В обоих интервью («Грандиозный вызов информатике», «Открытые системы», 2003, № 9) высказана верная мысль о все большем расхождении науки и практики, что особенно заметно в программировании. И создание Верифицирующего компилятора должно быть движением в сторону решения проблемы надежности кода со стороны науки. Практики также пытаются решать эту задачу путем разработки методик выполнения проектов, оптимизации структуры команд разработчиков, признания обязательности процедуры тестирования и стандартизации в соответствии с требованиями ISO 9000. Успехи уже есть, и мне как практику представляется, что в этом направлении результат гораздо ближе, чем через 1000 человеко-лет, как отмечено в одном из мнений на данную статью.
— Евгений Марков (eugenem@cs.spb.su), руководитель информационного отдела Генеральной сервисной компании (Санкт-Петербург).
Касаясь проблемы Верифицирующего компилятора, стоит обратить внимание на то, что почти никому невыгодно делать программное обеспечение длительного пользования: обычно требуется лишь быстро создать и оперативно продать «стряпню». В результате, качество оказывается соответствующим уровню понимания — а точнее, непонимания продукта покупателем. Все это издержки чрезмерно быстрого роста рынка ИТ и особенностей деловой культуры, основанной на конкуренции. Но с позиции конечных потребителей это недальновидно и в конечном итоге отрицательно скажется и на самой ИТ-индустрии. Наверное, подобному прогрессу нужно зайти в концептуальный тупик, чтобы начались изменения парадигмы программирования.
— Александр Попов (popov@ally.niit.ru), глава московского офиса компании AC&NC.
«Перспективы развития ИТ-образования» («Открытые системы», 2003, № 2) — очень интересная и содержательная статья. Перевод Computing Curricula 2001: Computer Science — действительно событие для всех, кто связан с ИТ-образованием. В дальнейших публикациях хотелось бы увидеть подробности о разделении информатики (computer science), программной инженерии (software engineering) и информационных систем (information systems). Подозреваю, для большинства преподавателей — а тем более для студентов — этот вопрос малопонятен. Очень интересно также узнать, какими стандартами руководствуются при организации ИТ-образования в Европе и в Японии. В какой степени они опираются на ACM/IEEE Computing Curricula?
Авторы статьи пишут о предпосылках последующей государственной сертификации программистов как инженеров, необходимой для получения разрешения для приема на работу. Это вредная затея. Разве сейчас недостаточно бумажных и бюрократических барьеров? Зачем возводить еще один, копируя заграницу?
Что касается возможностей изменения «отечественного» вузовского обучения в направлении CC2001, то ситуация сегодня весьма тревожна, а местами трагична. Даже просто учитывая число требуемых для этого бюрократических процедур и не говоря о квалификации значительной части преподавателей «компьютерных наук», их владении новыми предметами, размерах зарплаты и т.п. такое «конструктивное преобразование» будет возможно только в центральных и в успешных коммерческих вузах. Но сколько таких вузов? Чтобы поднять уровень в остальных учебных заведениях, нужны государственные усилия, длительная и целенаправленная работа на уровне министерств.
Как быстро подготовить нужное количество ИТ-специалистов? Стоит вспомнить успешный опыт военных лет — ускоренную подготовку младших офицеров и технических кадров. Один из перспективных путей состоит в создании негосударственных (вечерних, дистанционных, заочных) «университетов», «колледжей», «училищ», «институтов», предлагающих ускоренную — не более одного-полутора лет — подготовку на методической базе CC2001 и на основе тесных связей с теми ИТ-компаниями, которые нуждаются в постоянном пополнении своих рядов кодировщиками, тестировщиками и др. Такие компании должны будут курировать выпускника, вести его через весь курс обучения.
Почему речь идет о кратких курсах? К сожалению, отечественная система образования не успевает за изменениями, происходящими в современных компьютерных дисциплинах, что не лучшим образом сказывается на конкурентоспособности отечественных вузов и их выпускников на рынке труда высокотехнологичных специальностей. Это особенно актуально не для фундаментальных академических дисциплин, в преподавании которых отечественная высшая школа традиционно занимает сильные позиции, а для прикладных и инженерных направлений, таких как информационные системы и программная инженерия. В этой связи, выпускникам программистских ПТУ для работы не очень нужны дифференциальные уравнения, молекулярная физика и другие фундаментальные курсы.
— Алексей Дубинский (alexd2000@hotmail.com), заместитель декана физического факультета Днепропетровского национального университета.