В условиях общего движения к единому информационному пространству очень важны шаги по выравниванию образовательных уровней в различных странах, а для этого при решении вопросов подготовки специалистов в национальных образовательных системах необходимо соотнести с некоторым обязательным стандартом объемы знаний и методологию их передачи.
Книга «Рекомендации по преподаванию информатики в университетах» (Computing Curricula 2001: Computer Science), выпущенная в переводе под редакцией В.Л. Павлова и А.А. Терехова, рекомендована кафедрой системного программирования СПбГУ для студентов и преподавателей . По существу, это итоговый отчет по первой части проекта разработки рекомендаций по преподаванию информатики, выполняемому Компьютерным обществом Института инженеров по электротехнике и электронике (IEEE Computer Society) и Ассоциацией по вычислительной технике (ACM). Остальные рекомендации будут разработаны по различным дисциплинам информатики: проектирование компьютеров (computer engineering), программная инженерия (software engineering) и информационные системы (information systems). Как сказано в предисловии, подготовка книги к публикации была трудоемкой не только из-за большого числа специалистов, принимающих участие в работе, но и из-за значительного объема обсуждений предложенных материалов, включая специальные семинары, симпозиум, конференции и всемирный конгресс по вопросам в области информатики и образования.
Основное внимание в книге уделено следующим вопросам. Каким должен быть объем знаний, включаемый в университетские программы по информатике? Что должен представлять собой обязательный курс или «ядро» знаний по предмету? Каковы установки обучения? Сюда вошли не только цели, но и задачи, с помощью которых можно объективно оценить достижения студентов в процессе обучения. В книге предлагаются подходы к изложению материала (например, шесть моделей для вводного курса и четыре для основных курсов), кроме того, рассмотрены несколько моделей для учебных планов преподавания в целом. Наконец, в приложении дается детальное описание 47 курсов для различных учебных моделей и предложен перечень более 80 дополнительных углубленных курсов для возможных университетских программ.
В рекомендациях составители исходят из структуризации предметной области, определяющей знания по информатике и включающей 14 разделов: дискретные структуры; основы программирования; алгоритмы и теория сложности; архитектура и организация ЭВМ; операционные системы; распределенные вычисления; языки программирования; графика и визуализация; интеллектуальные системы; управление информацией; социальные и профессиональные вопросы программирования; программная инженерия; методы вычислений; человеко-машинное взаимодействие.
Педагогические аспекты рекомендаций привязаны к шести направлениям: вводные и дополнительные темы и курсы; основы информатики; профессиональная практика; углубленное обучение и исследовательская работа; информатика в учебных планах. В рекомендациях учитываются требования к изменениям в предмете, имеющие отношения к технике, культурным и социальным переменам в обществе. В отдельной главе сформулированы принципы, делающие материалы книги востребованными в образовательном процессе. Вот некоторые из них. Информатика не может быть сведена только к изучению компьютеров — она описывается целым рядом дисциплин. Быстрые изменения компьютерных представлений требуют постоянных пересмотров учебных планов. При разработке типовых учебных программ следует учитывать изменения в технологиях, новые идеи в области педагогики, а также возрастающую роль обучения на протяжении всей жизни человека (life-long learning). Набор знаний обязательных для изучения должен быть уменьшен настолько, насколько это возможно. Как признают составители рекомендаций, далеко не все принципы еще реализованы в должной мере.
При анализе структуры совокупности знаний по информатике в рекомендациях выделены основные и факультативные разделы, проведена оценка времени, необходимого для изучения разделов, которые организованы в учебные курсы. Обзор совокупности знаний по информатике дан в Приложении А к рекомендациям. В обзоре моделей изложения материала предложена общая структура учебных планов, рекомендации по их составлению, опирающиеся на три уровня курсов — вводные, основные и углубленные, а также описывается стратегия подачи материала. Весьма интересны данные по охвату основных блоков знаний курсами, приведенные в данной книге.
В рекомендациях имеются материалы по вводным, основным и углубленным курсам, по курсам-проектам и по примерам соответствующих учебных планов. Важно, что в книге обсуждается вопрос о роли практики в ходе обучения и об оценке профессионализма обучаемых, включающем около десяти факторов. В Приложении Б приведены описания курсов и курсовых и дипломных работ.
Как указано в рекомендациях, они предназначены в первую очередь для университетов и колледжей. Что касается российских вузов, то, скорее всего, данные рекомендации будут играть роль хорошего вспомогательного материала и дело не столько в различии образовательных систем России и США, сколько в наличии значительного собственного опыта в преподавании информатики в отечественных учебных заведениях и его стандартизации.