Органам государственного управления необходимо обобщенное представление межведомственной информации, позволяющее по одному запросу получать консолидированные сведения из нескольких источников и выполнять их комплексный анализ.
Ни один из имеющихся подходов не позволяет эффективно решить все задачи информационного взаимодействия ведомств:
- организовать выполнение административно-управленческих процессов, связывающих два или более ведомств;
- распределить полномочия между центром и регионами, создать равные условия для разных регионов;
- обеспечить предоставление качественно новых услуг гражданам, предприятиям и организациям, исключив возможность ненужного привлечения граждан, предприятий и организаций к оформлению или согласованию документов, выдаваемых органами исполнительной власти.
Решению этих задач мешает разрыв между источниками данных о ситуации в смежной отрасли и их использованием в аналитических целях. Ведомственные интересы также препятствуют обмену информацией, нормативного регулирования которого, кстати, до сих пор нет. Кроме того, не определено взаимодействие ведомств с внешними структурами.
При межведомственной интеграции заинтересованные в информационном обмене ведомства заключают соглашения, определяющие состав данных, технологические, технические, организационные и экономические аспекты взаимодействия. В соответствии с регламентами ведомства передают часть своей информации в смежные ведомства, которые преобразовывают ее в соответствии с собственной терминологией и системой классификации. Часть информационных потоков являются однонаправленными (например, это отчеты для статистических органов), а часть — встречными (запрос и отчет по запросу).
В ряде случаев несколько ведомств создают совместный информационный ресурс, консолидирующий межведомственную информацию. Для этого также заключаются соглашения, определяется отвечающее за информационный ресурс ведомство, разрабатывается программно-технический комплекс, и все ведомства передают в единую базу данных свои базы или их фрагменты. Такие информационные ресурсы служат для решения конкретных задач, как правило, аналитических (скажем, для выявления фактов финансирования террористических организаций).
Ограничения подходов к межведомственной интеграции
Сегодняшние решения ограничиваются технологической, а не информационной интеграцией, предполагающей единую терминологию, одинаковую интерпретацию данных и их точное сопоставление. При нынешнем подходе не согласуются интересы ведомств, владеющих информационными ресурсами и являющихся потребителями информации. Первые не могут контролировать доступ к своим данным и отвечать за ту информацию, которая была передана вовне и подверглась преобразованиям. Вторые вынуждены использовать недостаточно актуальные данные (например, если регламент предусматривает ежемесячную передачу сведений, то они отражают состояние предыдущего месяца, а не текущее).
Ведомства сталкиваются с технологическими сложностями слияния и хранения данных, созданных в разное время, различными разработчиками и на разнородных технологических платформах. Зачастую возникает дублирование из-за повторного получения части данных из информационных ресурсов смежных ведомств. Крупным недостатком является отсутствие целостной картины межведомственной интеграции, поскольку правила информационного обмена рассредоточены по межведомственным соглашениям и лишь по частям отражены в алгоритмах процедур интеграции.
Однако можно не прибегать к физическому слиянию данных, связанному со сложными, дорогостоящими и непрозрачными процедурами экспорта/импорта и преобразования информации. Достаточно создать формализованное описание правил интеграции, в соответствии с которыми доступ будет осуществляться непосредственно к ресурсам ведомств-владельцев.
Описание правил интеграции
Правила должны затрагивать разные аспекты интеграции: информационный, технологический, правовой и т.д. Информационный аспект предполагает использование единой терминологии, обеспечение одинаковой интерпретации и точного сопоставления данных. Технологический позволяет определить архитектуру интеграции и механизмы ее реализации. Правовой связан с правами и обязанностями участников процесса. Для описания правил интеграции должен быть реализован метауровень — дополнительный информационно-технологический уровень межведомственной информации (рис. 1).
На метауровне создаются следующие компоненты.
Информационная (семантическая) модель интеграции. Она предназначена для описания объектов предметной области, их структуры и взаимосвязей. Информация об этих объектах может быть фрагментирована и рассредоточена по разным источникам. На уровне семантической модели возникает целостная картина межведомственной информации. Составной частью модели является модель классификации и кодирования таких данных. Информационная модель должна быть опубликована и доступна потребителям.
Единая система обслуживания запросов.
- Каталог внешних услуг (запросов) — перечень информационных услуг, оказываемых потребителям межведомственной информации (абонентам). Запросы и ответы на них должны формироваться в терминах информационной модели. Такое преобразование осуществляется в соответствии с метаописаниями модели и информационных ресурсов, благодаря чему является прозрачным и легко модифицируется путем изменения метаописаний. Каталог запросов должен быть опубликован и доступен абонентам.
- Маршрутизатор запросов — компонент, обеспечивающий регламентированное исполнение запросов, связанных с обращением к нескольким информационным ресурсам.
Единая платформа информационной интеграции.
- Репозиторий информационных ресурсов — унифицированное описание всех интегрируемых информационных ресурсов (состав их данных в терминах информационной модели, способы доступа к ним). Владельцы информационных ресурсов должны сертифицировать их описания, подтверждая их корректность.
- Адаптеры доступа к информационным ресурсам — наборы сервисов, обеспечивающих корректный доступ к информационным ресурсам и извлечение из него данных для реализации внешних услуг (запросов). Адаптеры должны быть сертифицированы владельцем ресурса. Это регламентирует доступ к информационному ресурсу: его получат только адаптеры, сертифицированные владельцем ресурса. Такие адаптеры являются компонентами, внешними по отношению к информационным ресурсам, поэтому сами информационные ресурсы и принципы их эксплуатации в ведомствах останутся неизменными.
Биллинговая система — учет оказания и потребления услуг доступа к информационным ресурсам участниками межведомственного взаимодействия.
Единая система классификации и кодирования — ведение межведомственных справочников и классификаторов.
Единая система информационной безопасности — разграничение прав доступа к межведомственной информации.
Информационный портал межведомственной информации — интерфейсные средства доступа. Информационные системы, выступающие и в качестве абонентов, способны самостоятельно обращаться непосредственно к каталогу запросов.
При создании метаописаний и информационном моделировании целесообразно ориентироваться на стандарты, базирующиеся на XML. Например, для описания информационных ресурсов можно использовать языки RDF (Resource Definition Framework, описывает содержание информационных ресурсов и обеспечивает гибкий подход к представлению данных) и OWL (Web Ontology Language, формально описывает значения терминов, применяемых в документах). Многие инструментальные средства позволяют относительно просто создавать и визуализировать XML-документы с помощью языков PL/SQL, Java, Cи и C++. При этом строится дерево методов чтения/записи структур XML и в терминах XML описываются модель межведомственной информации, структура ресурсов и запросы.
Для реализации единой системы классификации/кодирования, биллинга и других программных компонентов метауровня целесообразно выбирать средства сервисной архитектуры (Service-Oriented Architecture, SOA), — это облегчит интеграционные процессы. Например, ведомства могут интегрировать с метасистемой свои аналитические приложения. Тогда они будут получать межведомственную информацию не только по запросам, в «чистом» виде, но и в форме справок и отчетов.
При совместном использовании разнородных продуктов неизбежно возникают проблемы их интеграции. Сложно, а порой невозможно, добиться необходимых эксплуатационных характеристик, производительности и отказоустойчивости. Более целесообразна реализация метауровня на базе программных средств одного производителя. Так, типовое решение для межведомственной интеграции компании «ФОРС-Центр Разработки» строится на базе собственных разработок и программных продуктов Oracle.
Преимущества использования метауровня
При использовании метауровня интеграции сохраняется ответственность владельцев ресурса за актуальность и достоверность данных в информационных ресурсах, за доступность и сохранность ресурсов. Владелец контролирует доступ к своим данным и может получать плату за информационные услуги, компенсирующую издержки на формирование и ведение информационных ресурсов. В свою очередь, абонент получает актуальную информацию независимо от того, в каких ресурсах она хранится, — достаточно сформировать запрос в терминах информационной модели интеграции. Хорошим примером является обслуживание граждан по принципу «одного окна», при котором для обработки запроса требуется согласование в нескольких ведомствах. Процесс согласования и связанные с ним промежуточные документы «живут» только на межведомственном уровне. Гражданин в них не участвует, а лишь получает необходимую информацию.
Данный подход предполагает, что ко всем интегрируемым информационным ресурсам обеспечен доступ в интерактивном режиме. Те информационные ресурсы, постоянный доступ к которым организовать не удается, можно включить в межведомственный обмен, описав в метаданных это свойство ресурса и указав способ доступа. Система будет оповещать абонента о времени выполнения его запроса к такому ресурсу.
Сопоставим издержки, необходимые при интеграции путем слияния данных разных ведомств (то есть при организации единого хранилища) и интеграции с помощью метауровня. Первый тип интеграции предполагает разработку средств, которые обеспечивают:
- экспорт и доставку информации из ведомственных информационных ресурсов;
- поддержку регламентов сбора данных;
- преобразование и объединение данных;
- поиск информации в межведомственной системе;
- информационную безопасность и администрирование единой системы;
- хранение резервных копий единой системы и информационных пулов ведомств, управление ими.
Понятны технологические проблемы, связанные с обновлением данных при их поступлении из ведомств, с размытостью общей картины интеграции, с организацией хранения исходных информационных пулов, устранением последствий сбоев при выполнении технологических операций и т.д. Затраты на поддержку этих процессов не уменьшаются со временем — на протяжении всего жизненного цикла системы необходимы серьезные кадровые, технические, административные и прочие ресурсы.
Интеграция с помощью метауровня предполагает:
- создание межведомственной информационной модели;
- описание информационных ресурсов, участвующих в интеграции;
- формирование каталога запросов к межведомственной информации;
- разработку адаптеров к информационным ресурсам;
- реализацию маршрутов выполнения запросов, связанных с обращением к нескольким ресурсам;
- создание биллинговой системы;
- формирование единой системы информационной безопасности;
- разработку межведомственного портала.
Издержки этого подхода являются в основном единовременными: они относятся к разработке средств интеграции. Поддержка работы метауровня (в том числе внесение изменений в информационные ресурсы) сводится к изменению метаданных и настроек. Модификации программного обеспечения могут быть связаны лишь с адаптерами к информационным ресурсам и маршрутами выполнения запросов. Остальные программные компоненты базируются на метаописаниях и не изменяются при добавлении или удалении нового информационного запроса.
Для представления метаданных (информационной модели, описаний ресурсов, запросов) целесообразно использовать стандарты на базе XML. Это позволит задействовать многочисленные готовые средства разработки метаописаний. Например, для подключения нового информационного ресурса нужно определить параметры подключаемого ресурса в информационной модели и репозитории ресурсов, настроить адаптер доступа к информационному ресурсу. Затем требуется описать новые запросы, связанные с обращением к этому ресурсу: пополнить каталог запросов, права доступа, определить маршруты и логику выполнения запросов. Практически все эти действия выполняются путем настройки — новый программный код создается лишь для описания очень сложной логики маршрутов.
Информационные ресурсы можно интегрировать на базе метасистем не только на межведомственном уровне, но и в отдельных ведомствах (рис. 2), а также на разных организационно-территориальных уровнях — например, федеральном и региональном.
Использование метауровня при межведомственной интеграции делает процесс информационного обмена прозрачным и облегчает управление информационными ресурсами. Обеспечиваются их открытость и доступность в соответствии с «Концепцией управления государственными информационными ресурсами», рекомендованной Правительством РФ для разработки федеральных программ формирования общедоступных информационных ресурсов (www.minsvyaz.ru/site.shtml?id=1075). В соответствии с этим подходом компания «ФОРС-Центр Разработки» реализует проекты регионального и национального уровней. Данный подход был принят и как часть методики, нацеленной на организацию электронного взаимодействия одного из федеральных министерств с агентствами и службами.
Ирина Полотнюк (ipolotnyuk@fors.ru) — заместитель директора отделения ИТ-консалтинга компании «ФОРС-Центр Разработки» (Москва).