Многие жалуются на свою память, но никто не жалуется на свой ум. Наверное, поэтому так много внимания сегодня уделяется системам хранения данных и так мало еще сказано про способы их обработки с целью извлечения информации для формирования нового знания на благо бизнеса и национальных экономик.
Недавно аналитики Aberdeen Group подготовили прогноз развития рынка решений интеграции бизнеса, включающих системы консолидации приложений и управления бизнес-отношениями. В этот сегмент входят продукты и услуги по интеллектуальной обработке, хранению и защите данных, циркулирующих между бизнес-приложениями как внутри предприятия, так и между клиентами и партнерами, общающимися между собой по каналам Internet. Емкость этого рынка в 2002 году составила 3,6 млрд. долл., причем с 2001 года наблюдалось его уменьшение на 12,9%, однако в 2003 году ожидается рост на 8,3%. Причем этот рынок будет расти быстрее ИТ-индустрии и к 2006 году составит 5,6 млрд. долл., что означает рост 11,4%, хотя темпы всего ИТ-рынка составят за это период не более 4-5%. Почему на фоне стагнации сферы высоких технологий процветают решения по информационному обеспечению бизнеса — Business Intelligence? Что вообще означает этот термин? В данном выпуске журнала мы сделали попытку ответить на эти и другие вопросы.
Внедрение ИТ-достижений не приносит никаких конкурентных преимуществ, если эти достижения не используются, поэтому и неудивительно, что больше половины затрат на системы класса BI приходится на услуги третьей стороны — внешних консультантов. Действительно, мудрость — это дочь опыта, который аккумулируют консультанты. И несмотря на то что на рынке достаточно много инструментов категории BI — решений же очень мало. До сих пор традиционные методы бизнес-интеллекта, основанные на обработке структурированных данных из СУБД, позволяли использовать не более 20% от общего количества всех доступных данных. C применением ряда средств, упоминание о которых можно найти на страницах этого выпуска журнала, доля учтенных данных может быть увеличена до 50-60% благодаря использованию источников, содержащих неструктурированные или квазиструктурированные данные. Это позволяет аналитикам существенно расширить кругозор и перейти от обработки статистики к выявлению тенденций — увидеть невидимое, подвинуть неосязаемое, нарисовать то, что не имеет формы.
Как отмечено в одной из статей выпуска, BI — это и интеллект, и разведка, и раскопки данных — короче, все то, что нужно для принятия решений. Чем сильнее аналитика, тем эффективнее оказывается использование уже накопленных с таким трудом данных, при этом затраты на аналитику на порядки меньше стоимости накопления данных. Как следствие, в условиях кризиса и затягивания сроков возврата инвестиций в ИТ, бизнес обратил взоры на BI, стремясь повысить эффективность своей организации. Примечательно, что сегодня все это в полной мере можно отнести и к российскому бизнесу, постепенно вступающему в пору зрелости и от дойки финансовых потоков в 90-х годах переходящему к работе на цивилизованном рынке.
Действительно, даже беглый взгляд на российскую экономику свидетельствует, что бизнес стоит сегодня перед выбором стратегий, предъявляя разные требования к ИТ и открывая для BI широкое поле деятельности. Машиностроение, сельскохозяйственная и пищевая промышленность в условиях конкуренции со стороны национальных компаний, расширения внутреннего рынка и роста клиентской базы ставят перед собой задачи экспансии. Телекоммуникационная отрасль, финансы и сфера обслуживания борются сейчас за клиента. Топливно-энергетический комплекс, химия, металлургия в условиях старения фондов, отсутствия собственных средств, сильного государственного регулирования, социальной нагрузки и конкуренции на международных рынках озабочены поиском инвестиций и путей сокращения затрат. Торговля, транспорт столкнулись сегодня с необходимостью повышения качества персонала и стремятся к продаже уже не просто товара, а стиля жизни.
Однако взросление бизнеса означает повышение его сложности: диверсификация, расширение штатов, большие обороты, конкуренция, усугубляемая глобализацией, сопровождаемой приходом на рынок новых игроков с неизвестной манерой поведения, причем среди них доминируют владельцы очень известных марок. В этих условиях растет цена точности оценки — если, например, бизнес вырос на 30%, а рынок, как потом окажется после тщательного анализа, увеличился на 40%, то говорить придется скорее уже не о победах, а о провале. Одновременно на бизнес все больше начинает оказывать влияние фактор неопределенности спроса — чем не задача для BI, решить которую без создания или покупки нового знания, анализа результатов пилотных проектов или интеллектуальной фильтрации сводок продаж просто невозможно.
На чем вы будете зарабатывать через три-пять лет? Чтобы ответить на этот вопрос, требуется анализ на основе технологий, которые позволят создать предпосылки для получения опционов будущего, помогая найти скрытые закономерности и сигналы тревоги. У всякого будущего должно быть свое происхождение.