Когда общество становится заложником собственной техники, оно себя разрушает. Есть гипотезы, что на Земле уже были прецеденты гибели цивилизаций, не справившихся с бременем управления системами и устройствами. Возможно, и сегодня человечество вплотную подошло к необходимости борьбы со сложностью. По крайней мере, косвенным подтверждением этого можно считать бытующее в обществе ложное представление о том, что простота свидетельствует о варварстве, примитивной культуре, а сложность является серьезным достижением.
В области высоких технологий доминанта сложности проявляется даже в толковании понятия «информация». По крайней мере, в русском языке оно обозначено существительным, подчеркивающим фиксированность и способность лишь к дискретному увеличению объема данных. Между тем «in formation» — это глагол, который означает процесс, причем подразумевает постоянную реформацию.
Этот тезис как нельзя лучше подтверждается появлением Web-сервисов, обеспечивающих динамическую поддержку слабосвязанных децентрализованных взаимодействий. Они потенциально способны без усложнения конфигураций помогать выполнению насущных задач бизнеса. Приняв на вооружение сервис-ориентированные архитектуры, предприятия с помощью правильно сконфигурированных Web-сервисов (а они стали самой популярной парадигмой распределенных вычислений) могут гибко решать внутри- и межкорпоративные проблемы интеграции. Правда, для этого нужны стандартизированные средства управления Web-сервисами, которые описываются, в частности, стандартами WS-*. Но нельзя получить новое, используя старые методы управления, принятые в традиционных распределенных системах, — сегодня имеется реальная опасность растаскивания по корпоративным и ведомственным квартирам неустойчивого пока пакета WS-*.
По традиции до сих пор основное внимание уделялось управлению последовательными уровнями новых технологий, которые вводились в эксплуатацию в распределенных средах. Но такие методы не соответствуют бизнес-функциям. Кроме того, многие корпоративные инфраструктуры системного управления не поддерживают контроля над соглашениями об уровне обслуживания, по-своему интерпретируя процесс получения информации от Web-сервисов. Единство есть истина, а обособленность — иллюзия, и стандарты призваны внести элемент стабильности в процесс управления Web-сервисами. Сами по себе стандарты — не самоцель, а только средство объединения и стабилизации. Возможно, именно поэтому, как свидетельствует ряд опросов, их соблюдение входит в число приоритетных (после обеспечения совместимости и безопасности) задач, которые ставят перед собой ИТ-менеджеры.
Те, кто хотят быть заметными на рынке, предлагают новые подходы, однако стремятся их стандартизировать — иначе они рискуют оказаться в изоляции. В этом смысле стандарты играют сдерживающую роль. Сдерживание — внешняя сторона жизни стандартов, но есть и внутренняя, которая выражается в их влиянии на индустрию путем ускорения ИТ. Если основные интерфейсы, принятые лидерами индустрии, открыты и общедоступны, то очень скоро найдется компания, которая создаст решение для потребителя быстрее и лучше. Тогда лидерам опять придется придумывать что-то новое.
Хотя стандартизация очень важна для реализации взаимодействий в архитектурах SOA, ее явно недостаточно, особенно на высоких уровнях абстракции. Для эффективного использования технологий Web-сервисов требуются новые платформы и системы, обеспечивающие концептуальное моделирование, анализ, управление, проверку абстракций и моделей сервисов. Такие платформы могут предоставить базис для подбора спецификаций услуг, проверки совместимости и взаимозаменяемости сервисов, а также их соответствия стандартам, основанным на высокоуровневых моделях. Все это позволит разработчикам проверять согласованность разных спецификаций одного и того же сервиса.
Есть, правда, еще один аспект деятельности сообществ по стандартизации: они бросают тонущему (Web-индустрии ) веревку, но отказываются тянуть его к берегу, т.е. не предлагают конкретных рецептов. При этом они заявляют, что веревка все же лучше камня. Стандарты символизируют стабильность и сдержанность, которые всегда были основой цивилизации, но сегодня, например, становятся и причинами плохой демографической ситуации. День ото дня общественные (корпоративные) связи крепчают, а биологические слабеют. Тем не менее ожидается, что в ближайшем будущем управление Web-сервисами станет жизненно важным компонентом распределенных приложений. Потому-то мы и посвящаем этот номер нашего журнала стандартам управления Web-сервисами, переживающим сегодня период in formation.