Читателей можно условно разделить на две категории: одни сразу внимательно читают весь журнал, другие — сначала вступительное слово и аннотации к статьям. Вторым хочу сообщить, что в этом номере речь пойдет о корпоративных архитектурах и решениях для «электронного правительства», о стандартах на Web-сервисы, о надежности и безопасности программ с открытым кодом, о... Короче, обо всем, без чего сегодня немыслимы ни современная ИТ-индустрия, ни жизнь гражданина постиндустриального общества.
В сегодняшней индустрии уже нет ярко выраженного мэйнстрима — налицо явная тенденция к естественной конвергенции. Другими словами, наблюдается стремление к тому, чтобы понятие «интеграция» исчезло из лексикона ИТ-менеджеров. Слишком много инвестиций уже сделано в «высокие» технологии, и теперь нужно научить их работать вместе, как, например, уже произошло на уровне бытовых устройств (например, можно расширять функциональность мультимедийного центра, практически ничем себя не лимитируя, — достаточно подключать новые модули по стандартному интерфейсу).
Впервые высказанная несколько лет назад идея организации Web-сервисов как средства взаимодействия приложений еще не давала представления о новых возможностях, которые она открывала для бизнеса вообще и для ИТ-индустрии в частности. До определенного момента говорить о конкретных сферах применения Web-сервисов было сложно, но в нынешнем году наступило время качественного сдвига. Как отмечают наши авторы, выросшая из этой идеи архитектура, ориентированная на сервисы, стала основой и для построения всей архитектуры предприятия. Произошел диалектический переход количества в иное качество, и дело тут состоит вовсе не в появлении очередной технологии. Просто накапливавшийся в области ИТ потенциал наконец-то достиг уровня, необходимого для удовлетворения запросов современного бизнеса. С помощью уже имеющихся или только планируемых к появлению средств и технологий можно будет строить любые системы для управления бизнесом, а не только автоматизировать отдельные функции.
Web-сервисы на слуху уже около пяти лет и достигли той стадии развития, когда основные потребители начинают их реально использовать. Объединение на предприятиях, казалось бы, несовместимых систем (новых и унаследованных) — лишь один из примеров. Но такое объединение обычно осуществляется пока на основе простых вариаций протокола SOAP и языка описания Web-сервисов, кое-где дополненных доморощенными системами безопасности. Существенной стандартизации Web-сервисов еще не произошло. Многочисленные спецификации WS-*, представленные за последние годы различными организациями, продемонстрировали твердое намерение их создателей наполнить многоуровневую архитектуру WS реальным содержимым. К сожалению, такие спецификации пока не превратились в промышленные стандарты. Мало того, хотя многочисленные исследования аналитиков и результаты опросов указывают на готовность компаний активно заниматься развитием Web-сервисов, дефицит действующих WS-стандартов может существенно затормозить этот процесс.
Несмотря на очевидный прогресс в области автоматизации, с организационной точки зрения предприятия и государственные структуры, как и десятки лет назад, остаются сложными цепочками, а их деятельность базируется на множестве преимущественно ручных операций. И основным тормозом внедрения инноваций, позволяющих перевести на качественно новый уровень работу коммерческих предприятий, является корпоративная культура.
Это во многом справедливо и по отношению к государственным учреждениям. Термин «электронное правительство» возник по аналогии с понятием «электронный бизнеса», по сути многое переняв у последнего. Как внедрение информационных систем в бизнесе всегда сопровождается реинжинирингом, так для успеха проектов создания «электронного правительства» потребуется существенная реорганизация внутренних процедур, регламентов и процессов, в частности ликвидация пробелов законодательной базы. Эта мысль красной нитью проходит через статьи, посвященные различным аспектам разработки решений для «электронного правительства».
Жизнь дает подтверждение любым нашим убеждениям, свидетельствует о том, что не существует каких-либо жестких рамок или лимитов. Для ИТ тоже нет потолков: можно сделать все, и даже если нет никаких шансов, то всегда есть шанс, что они появятся. Однако нельзя добиться реальных изменений, не изменив подходы, — касается ли это принятия стандартов на Web-сервисы, повышения надежности и безопасности свободно распространяемых программ или решения близких каждому гражданину вопросов создания «электронного правительства».