Допустим на миг, что завтра все сотрудники ИТ-подразделения некой организации не придут на работу. Как долго просуществует ее бизнес? Если он и продержится еще какое-то время, то, скорее всего, очень незначительное. Сегодня интеграция ИТ и бизнеса настолько тесна, что даже без такого «страшного» сценария для компании велика вероятность оказаться в ситуации «кто не успел, тот опоздал». Пришло время подумать об интегральных адаптивных и адаптируемых инфраструктурах, способных функционировать почти независимо от человека — управляться одной кнопкой.
Как и в ряде других отраслей, в ИТ-области человек постепенно становится лишним звеном: жизнеспособность сложных аппаратно-программных конфигураций и их способность решать задачи в зависимости от состояния внешней среды все чаще должна обеспечиваться автоматически. А иначе и быть не может — современный уровень сложности систем стал серьезнейшим барьером для их дальнейшего развития. Потому-то проблемы построения жизнеспособных программных архитектур, обсуждаемые на страницах этого номера журнала, уже не кажутся заоблачными.
Конечно, сегодня еще преждевременно говорить о практической пользе саморегулирующихся ИТ-систем, но завтра может оказаться, что создавать надежные долговечные адаптируемые системы уже поздно. По крайней мере, как следует из статей данного выпуска, ясно, что компьютерные системы завтрашнего дня нельзя строить с применением нынешних методов, что они должны состоять из простых малонадежных компонентов и быть несложными для пользователя.
По данным аналитиков Forrester, в этом году бизнес-структуры и государственный аппарат США потратят на 10% больше средств на покупку программного обеспечения, причем львиную его долю составят средства управления корпоративными системами, позволяющие работать вместе разрозненным комплексам. Однако аналитики выявили и другую тенденцию: 61% респондентов заявили об отсутствии на их предприятиях решений, способствующих повышению качества и надежности программных инфраструктур, — и это несмотря на то, что такие конфигурации уже приближаются по сложности к инженерным и биологическим системам. В инженерии можно найти массу примеров того, как изделия, рожденные в иную технологическую эпоху (будь то стратегический бомбардировщик, подводная лодка или система управления ядерным реактором), сохраняли жизнеспособность на протяжении весьма долгого времени. Программные системы, в которые вложены огромные ресурсы и которые хранят большие объемы полезной информации, просто обязаны проектироваться по-другому, нежели прежде. Между тем методы работы с ними остаются на уровне применявшихся в 80-е годы.
Адаптивная система автоматически подстраивается к изменяющимся внешним условиям, корректируя свои алгоритмы функционирования без смены собственной структуры, а адаптируемая система в результате внешних воздействий может
самостоятельно изменяться, например, за счет смены набора сервисных модулей. Проблем здесь — масса. Интеграция разных систем, как и разных культур, требует привлечения консультантов, организующих, скажем, взаимодействие европейского бизнеса с корейским или китайским. Но таких специалистов немного, а в случае интеграции аппаратно-программных конфигураций данный подход вообще невозможен. Выход состоит в разработке и соблюдении всеобщих соглашений по стандартам поведения. Для создания действительно адаптивных конфигураций явно недостаточно лишь тезисов на уровне производителей, поэтому второй темой данного номера журнала стала реализация интегральных проектов. Сегодня компании зачастую пытаются связывать воедино ранее автономные и изолированные системы для придания им дополнительной мощи. Но на пути «к одной кнопке» и получению предсказуемых результатов они вынуждены «распутывать» бизнес-процессы, затрагивающие разные подразделения, оценивать и обосновывать потребность сразу в нескольких информационных системах, проводить исследования, выходящие за традиционные рамки их деятельности. Все это приводит к росту сложности и рисков, а потому требуется специальная методика реализации подобных проектов.
Согласно исследованиям Forrester, около 37% бизнес- и ИТ-руководителей Европы и США планируют в следующем году в той или иной степени увеличить ИТ-бюджеты своих предприятий. Причем компании с гетерогенными ИТ-инфраструктурами намерены тратить на ИТ более 5% оборота, из которых, в свою очередь, на управление существующими инфраструктурами будут расходоваться 60%. В этой связи гибкость и адаптивность становятся ключевыми требованиями времени, и «командно-административный» подход здесь не годится: если каждый сфокусирован только на своих задании и роли в цепочке, никто не отвечает за эффективность всего процесса. Пришло время управлять, а не руководить ИТ.