Он пока еще хорошо приспособлен для этого (имеет высокую квалификацию, неплохо разбирается в устройстве компьютера и даже успел попрограммировать), но все больше становится похожим на охотника, который догоняет добычу, хватает ее и, не успев попробовать, бросает и бежит за следующей. Рядом с ним, в постоянно звучащей Вселенной рынка, каждый момент проносятся волны звуков и знаков, но они остаются незамеченными, если у менеджера нет времени осмотреться или выдать ответную гармоничную ноту. Отчасти задачу освобождения ИТ- и бизнес-менеджеров от непрофильной деятельности и «настройки» их на поиск необходимой бизнесу волны ИТ-достижений призван решить аутсорсинг, обсуждению которого и посвящен данный номер журнала.
ИТ-индустрия живет не сама по себе, она ориентирована на обслуживание того или иного бизнеса. А бизнес сегодня нацелен на потребительский рынок, субъекты которого во всем мире все больше склонны тратить деньги на технологии, связанные с эмоциями (такие как дизайн, предметы социального статуса, элементы жизненного стиля), то есть на все то, что доставляет удовольствие. Задачи поставщиков подобных технологий и, как следствие, их ИТ-инфраструктур — быстро развернуть и выставить на рынок новое предложение, обычно еще не зная ни его эффекта, ни целесообразности для потребителя. Но делать это с помощью собственных неповоротливых ИТ-департаментов становится невозможно. Очень часто талантливые бизнесмены интуитивно ощущают тенденции и потребности рынка, к пониманию которых скептики-экспериментаторы из ИТ-подразделений, привыкшие все ощупывать руками, будут идти годами. Как считают аналитики, ИТ-аутсорсинг потенциально способен помочь в этом бизнесу, однако, по мнению наших авторов, сначала предприятию надо определиться со стратегией аутсорсинга, его оптимальной организацией, не забыть про аутсорсинг аудита и разобраться в соотношении аутсорсинга с управлением ИТ-услугами.
В ИТ-индустрии часто складывается ситуация когда борьба со сложностью аппаратно-программных группировок начинает серьезно отвлекать ресурсы бизнеса от решения его насущных задач и вынуждает менеджеров разбираться в далеких от их квалификации вопросах. Мало того, возрастающее бремя сложности ИТ на предприятиях влечет за собой увеличение затрат и «усталость от инноваций». Поэтому еще одна тема, которую мы затронули в данном выпуске журнала, — покорение сложности ИТ.
Действительно, сложность есть отражение функционального богатства ИТ-среды, и цель хорошо организованного ИТ-отдела состоит не в том, чтобы устранить ее, а в том, чтобы научиться ею управлять. Это означает признать сложность, но направить и организовать таким образом, чтобы затраты на ее управление стали понятными. Однако адаптация к изменяющейся информационной инфраструктуре требует периодических изменений ИТ-отделов и порядка обработки бизнес-информации. Как утверждают наши авторы, решение проблемы сложности ИТ — не внесение поправок в аппаратно-программную инфраструктуру, а культурная перестройка. Таково изменение парадигмы, влекущее за собой принятие бизнесом и ИТ-подразделениями новых взглядов и образа действий.
Вместе с тем, рассуждая о проблемах аутсорсинга и о сложности ИТ, следует помнить, что еще никто и никогда не сумел жить руководствуясь чужим опытом. И это особенно актуально, когда речь идет о таком «вечном двигателе», как ИТ- или бизнес-менеджер. Наблюдая за рынком и собственным бизнесом, руководитель обязан позаботиться об исцелении своего предприятия. Человек, как и его детище-бизнес, живет до тех пор, пока развивается. Или пока есть надежда, что он сумеет победить тот или иной свой предрассудок. Кстати, страх предрассудочно понятых «запретов» той или иной формы аутсорсинга либо метода борьбы со сложностью ИТ, как и постоянное обращение к авторитетам останавливают дух бизнеса и тормозят «вечный двигатель». В то же время не следует рассматривать аутсорсинг как поле сбыта провайдерами плодов их учености. Знание не является ни словом, ни учением. Оно — действие.