Плодотворно пользоваться своим разумом и оценивать возможности воплощения на практике результатов его размышлений человек может только в состоянии уверенности. Применительно к ИТ это означает более-менее достоверные оценки, позволяющие судить о выгодности конкретных проектов. К ним относится и ROI — показатель уровня возврата инвестиций.
По поводу ROI существуют разные мнения. Вот, например, что говорит один из наших авторов: «В российской ИТ-индустрии долгосрочное планирование пока редкость, но ведь именно фактор времени — едва ли не решающий при подсчетах ROI. А иначе как еще объяснить миллионные вложения в коммерческое ПО при наличии примерно аналогичных по функционалу бесплатных программ?».
С ним согласен и другой эксперт — один из авторов публикаций в этом выпуске журнала, посвященного методам оценки возврата инвестиций в индустрии разработки ПО: «Все дело во времени. Ценовые составляющие, конечно, весьма важны при расчете вложений в ИТ, однако время ожидания отдачи от применения высоких технологий и скорость реакции ИТ на изменения бизнеса постепенно становятся решающими факторами». Действительно, в отличие от 70-90-х годов прошлого века, когда окупаемость ИТ-инвестиций измерялась десятилетиями, сегодня неспособность ИТ к адаптации может оказаться фатальной как для них самих, так и для доверившегося им бизнеса.
А вот еще одно мнение: «ROI — не основной критерий. Он слишком статичен, хотя и является важным вспомогательным показателем при оценке прибыльности бизнеса, в том числе потому, что отвечает главному принципу любого учета — консервативности. ROI может быть принят только как показатель балансовой оценки, а не реальной стоимости». Если учитывать только ROI, то некоторые компании или отрасли будут казаться прибыльнее других, хотя на самом деле это не так. Например, благодаря меньшей, чем, например, у машиностроительного предприятия, балансовой стоимости компании-производителя ПО показатель ROI ее проектов окажется выше, но нельзя забывать, что для такой компании имеют большое значение скрытые и трудно учитываемые нематериальные активы — знания, марка, опыт разработок...
Есть и такие суждения: «Калькуляция ROI — задача надуманная. Как правило, управленческие альтернативы сводятся всего к трем позициям: проект явно не проходит ни по какому ROI; наверное, это может быть полезно; высокий показатель ROI — золотая жила. Ключом является отсутствие нормальных взаимоотношений между ИТ-индустрией и экономикой, ограниченность инвестиционных возможностей». Действительно, сегодня руководителей компаний, создающих ПО, очень редко уговаривают взять кредит под новые разработки, да и преимущества выхода на рынок акций-заимствований для таких предприятий пока неочевидны. Вот если бы, утверждают отдельные специалисты, «ситуация в финансовой сфере изменилась и инвестиционных предложений стало много, то, наверное, пришлось бы более ответственно подходить к ROI и развивать какие-то аналогичные методы оценки».
Сочетание упомянутых факторов делает ROI весьма многоликим. Этот показатель —как женская красота: вроде, она давно стандартизирована, по крайней мере в конкретных регионах, но любая настоящая красавица индивидуальна и неповторима. Тогда, быть может, вопрос о целесообразности ROI вообще бессмыслен? Однако считать все равно придется, и, например, ссылки на дефицит инвестиций не принимаются — по мнению аналитиков Forrester, возможность инвестиций буквально витает в воздухе. Например, рынок относительно недорогого в Западной Европе сервиса оффшорного программирования будет еще минимум пять лет устойчиво расти в данном регионе на 27% ежегодно и увеличится с 1,1 млрд евро в 2004 году до 3,6 млрд в 2009-ом. Хотя этот пирог почти на 80% обглодала Индия, многие европейские страны, скажем Франция и Германия, начинают присматриваться к поставщикам таких услуг из других стран — Испании, Чехии, России и Туниса. Причина — резкое увеличение числа конечных корпоративных потребителей ИТ-услуг, и здесь не обойтись без опоры на четкую меру прибыльности проекта.
Сосредоточить все свои мысли на деньгах — значит, стать скупцом, что ненамного лучше, чем стать скопцом. Мечтать лишь о скорейшем выводе продукта на рынок — значит, ставить себя в глупое положение. Ну а реализовать проекты ради высокого ROI — почти так же бессмысленно, как подсчитывать ROI только в целях обоснования проектов перед инвесторами. Больше всего нам необходимо чувство меры, что подтверждается и историей развития ИТ, и самой жизнью. Надо найти равновесие между всеми возможными факторами оценки целесообразности проектов (правда, со временем какой-то из факторов становится главным, и сегодня это — все-таки возврат инвестиций). Поэтому вопрос «подсчитывать ли представителям отечественного ИТ-бизнеса ROI?» (или другой аналогичный показатель) скоро будет восприниматься так же, как вопрос «любите ли вы жизнь?». Можете и не любить, воля ваша, но альтернативный выбор еще хуже.