Переход Китая от «технологического национализма» к прагматической стратегии использования национальных возможностей вместе с сотрудничеством с международными корпорациями, серьезно изменил экономику страны. Китай отказался от обособленности, целью которой являлось достижение технологической независимости, и теперь стремится стать ведущим производителем компьютеров и ключевым рынком для продукции ИТ-отрасли.

В 1990 году в Китае было всего 500 тыс. персональных компьютеров. И это в стране, где проживает 1,2 млрд. человек! К 2000 году жители материковой части Китая приобретали в год свыше 7 млн. ПК. За то же самое время объем производства компьютерного оборудования в Китае вырос с 1 до 23 млрд. долл. [1]. Политика Китая, несомненно, учитывала подходы других ведущих стран Азиатско-Тихоокеанского региона — Японии, Кореи, Тайваня и Сингапура. Каждая из них стала лидером в определенном сегменте глобальной компьютерной отрасли за счет серьезной поддержки государственной политики [2].

Региональные и национальные особенности

На рост компьютерной индустрии Китая оказывает влияние целая комбинация факторов, в том числе определенную роль играют национальные производители ПК, международные корпорации и тайваньские контрактные производители. Государство поощряет производство и использование компьютеров, поддерживает квазигосударственные предприятия, выходящие на рынок ПК, привлекает иностранные инвестиции, в то же время требуя от иностранных фирм передавать свои технологии в обмен на разрешение работать на китайском рынке.

Особенности региона

Япония в 60-х и 70-х годах, а затем Сингапур, Корея и Тайвань в 80-х превратили Азиатско-Тихоокеанский регион в ведущего мирового производителя компьютеров и компонентов. Успех государственной политики обусловлен разумным сочетанием ориентации на экспорт с целью добиться конкурентоспособности на мировом рынке, и серьезных усилий, направленных на развитие национальной инфраструктуры и национальных кадровых ресурсов [2].

Стратегия Китая в отношении компьютерной отрасли включает в себя похожие элементы, поскольку здесь также приоритетным является экспорт и серьезные инвестиции в создание инфраструктуры. С другой стороны, стратегия Китая воплощает в себе стремление правительства не отстать с технологической точки зрения, в то же время сохраняя централизованное управление ключевыми аспектами экономики, чтобы сократить их зависимость от иностранных технологий. Без информационной безопасности нельзя говорить о национальной безопасности в политике, экономике и обороне. Китай должен учиться у других, но при этом не попадать под их контроль [3]. Стремление учиться у других, не теряя технологический и экономический контроль, стало руководящим принципом компьютерной политики Китая.

В соответствии с этим принципом Китай открыл свой компьютерный сектор иностранным фирмам, в том числе американским, тайваньским, нескольким корейским и японским компаниям, выпускающим ПК, стремясь привлечь инвестиции и получить технологию. Поскольку правительство не желает отдавать иностранным фирмам контроль над своим компьютерным рынком, оно впрямую ограничивает роль иностранцев в области телекоммуникационных услуг, служб обмена данными и Internet. Что же касается компьютерного оборудования, правительство поощряет национальные предприятия за счет прямой и косвенной поддержки, оказывая предпочтение при государственных закупках и предоставляя доступ к технологиям, разработанным государственными исследовательскими организациями.

Намерение Китая развивать свой компьютерный рынок за счет использования национальных технологических возможностей напоминает подход, принятый в Японии, Корее и, в меньшей степени, на Тайване. Каждая из этих стран предоставляет финансовые и технические ресурсы национальным компаниям и в ряде случаев защищает их от иностранных конкурентов. Стратегия Китая, направленная на получение концессий от иностранных международных компаний в обмен на ограниченный доступ к рынку, аналогична стратегии, на начальном этапе использовавшейся Японией, крупный и перспективный рынок которой был соблазнительной приманкой для иностранных корпораций. Учитывая, что их национальные рынки значительно меньше, чем у Китая, Тайвань и Сингапур в большей мере ориентируются на партнерские связи с многонациональными компаниями, благодаря которым они могут выйти на международные рынки.

Хотя Китай и пытается создавать отраслевые конгломераты по примеру японского keiretsu или корейского chaebol, базовые отношения собственности во многом остаются иными. Даже фирмы, вышедшие на фондовый рынок, по-прежнему находятся под контролем государственных организаций или трудовых коллективов.

Что же касается политических институтов, Китай сделал правильные выводы из ситуации, сложившейся в Японии и Корее, где из-за конкуренции чиновничества возникли серьезные проблемы. В этих странах министерства промышленности и торговли ведут яростную борьбу за контроль в определении политических принципов с министерствами связи, что зачастую порождает инертность и приводит к непроизводительным тратам сил. Подход Китая больше всего напоминает ситуацию в Сингапуре, где бюрократические споры удалось разрешить за счет реструктуризации и вмешательства руководителей государства.

Китайское правительство первоначально основную ответственность за развитие компьютерной отрасли возложило на Министерство электронной промышленности. Однако конвергенция компьютеров и телекоммуникаций привела к возникновению конфликтов между ним и Министерством почты и связи по целому ряду вопросов. В частности, в структуре каждого из министерств существовала своя собственная телекоммуникационная компания. Чтобы разрешить эти конфликты, Госсовет объединил два министерства с подразделениями других министерств, сформировав новое Министерство информационной индустрии, к чьей прерогативе относится большинство вопросов, касающихся политики в области ИТ.

Объединенное министерство планирует информационную структуру Китая, формирует его национальную компьютерную политику, а также лицензирует и отбирает компании, поддерживаемые правительством. Стратегия развития национальной ИТ-отрасли имеет две основные составляющие:

  • предоставление возможности выхода на свой рынок в обмен на технологии и инвестиции иностранных фирм;
  • поддержка национальных фирм на законодательном уровне и выделение субсидий.
Национальные особенности

Использование возможностей национального рынка. Внутренний рынок Китая последние два десятилетия растет огромными темпами. Страну называют второй или шестой в мире, в зависимости от того, какие параметры аналитики принимают за точку отсчета при определении размеров рынка. Что касается темпов роста, то валовой национальный продукт Китая составляет около 1 трлн. долл., а в терминах паритета покупательных возможностей — 4 трлн. долл.

Правительство Китая стимулирует рост рынка компьютерного оборудования, напрямую содействуя использованию компьютеров, снижая тарифы и сокращая тем цены на ПК, а также поддерживая компьютеризацию государственных предприятий. Аналитики считают также, что на рост рынка ПК в Китае косвенное влияние оказывает убежденность китайцев в необходимости образования, в силу чего многие родители покупают персональный компьютер, чтобы помочь своему ребенку в работе над школьными заданиями.

Переходная экономика. Компьютерная отрасль в Китае развивается в условиях перехода страны от централизованной, плановой экономики к экономике так называемого «рыночного социализма». Если другие страны региона придерживаются стратегий промышленного развития в рамках контекста капиталистического рынка, то Китай выбрал переходную экономику, что породило необычные структуры, когда параллельно существуют частные и государственные предприятия. Из-за этого сложного сочетания государственных и рыночных интересов очень трудно выявить обычные различия между рыночными силами и государственной политикой.

Серьезная технологическая база. Китай создал свою компьютерную отрасль как основу крупного научно-технического комплекса, чей технологический потенциал намного превосходит возможности большинства развивающихся стран. В рамках своих экономических преобразований Китай пересмотрел и научно-технологическую политику, с тем чтобы она более способствовала развитию [4]. В частности, с этой целью были созданы государственные, но ориентированные на рыночные условия предприятия, призванные заниматься коммерческим использованием технологий, разработанных в государственных научно-исследовательских институтах. К этим предприятиям относятся и четыре крупнейших производителя ПК в Китае: Legend, Founder, Stone и Great Wall.

Политика в компьютерной отрасли

Компьютерные технологии стали приоритетными для китайского правительства с момента создания в 1955 году первого долговременного плана развития науки и технологии. Первый компьютер в Китае, скопированный с советского аналога, был создан в 1958 году. В 70-х годах Китай начал производить компьютеры для использования в отраслях экономики страны, а первые микрокомпьютеры в этой стране были выпущены в 1977 году. Однако они собирались, в основном, из импортных компонентов и выпускались в очень небольшом количестве [4].

Стремление Китая создать коммерчески ориентированную компьютерную отрасль стало частью более широкой инициативы по созданию электронной отрасли, формальная реализация которой началась в 1986 году с «Седьмого плана развития». В этом и последующих планах электронная отрасль Китая получила особый приоритет как «базовая», способная стимулировать развитие всей экономики в целом.

Цели компьютерной политики

Компьютерная политика Китая в первую очередь сосредоточена на отрасли ПК, что нашло отражение в основных целях «Девятого пятилетнего плана национального развития на 1996-2000 годы»:

  • увеличить долю компонентов, производимых в стране, в собираемых компьютерах, и расширить национальные мощности по выпуску периферийных устройств, таких как мониторы, принтеры, дисководы, платы расширения, дисплеи с высоким разрешением;
  • увеличить до 1% количество используемых компьютеров на душу населения, а для городских семей этот показатель должен достичь 20%;
  • добиться того, чтобы два или три национальных производителя ПК довели свой ежегодный оборот до 1 млрд. долл.;
  • использовать компьютерные технологии для возрождения традиционных отраслей;
  • разработать единые стандарты на ПК с помощью системы лицензирования продукции, чтобы преодолеть неразвитость системы сервиса и незащищенность интеллектуальной собственности для клонов ПК.

В «Девятом плане развития» перечислены так называемые «золотые проекты» [5]:

  • широкомасштабная модернизация ИТ-инфраструктуры страны;
  • интеграция центрального правительства с провинциями и министерств между собой;
  • стимулирование использования компьютеров по всей стране;
  • поддержка ИТ-отрасли, в первую очередь, секторов аппаратного обеспечения, программного обеспечения и информационных служб.
Иностранные фирмы

Глобальные корпорации, подобные Hewlett-Packard, Toshiba и Compaq, формируют совместные предприятия с национальными компаниями для получения доступа к местным каналам распространения компьютерных продуктов. IBM вела переговоры с компанией MEI о создании совместного предприятия еще в 1984 году, но компании не смогли договориться, и, в конце концов, IBM на какое-то время осталась без партнера. IBM так и не удалось самостоятельно закрепиться на китайском рынке ПК, и, в итоге, в 1994 году она создала совместное предприятие с компанией Great Wall. В таблице 1 перечислены крупнейшие иностранные производители ПК, их китайские партнеры по совместным предприятиям и приведено описание их операций в Китае [6-9].

Китай препятствует прямому импорту компьютеров за счет сохранения высоких тарифов и налогов. Тем не менее, тарифы были снижены с 82% в 1992 году до 35% в 1993 году; их предполагается уменьшить до 15% на момент присоединения Китая к Всемирной торговой организации. Правительство регулирует доступ иностранных производителей на рынки страны, ограничивая объем производства продукции, предназначенный для внутреннего рынка, определенным процентом от объема экспорта.

Чтобы поддерживать экспорт китайских товаров, правительство создало особые зоны, в которых импортные материалы, применяемые в производстве, освобождаются от налогов и пошлин, если затем они экспортируются в составе готовой продукции. Правительство сдерживает экспансию иностранных фирм, повышая их затраты на процесс сертификации, касающийся качества и локализации продукции, вводя экспортные ограничения. Все эти меры были призваны дать время на укрепление национальных компаний.

Национальные фирмы

Правительство поддерживает национальные предприятия, но при этом не вмешивается напрямую в управление ими, работая с ними в рамках реструктуризации государственного управления и корпоративной реформы. Оно выступает за отделение политики от управления предприятиями, связь науки с производством и торговлей и формирование совместных предприятий с иностранными фирмами.

Многие национальные производители компьютеров, еще будучи небольшими компаниями, получили поддержку курирующих их министерств и быстро расширили свои операции за счет партнерства с иностранными корпорациями или за счет полученных у последних технологий. Таким путем развивались и ведущие компьютерные компании — Great Wall, Legend и Founder.

Структура собственности китайских производителей ПК довольно необычна с точки зрения западного капитала, напоминая, что этот рынок все еще содержит элементы социализма. Лидер — компания Legend тесно сотрудничает с Китайской академией наук, ведущей научной организацией страны. Founder Group связана с Пекинским университетом, а Great Wall в свое время была создана Министерством электронной промышленности. Сегодня все эти предприятия акционированы, их акции котируются на гонконгской или китайской фондовых биржах. Каждая из них управляется холдинговой компанией, принадлежащей соответствующему государственному институту [4]. Несмотря на свой статус государственных или коллективных предприятий, управление каждой из компаний имеет рыночную природу, обеспечивая высокий уровень конкуренции на китайском рынке ПК.

Возможность использовать технологии, разработанные государственными исследовательскими организациями, безусловно, является серьезным ресурсом властей. Например, первый ПК компании Great Wall ученые создали в НИИ Министерства электронной промышленности, а Legend находит коммерческое применение различным технологиям, разработанным в лабораториях Китайской академии наук [4].

Местные власти

В отличие от государства, действующего косвенно, через Министерство информационной индустрии, местные власти играют непосредственную роль, предоставляя инфраструктуру, строя здания, финансируя и оказывая иную поддержку, необходимую для привлечения компьютерных фирм, которые дают рабочие места, обеспечивают экономический рост и увеличивают престиж местной власти.

Местные власти активно соперничают друг с другом за привлечение компьютерных производителей, предлагая выгодные контракты в обмен на то, что компании построят производственные мощности именно на их территории. Местные власти выбрали подход, в большей степени ориентированный на предпринимательскую деятельность, стараясь не проводить жесткой политики или устанавливать жесткие критерии. Если объявленные планы соответствуют целям, которые ставит перед собой регион, то небольшая фирма в состоянии получить поддержку и быстро вырасти в акционерную компанию со значительным оборотом [6].

Международные корпорации

Иностранные компании начали создавать производственные мощности в Китае в 90-х годах. В первое время им принадлежало 60% рынка, но их доля сокращалась по мере того, как местные производители стали выдвигаться вперед. Высокие тарифы в сочетании с особенностями законодательства мешают иностранным компаниям напрямую торговать с китайскими фирмамаи. Как следствие, иностранные производители ПК начали создавать в Китае собственное производство и работать с местными дистрибьюторами, реализуя следующие стратегии:

  • создание совместных предприятий с местными компаниями;
  • формирование альянсов с национальными предприятиями;
  • использование каналов продаж своих партнеров для продвижения собственных продуктов;
  • заключение партнерских соглашений с местными властями.

Таблица 1 показывает, что целый ряд американских компаний создали совместные предприятия с национальными производителями для выпуска настольных и мобильных компьютеров, серверов и периферии, в том числе, с ведущими национальными производителями — Legend, Great Wall, Tontru, Star и Shida. За исключением Toshiba, японские и корейские компании не смогли закрепиться на местном рынке.

Для компаний из других регионов преимущества создания местного производства оказываются весьма значительными. Во время переговоров о тарифах и квотах продаж в Китае, «они могут привести в качестве аргументов тот факт, что они зарабатывают валюту, создают местную промышленность и сокращают безработицу» [8]. Более того, китайские власти имеют возможность отбирать партнеров для совместных предприятий, поскольку китайские партнеры «часто занимают стратегическое положение и могут влиять на ситуацию в регионе» [8].

Впрочем, усилия, предпринимаемые для того, чтобы закрепиться на рынке Китая, не всегда гарантируют успех. Доля рынка иностранных производителей в конце 90-х годов стала сокращаться, поскольку китайские производители, безжалостно снижая цены, успешно продавали свои ПК местным пользователям. В ответ иностранные производители увеличили число совместных предприятий с местными партнерами, надеясь не только сократить риск от внезапной смены курса, но и привлечь покупателей недорогих ПК.

Тайваньские фирмы

Тайваньские фирмы первыми пришли в Китай в поисках дешевой рабочей силы и производственной базы для выпуска компонентов и периферии. С тех пор они значительно увеличили масштаб своих операций и теперь занимаются также производством ПК. Кроме того, они расширили контрактное производство для иностранных и китайских фирм и стремятся еще больше закрепиться на китайском компьютерном рынке.

Тайваньские фирмы значительно увеличили свои инвестиции с 1995 года в ответ на жесткую ценовую политику со стороны американских производителей и усиление конкуренции между самими тайваньскими производителями. Кроме того, тайваньские фирмы, как и все другие, поняли, что им необходимо расширять местное производство, если они хотят выйти на огромный рынок Китая. В итоге, за последние несколько лет, ведущие тайваньские фирмы, в том числе, Acer, Quanta, Arima, Hon Hai, FIC, GVC, Twinhead и Huasheng, открыли в Китае свое производство.

Доля ИТ-продуктов, созданных тайваньскими компаниями за пределами Тайваня, увеличилась с 25% в 1995 году до 43% в 1998 году и 52% в 2000 году [9]. Значительная часть этой продукции была произведена в Китае. В 2000 году тайваньские фирмы выпустили от 78 до 95% различных компонентов и периферии в офшорных зонах, 60-90% произведено в континентальном Китае. 84% «тайваньских» настольных компьютеров произведено в офшорных зонах. 47% своих системных плат тайваньских фирм произведено за рубежом, причем 45% — в Китае [10].

Ограничения, введенные правительством Тайваня, которые называют политикой под лозунгом «не спеши, будь терпелив», не разрешают производить на континенте определенные высокоуровневые продукты, такие как мобильные компьютеры. Тайваньские производители ноутбуков, на долю которых приходится почти половина всего мирового объема их выпуска, пытаются обойти эти барьеры, производя компоненты и базовые модули в Китае, а затем отправляя их за границу для окончательной сборки. Однако аналитики предполагают, что под давлением отрасли правительство отменит эти ограничения. В ожидании изменений в законодательстве все ведущие тайваньские производители ноутбуков инвестировали в создание производственных мощностей для их выпуска [11].

Показатели компьютерной отрасли

Оборот внутреннего рынка компьютерного оборудования в Китае в 2000 году вырос до 13,8 млрд. долл., при том, что в 1990 году этот показатель был равен 1 млрд. долл. В 1993 году, когда были снижены пошлины на импортные товары, темпы роста рынка достигли 70%, а в среднем в 90-е годы они составили 31%. Объем продаж ПК в 2000 году достиг 7 млн. устройств, а в начале 90-х было продано всего несколько сот тысяч.

В то же время, как показывает таблица 2, компьютерной отрасли Китая в начале 80-х годов практически не существовало, а в 2000 году страна стала четвертым по размеру производителем компьютеров. Общий объем производства составил 23,1 млрд. долл., т. е. вчетверо больше, чем 5,6 млрд. долл. — показатель 1995 года.

Китай добивается целей своей национальной политики — увеличивать экспорт, чтобы получить валюту. Экспорт компьютеров с 1990-го по 1998 год значительно вырос, с 227 млн. долл. до 10 млрд. долл. В 1998 году Китай добился превышения стоимости экспорта над стоимостью импорта на 4,86 млрд. долл., при том что в 1990 году дефицит составил 325 млн. долл. Экспорт значительно вырос после 1994 года, когда Китай создал офшорные зоны и снизил налоги, чтобы привлечь иностранные инвестиции.

Основные статьи экспорта Китая приходятся на долю продукции, произведенной иностранными компьютерными компаниями. Национальные производители концентрируются, главным образом, на внутреннем рынке, хотя некоторые из них, например Legend, начали экспортировать свои продукты в другие страны региона. Превышения объема экспорта над импортом Китаю удалось добиться за счет экспорта четырех категорий продуктов: ПК, мониторов, жестких дисков и принтеров.

Проблемы и уроки

Аналитики утверждают, что ПК китайских брэндов — «очень совершенные системы, способные на равных конкурировать с продуктами международных корпораций» [12]. Однако ценовая конкуренция между национальными производителями привела к тому, что прибыль компаний упала практически до нуля, что стало причиной реорганизаций, приобретений и изменений в высшем руководстве некоторых китайских компаний, выпускающих ПК.

Китайские производители не имели преимущества экономии, обусловленной ростом масштаба производства, каковой пользуются корпорации Compaq, Dell, HP и IBM, выпускающие от 9 до 17 млн. компьютеров в год. С другой стороны, фрагментированный внутренний рынок привел к снижению объема производства многих китайских компаний за исключением лидера рынка — Legend. Поддержка национальных производителей ПК со стороны местных и региональных властей могут способствовать неоправданному расширению производства мелких компаний, приводящей к фрагментации рынка и появлению избыточных производственных мощностей.

Основная задача, стоящая перед компьютерной отраслью Китая, состоит в том, чтобы выйти за рамки производства только стандартных ПК для внутреннего рынка, а также недорогой периферии и компонентов для глобального рынка. Legend переходит на выпуск программного обеспечения, Internet-службы и информационные приставки; другие производители аппаратного обеспечения также расширяют сферу своей деятельности. Однако формирование отрасли, более эффективно использующей знания, потребует смягчения контроля над информацией и обеспечение более надежной государственной защиты интеллектуальной собственности.

Уроки для иностранных компаний

Для иностранных компаний Китай представляется огромным, но зачастую сложным рынком. И дело не только в том, что правительство отдает предпочтение местным фирмам: местные производители опираются на свое знание особенностей этого рынка. За последние годы второй и третий крупнейшие производители ПК в мире, Compaq и HP, столкнулись с резким сокращением контролируемой ими доли китайского рынка.

Чтобы добиться успеха, иностранные компании должны заключать партнерские соглашения с китайскими фирмами, что позволит им получить каналы распространения своих продуктов и выйти на рынок, хотя они также создают и собственные дочерние фирмы. Партнерство IBM и Great Wall — пожалуй, самый успешный пример реализации такого подхода. Однако многие партнерские соглашения себя не оправдали, поскольку стороны не смогли эффективно работать вместе. В ряде случаев китайские дистрибьюторы не выплатили кредит, предоставленный им иностранными производителями.

Хотя при работе с традиционными каналами распространения возникает множество проблем, отказаться от этих каналов за счет прямых продаж, как считают в компании Dell, крайне трудно. Модель прямых продаж Dell не оправдывает себя при работе с индивидуальными потребителями или небольшими и средними предприятиями Китая, поскольку у них отсутствует опыт использования ПК. Китайцы весьма неуютно чувствуют себя, когда им приходится заказывать продукт, который они не могут перед этим потрогать или хотя бы увидеть. Dell построила сборочное производство в Китае для поддержки модели прямых продаж, но и она была вынуждена развивать отношения с местными реселлерами, через которых рассчитывает заполучить в качестве клиента крупные корпорации.

Наконец, наличие производственных мощностей в самом Китае жизненно важно, поскольку позволяет избежать выплаты пошлин и налогов на добавленную стоимость, а также демонстрирует стремление компании к долговременной работе на китайском рынке. Подобное свидетельство необходимо, если компания рассчитывает продавать свои продукты государственным предприятиям и ведомствам.

Уроки для других развивающихся стран

Успешный опыт Китая в развитии своей компьютерной отрасли мало применим к другим развивающимся странам. Китай добился успеха за счет стратегии, направленной на вытеснение импорта, которая оказалась менее успешной в Индии, Бразилии и Мексике в 80-х годах. Этот успех во многом обусловлен размером и динамикой рынка Китая, но другие факторы также играют важную роль. Главными среди этих факторов были политика Китая, предусматривающая обмен доступа к рынку на иностранные технологии, требование от международных корпораций экспортировать большую часть своей продукции, требование от них создания совместных предприятий с национальными компаниями и разрешение тайваньским компаниям создавать производство в Китае. Мало кто из развивающихся стран имеет столь перспективный рынок или в состоянии иностранные инвестиции на условиях, столь выгодных для «принимающей» страны.

С другой стороны, развивающиеся страны могут последовать примеру Китая в пропаганде использования компьютеров для модернизации своей экономики и создания спроса на продукцию местных фирм. Китай особое значение придает развитию и использованию национальных возможностей для поддержки производства и применения компьютеров. К этим возможностям относятся кадровые ресурсы, научно-исследовательские организации и информационная инфраструктура. Наконец, оказание предпочтения местным фирмам позволяет сохранить конкурентоспособность внутреннего компьютерного рынка. Такой подход помогает местным фирмам подготовиться к конкуренции на международном рынке.

Политика Китая в отношении компьютерной отрасли позволила добиться расширения производства компьютеров и их применения. Хотя растущий рынок персональных компьютеров в Китае открывает новые перспективы как для местных фирм, так и для иностранных производителей, доля последних на этом рынке стремительно уменьшается. В результате, правительству страны удалось добиться своей цели — избежать доминирования в ИТ-секторе иностранных компаний. Среди китайских производителей ПК особого успеха добилась компания Legend, значительно опередившая своих конкурентов. Компьютеры местных производителей потеснили на рынке клоны «белой сборки», что также согласуется с целями, поставленными правительством страны. В то же время, инвестиции тайваньских производителей помогли Китаю стать частью глобальной сети производства персональных компьютеров, что укрепило экономические связи Тайваня с Китаем.

Китай стал серьезной силой в международной отрасли персональных компьютеров, а также наиболее привлекательным, растущим рынком и крупным производителем. Этого удалось добиться за счет сочетания маркетинговой и предпринимательской энергии отрасли, которая использовала уникальные особенности страны. С присоединением Китая к Всемирной торговой организации у него возникнут новые задачи и новые трудности. В частности, резко возрастет уровень конкуренции, поскольку Китай должен будет полностью открыть рынок для иностранных компаний. Сейчас, однако, положение китайских производителей достаточно устойчиво, чтобы они могли бороться за свои позиции на внутреннем рынке. Некоторые фирмы могут быть готовы конкурировать и на других рынках, представляя потенциальную опасность для корпораций, которые сегодня являются лидерами мирового рынка ПК.

Литература

[1] Yearbook of World Electronic Data, Reed Electronics Research, Oxford, UK, annual editions and electronic databases, 1991-2001

[2] J. Dedrick, K.L. Kraemer, Asia?s Computer Challenge: Threat or Opportunity for the United States and the World? Oxford Univ. Press, New York, 1998

[3] G.P. Goad, L. Holland, «China Joins Linux Bandwagon», Far Eastern Economic Rev., 2000, 24 Feb.

[4] Q. Lu, China?s Leap into the Information Age: Innovation and Organization in the Computer Industry, Oxford Univ. Press, Oxford, UK, 2000

[5] P. Lovelock et al., China?s Golden Projects: Reengineering the National Economy, Case 9-396-283, February 2002 35.36 Computer Harvard Business School, Cambridge, Mass., 1996

[6] C.Chung, translation of working paper titled «Information Technology», subsequently published as «IT Industry in China» in Current Development of HighTech Industries, Policy Trends, and the Evaluation of Potential Competitiveness: The Case of Mainland China, Chung-Hua Institute for Economic Research(CIER), Taipei, June1999

[7] Market Intelligence Center, «China?s PC Vendors», Asia IT Report, 1999, Aug.

[8] Market Intelligence Center, «The Chinese PC Industry» Asia IT Report, 1999, Nov.

[9] Market Intelligence Center, «Taiwanese IT Investment in China», Asia IT Report, 1999, Aug.

[10] Market Intelligence Center, «Exodus of Taiwan?s IT Industry (I)», Asia IT Report, 2001, Jan.

[11] M. Clendenin, «Mainland Fever», Electronic Eng. Times, 2001, 29 Jan.

[12] M. Pecht et al., The Chinese Electronics Industry, CRC Press, Boca Raton, Fla., 1999

Кеннет Крамер (kkraemer@uci.edu) — профессор менеджмента и информатики, а также Центра исследований информационных технологий и организаций Калифорнийского университета в Ирвине.

Джейсон Дедрик (jdedrick@uci.edu) — ведущий научный сотрудник Центра исследований информационных технологий и организаций Калифорнийского университета в Ирвине.


Kenneth L. Kraemer, Jason Dedrick. Enter the Dragon: China?s Computer Industry. IEEE Computer, February 2002. Copyright 2002, IEEE Computer Society. Translated and reprinted with permission.