Корпоративные информационные технологии изменяются, притом радикально и в полном смысле на глазах. Изменения разворачиваются с заметным ускорением. Как следствие — то, что еще несколько месяцев назад казалось возможным назвать «экстримом», вдруг оказывается, наоборот, «мэйнстримом». Не случайно ускорение стало одним из самых употребляемых слов на всевозможных отраслевых конференциях. Сегодня это вовсе не фигура речи, а вполне реальная сторона современной технологической жизни.
Ведение рубрики «Экстремальные технологии» невольно выработало у меня определенные стереотипы — например, представление о том, что «экстрим» обычно предлагают небольшие компании, организованные авторами и приверженцами той или иной идеи. Среди них успеха добиваются далеко не все и не сразу. Можно привести целый ряд примеров, когда блестящая идея так и остается идеей или когда путь до массового внедрения занимает долгие годы. Понятно, что без участия отраслевых «тяжеловесов» новую идею редко удается привить обществу, а тех сдвинуть с места не просто. Но бывают редкие исключения, когда процесс ассимиляции той или иной новой технологической идеи занимает всего несколько месяцев, что свидетельствует: она востребована.
Мгновенную метаморфозу, стремительный переход от полной неизвестности до прикрепления на свой флаг ведущими производителями пережила идея общей шины предприятия (Enterprise Service Bus, ESB). Напомним предысторию вопроса. Под влиянием Internet за прошлый, 2002 год в сознании большинства ИТ-профессионалов, ответственных за перспективы развития корпоративных систем, окончательно вызрела мысль о том, что традиционная транзакционная модель устарела, а будущее за средствами, которые смогут обеспечить асинхронный обмен сообщениями между приложениями. Понятно, что такими средствами прежде всего (или только) являются Web-службы. С их помощью может быть создана архитектура, ориентированная на службы (Service Oriented Architecture, SOA), способная удовлетворить этим требованиям. Собственно конструкция, состоящая из служб, не нова. Она существует несколько лет; за это время был разработан стек основных стандартов для Web-служб — UDDI, WSDL и другие, но в первую очередь SOAP.
Следует учесть, что Web-службы уходят корнями в Microsoft. Там они были задуманы как средство доступа к глобальной системе приложений, с глобальными репозиториями, каталогами и т.д. На первом этапе службы были широко разрекламированы, многократно представлены людьми, которые по большей части не понимали сути происходящего. Впрочем, в своем первоначальном виде они оказались не слишком востребованы. Однако, как это зачастую бывает, тот же самый механизм служб оказался эффективным и востребованным в смежной области. При ближайшем рассмотрении выяснилось, что Web-службы являются вполне подходящим средством для интеграции корпоративных приложений.
Это соображение было воспринято не сразу. Однако в 2003 году, как по мановению волшебной палочки, наступил момент, когда в его справедливости уже никого убеждать не требуется, все аналитики из Gartner, Giga, Meta и других многочисленных «Group» дружно проголосовали «ЗА». Несложно обнаружить, что перед нами — очередной пример заимствования Internet-технологий и их адаптация к корпоративной инфраструктуре, почти также десять лет назад появились сети intranet на основе технологий, почерпнутых когда-то из Глобальной сети. Для полной аналогии остается немногое: нужно подобрать службам, работающим в корпоративных сетях, какое-то иное название или попросту отбросить приставку Web — ведь к WWW они никакого отношения не имеют.
Итак, общий смысл новаций предельно ясен: в системах с архитектурой SOA посредством Web-служб корпоративные приложения могут общаться между собой в асинхронном режиме. Однако оставался не вполне (или даже совсем не) понятен конкретный механизм реализации этого режима взаимодействия. Наиболее красивое решение первыми предложили компании Collaxa и Sonic. При этом Sonic так и назвала этот механизм — SonicXQ Enterprise Service Bus. Вскоре, но заведомо точно после Sonic, концепцию ESB стали проповедовать аналитики Gartner Group. Идея ESB оказалась исключительно красивой и новой. Вот почему в еще пахнущем типографской краской апрельском номере «Открытых систем» общая шина предприятия ESB была представлена как экстремальная технология. Подчеркну: на момент написания статьи ESB ассоциировалась только с компанией Sonic; сомневающимся рекомендую сделать поиск в Сети на Enterprise Service Bus.
Наблюдение первое
Но уже в мае возникло ощущение, что ESB перестает быть экстремальной технологией.
Во-первых, на состоявшемся в мае симпозиуме IBM Software Symposium 2003 в Мюнхене именно эти две технологии и SOA, и ESB оказались в центре внимания. Это серьезный знак. Надо учесть, что хоть корпорация IBM и инвестирует колоссальные средства на исследовательские работы, и получает ежегодно сотни патентов, она по определению не имеет право на экстремизм. С давних времен известно, что IBM проявляет интерес к некоему сегменту рынка, если его объем не менее миллиарда долларов. Вывод: раз IBM положила свой взгляд на ESB, значит, эта технология перестала быть экстремальной. На основании личной беседы с Джейсоном Вейсером, который сейчас является директором всего направления «Web-службы для интеграции приложений и программное обеспечение промежуточного слоя», и участия в круглом столе, посвященном Web-службам, у меня сложилось впечатление, что в IBM в этом направлении пока реально сделано не слишком много. Однако в корпорации явно сложилось понимание значимости ESB и возможности реализации с использованием опыта создания программного обеспечения промежуточного слоя, основанного на обмене сообщениями (Message Oriented Middleware, MOM). С учетом потенциала IBM до реализации этих идей остался всего лишь один шаг.
Во-вторых, в середине мая синхронно поступила еще одна неожиданная весть — на этот раз с другого фронта, представленного BEA Systems, которая является для IBM конкурентом «номер один» по части создания средств для корпоративных платформ. В актуальном интервью, опубликованном в майском номере еженедельника InfoWorld, ведущий специалист BEA Адам Босуорт рассказал о том, что и в его компании тоже намереваются реализовать Services Oriented Architectures средствами Enterprise Service Bus. Здесь, как и в Sonic, предполагается использовать механизмы управления очередями MQ или JMS на базе Java для обеспечения маршрутизации сообщений. Неожиданность этого сообщения для меня лично заключается в том, что в феврале в Орландо мне довелось брать интервью у Адама Босуорта, которое опубликовано в мартовском номере «Открытых Систем». Однако тогда, он ни словом не упомянул ESB; более того, в нашей беседе я сам рассказывал ему о разработках Sonic и ESB. (Не думаю, что мой рассказ повлиял на направление мыслей Адама, скорее, это совпадение.)
Тот факт, что два лидера в области программного обеспечения промежуточного слоя одновременно обратились к одной и той же технологии для реализации корпоративных систем нового поколения, говорит о многом.
Наблюдение второе
Ряд занятных совпадений можно продолжить. За синхронностью обращения компаний IBM и BEA к теме ESB обнаруживается много общего, причем не только с технической, но с человеческой точки зрения. Нельзя не поразиться тому, что проповедники идеи ESB Джейсон Вейсер (IBM) и Адам Босуорт (BEA) тоже имеют между собой много общего. Формально они пришли на свои нынешние должности, уйдя из Microsoft, где занимали достаточно высокие посты. Босуорт сделал это примерно два года назад, Вейсер — в начале нынешнего года. Там Вейсер отвечал в Microsoft за направление .NET, а Босуорт — за XML. Не знаю о причинах, которыми руководствовался первый, однако известно, что Адама к уходу побудило разногласие, вызванное отношением к технологиям Java.
Далее — самое интересное. SOA и ESB можно представить не столько технологиями, сколько новой системной философией. Возможно, не случайно, что между Джейсоном и Адамом, которые ответственны в своих компаниях за продвижение идей SOA и ESB, обнаруживается общность человеческих качеств. Они не несут на себе печати «программистского» мышления и не говорят на том, увы, распространенном птичьем языке, который наполовину состоит из специальных терминов. Оба они вполне в состоянии выйти на более высокий уровень абстракции, чему способствует их академическое базовое образование и системный стиль мышления. Стоит обратить внимание на то, что Джейсон в свое время получил степень доктора философии по физике, а Адам в прошлом был историком, специализировался на экономической истории. Однако при этом оба они — настоящие технические «гики». Для работы на их уровне требуется сочетание общего образования и специальных знаний.
Наблюдение третье
Появление и быстрое принятие SOA и ESB — разумеется, не случайное открытие, а следствие необходимости в решении проблемы сложности современных корпоративных систем. Именно о сложности и путях ее преодоления говорили мои собеседники. Но при этом в разговорах обнаружилась еще одна поразительная общность. В системности своего мышления они поднялись над средним инженерным уровнем, они способны увидеть проблему в целом, а не состоящей из частностей. Но, чему не могу не поразиться, они исповедуют довольно ограниченное, я бы сказал, доморощенное представление о системах и системном подходе. Им совершенно неведомы такие научные направления как Общая теория систем и кибернетика просто и кибернетика второго порядка. О, они не знакомы с работами Норберта Винера и Людвига фон Берталанффи, поэтому и в буквальном смысле приходится заново открывать Америку. Слабое знакомство с фундаментальными основами вычислительных систем характерно для многих специалистов даже самого высокого ранга: на одной из недавних конференций вице-президент очень крупной корпорации довольно долго рассуждал о переходе от данных к информации, но не смог ответить на вопрос, чем же данные отличаются от информации, оказавшись не в состоянии дать определение тому и другому.
Выводы на основании наблюдений
Ускорение темпов переводит востребованные технологии из разряда экстремальных в основные за считанные месяцы. Сложность современных искусственных систем с неизбежностью приближается к сложности живых и социальных систем. Это уже не фантастика, а «реальность, данная нам в ощущениях». Уже сейчас для работы с ними востребованы специалисты, сочетающие профессиональные знания с широтой эрудиции.