), «Компьютерная графика» (специальность «Реклама») и др.
Раздел «Модели решения функциональных и вычислительных задач: алгоритмизация и программирование» в новом стандарте может быть несколько сокращен и назван «Модели решения функциональных и вычислительных задач». Изучение программирования в рамках общего курса информатики представляется нецелесообразным. Для инженерных специальностей программирование должно изучаться в самостоятельном курсе и только если в этом есть необходимость. Часть раздела «Алгоритмизация и программирование» и раздел «Языки программирования высокого уровня» логично объединить в раздел «Алгоритмы и основы программирования». Раздел «Технологии программирования» должен быть включен в раздел «Информационные технологии». А основы и методы защиты информации, очевидно, должны рассматриваться в одном разделе. В таблице представлен предлагаемый вариант государственного образовательного стандарта по информатике для непрофильных специальностей с общим количеством часов обучения 400.
Установление соответствия между [1] и [2] необходимо в целях стандартизации всей системы ИТ-образования в России и ее согласования с международными нормами. Такое соответствие должно стать необходимым фактором при реализации системы дополнительного ИТ-образования. При разработке стандартов нового поколения следует опираться на принцип преемственности, обеспечивающий единую систематическую основу ИТ-образования.
Литература
- Сухомлин В. А. ИТ-образование: концепция, образовательные стандарты, процесс стандартизации. М.: Горячая линия — Телеком, 2005.
- Computing Curricula 2001. Association for Computing Machinery and Computer Society of IEEE.
- Соболь Б. В., Галин А. Б., Панов Ю. В., Рашидова Е. В., Садовой Н. Н. Информатика. Высшее образование. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
- Соболь Б. В., Рашидова Е. В. О государственном образовательном стандарте по информатике. Современные информационные технологии и ИТ-образование. М.: МАКС Пресс, 2005.
Борис Соболь (bsobol@dstu.edu.ru) — заведующий кафедрой «Информатика», Елена Рашидова (erashidova@dstu.edu.ru) — доцент кафедры «Информатика» Донского государственного технического университета (Ростов-на-Дону).