Некоторые говорят, спрос рождает предложение, но их оппоненты утверждают, что реклама — двигатель прогресса. По-своему верны оба мнения. Появилась задача — возник спрос на технологии, хотя и давно известные, но представленные под новым углом зрения. С другой стороны, освобождение от сквозняка гаражной идеологии — не без помощи рекламы, навязавшей моду на толстых клиентов, — позволило по-иному взглянуть на последствия повального увлечения суперсерверами на рабочем месте. Это увлечение вызвало головную боль администраторов по поводу модернизации ПО, породило избыточное энергопотребление, засилье вирусов, наконец, повышенные издержки на приобретение и сопровождение аппаратуры и лицензий.
Факт, а не реклама: не стали, к счастью, X-терминалы банкротами истории. Возврат к уединенному компьютеру невозможен, и, повинуясь законам диалектики, на арену снова выходит технология терминалов, но уже как средство оптимизации ИТ-ландшафта и создания окна в мир для бизнеса. Преимущества ее очевидны: централизованное администрирование, упрощенный регламент обслуживания рабочих мест, контроль за действиями пользователей, повышение производительности, снижение стоимости конфигурации, свобода выбора сотрудниками компании вариантов размещения рабочих мест. Однако авторы данного выпуска нашего журнала, посвященного терминальным технологиям, считают представленный перечень аргументов в пользу тонких клиентов не соответствующим реальным успехам в этой области. Пока персональный компьютер на рабочем месте — это стандарт.
«Конечно, того, кто позволил себе завести» ИТ-корову (толстого клиента), она и будет доить в дальнейшем, но есть надежда, что сложность администрирования и высокая стоимость владения постепенно приведут к изменению ситуации. Хотя, как следует из статей этого номера, в ряде случаев основным препятствием на пути внедрения тонких клиентов является вовсе не технология как таковая, а сложившиеся стереотипы, порожденные тем, что приложения и технические средства обычно ориентированы на фиксированную схему предприятия и статичность рынка.
Спрос создать нельзя, но можно создать условия для его появления. Противостоять натиску ПК сложно, особенно сейчас, когда они сильно подешевели. Тем не менее будущее ИТ-инфраструктуры компаний, связавших свой бизнес с тонкими клиентами, более прозрачно в свете перспектив экономической эффективности. А толстые клиенты, напротив, становятся все толще, не прибавляя при этом в функциональности, но постоянно требуя дополнительных ресурсов на свое администрирование.
Рынку тонких клиентов нужны запросы пользователей, а пока здесь царит разнобой, отсутствуют общепринятые стандарты, нет единой классификации решений и, как следствие, сложно, например, объективно сравнивать альтернативные предложения. Потому-то многие авторы расходятся даже в определениях тонкого клиента, однозначно утверждая лишь, что система с тонким клиентом состоит из собственно клиента, сервера и коммуникаций. В роли же клиентов могут выступать Windows-терминалы, портативные носимые устройства, сетевые компьютеры и различные Java-устройства.
Нет документа, нет и человека — это утверждение с большой долей точности можно отнести к страховому бизнесу, который, похоже, больше других видов бизнеса нуждается в автоматизации, сочетающей в себе централизацию с рассредоточенностью. В общем случае территориально-распределенной компании сложно организовать эффективное управление своей информационной средой. Специфика работы страховых компаний требует использования централизованной базы данных, что вызывает много сложностей, связанных как с текущей распределенностью баз, так и с дороговизной высокопроизводительных каналов связи. Следствием этого часто становится некорректная репликация данных между центральным и региональными офисами, обуславливающая вероятность дискретной работы информационной системы. Сложившуюся ситуацию можно охарактеризовать фразой «пока выберешь место под солнцем, уже вечер»: не удается быстро развернуть приложение, предложить новую услугу или выявить недобросовестного клиента. А вот переход на терминальные технологии позволил привнести в бизнес, упомянутой в данном номере страховой компании, элемент предсказуемости и организовать ее работу в масштабе реального времени.
Консолидация данных, достигаемая с помощью терминальных технологий, требуется во многих отраслях, например в банковской сфере — для исключения вероятности получения кредита одним клиентом сразу в нескольких отделениях финансового учреждения. Информация должна быть централизованной, а власть — распределенной. Если, например, компания готовит атаку на рынок, то нужна централизация, а если оборону от конкурентов или клиентов, то рассредоточенность. Как следует из материалов данного выпуска журнала, терминальные технологии как средство создания окна в мир рынка оказываются здесь как нельзя более кстати.