Не секрет, что на рынке обучения сегодня наиболее востребованы курсы по конкретным, тиражируемым технологиям и продуктам, посещаемым часто с прицелом на получение определенного сертификата от производителя. Однако, с другой стороны, насыщение предприятий компьютерным оборудованием, программным обеспечением, наконец, специалистами узкого профиля неизбежно приводит к повышению спроса на руководителей среднего и высшего звена, способных оценить возможности применения ИТ для повышения эффективности бизнеса, разрабатывающих и проводящих в жизнь стратегию информатизации деятельности предприятия. Наряду с проведением тренингов по конкретным ИТ-дисциплинам подготовкой таких специалистов занимается Центр технического обучения компании Digital Design.
«Мы тесно взаимодействуем с производителями, но в своей работе идем не за ними, а навстречу требованиям клиентов и в наиболее выгодном для них направлении строим программу обучения. Заказчики, исполнители и руководители должны уметь разговаривать на одном языке; задача Центра — добиться этого», — Виктор Сущев, директор Департамента системной интеграции компании Digital Design |
Обучение в Центре проводится на основе авторизованных курсов Microsoft и авторских программ компании Digital Design. Если первые достаточно стандартны — их программа не отличается ни в Питере, ни в Москве, ни в Мюнхене, — то авторские курсы компании, несомненно, представляют интерес для специалистов, желающих научиться за частными проблемами увидеть общие закономерности применения ИТ в бизнесе. Важно отметить, что для качества обучения важна также его взаимосвязь с услугами по разработке, внедрению и поддержке конкретных решений.
Организационную работу в Центре технического обучения выполняют два штатных преподавателя, «командируемых» из основного состава сотрудников Digital Design на один-два года на поприще обучения. Имеется еще 10 внешних преподавателей, периодически привлекаемых для чтения конкретных тем, что действительно позволяет готовить авторские курсы. Компания имеет тесные контакты с вузами Петербурга, которые в рамках партнерского сотрудничества позволяют привлекать к работе аспирантов, сдающих квалификационный экзамен и принимающих потом участие в работе Центра.
Пропускная способность Центра — 50-60 человек в месяц, слушающих лекции и выполняющих практические задания с учетом специфики своих конкретных прикладных отраслей. Основу аудитории составляют представители крупных корпоративных клиентов (главным образом, государственных структур) Digital Design, что позволяет формировать регулярное расписание работы, а не периодическое чтение курсов по мере набора групп. Курсы ориентированы на следующие профессиональные категории слушателей: рядовые пользователи информационных систем; администраторы информационных систем; разработчики программного обеспечения; ИТ-менеджеры; руководители предприятий высшего и среднего звена.
«Мы уделяем особое внимание работе с вузами, которые в рамках партнерского сотрудничества позволяют нам привлекать к работе аспирантов, сдающих квалификационный экзамен и принимающих потом посильное участие в работе Центра», — Ирина Мареева, директор Центра технического обучения компании DigitalDesign |
Относительно недавно в Центре развернут четырехдневный курс «Управление ИТ-ресурсами предприятия», ориентированный на директоров информационных подразделений компаний. Его задача — формирование навыков организации и построения эффективных систем управления информационными ресурсами предприятия. Обзор базовых программных средств, установка и конфигурирование продуктов линейки HP OpenView, использование инструментов IpSwitch и usd-snmp для управления сетями и приложениями — вот неполный перечень тем, изучаемых в рамках этого курса.
Направление «Управление проектами» включает трехдневный курс «Управление проектами с использованием MS Project» и двухдневный курс «Управление качеством при создании ИС». Оба курса направлены на руководителей и специалистов, отвечающих за выполнение ИТ-проектов, и включают такие темы, как управление ресурсами проекта, качеством, рисками, создание плана, оценка и анализ данных проекта, управление проектной группой, настройка и оптимизация параметров проекта и т.п.
Особо стоит отметить новый курс «Применение ИТ в бизнесе», предназначенный для руководства высшего и среднего звена и предлагающий слушателям получить представление о путях использования ИТ для повышения эффективности бизнеса. Руководители получают навыки постановки задачи перед техническими специалистами и оценки результатов. В программе курса: обзор и классификация средств обработки информации; системы управленческого учета, управления ресурсами и запасами; системы управления продажами и процессами взаимодействия с клиентами; системы анализа данных и поддержки принятия решений; стратегия выбора продуктов и поставщиков; управление проектом автоматизации предприятия; оценка эффективности вложения инвестиций.
Конкурс юных менеджеров
Подготовка квалифицированных управленцев, способных не только определять тактику работы своего подразделения, но и понимать взаимосвязи разных направлений деятельности предприятия — одна из самых сложных проблем для современного высшего образования в России. Как показали статистические исследования, на вопрос «Чего больше всего не хватает вашему предприятию для более эффективного развития?» 44% руководителей ответили — квалифицированных кадров. Более половины опрошенных оценили как средний уровень подготовки выпускников вузов по специальности управление. Университеты и институты испытывают острую нехватку грамотных программ обучения будущих специалистов по управлению современными компаниями, обучения методам ведения бизнеса в условиях становления рыночной экономики. В связи с этим большой интерес представляет деятельность Учебного центра Siemens Business Services в сотрудничестве с Фондом Хайнца Никсдорфа, где уже в пятый раз проходит Всероссийский конкурс образовательных учреждений по деловой игре «Никсдорф-Дельта».
Хайнц Никсдорф, основатель компании Nixdorf Computer AG, ставшей впоследствии подразделением концерна Siemens, всегда уделял особое внимание подготовке молодых кадров и большую часть своего состояния вложил в образовательный фонд, руководством и разработкой программ которого ведает компания Carl Duisberg Centren. Основная задача Фонда Никсдорфа — дать молодому поколению возможность освоить азы управления бизнесом и тем самым заложить основы своей дальнейшей предпринимательской деятельности. С 1994 года Фонд работает в России, осуществляя здесь ряд программ по подготовке специалистов в области экономики. Это, во-первых, программа для безработных в возрасте до 30 лет по повышению уровня знаний в экономической области и сфере ИТ. Кроме того, Фонд поддерживает переподготовку преподавателей по экономическим специальностям. И, наконец, ведет в России деятельность по разработке и распространению компьютерных обучающих систем по наиболее важным проблемам экономики. Студенческий конкурс по деловой игре «Дельта» — одна из самых ярких составляющих работы Фонда в этом направлении.
Естественно, что с приходом Фонда в Россию его основным партнером здесь стало представительство Siemens Nixdorf, правопреемником которой ныне является Siemens Business Services. Учебный центр SBS координирует организационные вопросы проведения конкурса по деловой игре «Дельта». Сегодня конкурсом охвачены все регионы России и с каждым годом он привлекает все большее количество участников. Финал для городов европейской части страны обычно проходит в стенах Учебного центра SBS, а для других регионов — в Екатеринбурге и Иркутске.
Деловая игра «Дельта» — адаптированный к российским условиям вариант игры LUDUS, разработанной в Германии около 10 лет назад. В 1995 году по инициативе и при финансовой поддержке Фонда и в сотрудничестве с немецкими специалистами в Белорусском государственном экономическом университете была создана русифицированная версия LUDUS, получившая название «Дельта». Игра была предназначена для использования в учебном процессе, но с 1998 года по инициативе Ханса Борманна, руководителя программ Фонда Никсдорфа в России, на основе «Дельты» развивается конкурсная программа, призванная содействовать ее более широкому применению в подготовке нового поколения российских управленцев.
В основе игры лежит имитационная модель абстрактного промышленного предприятия. Участник игры получает возможность прочувствовать все основные взаимосвязи, существующие на предприятии, и синтезировать те знания, которые он приобрел в процессе обучения по различным экономическим дисциплинам. «Дельта» учит принятию экономически оправданных решений по всем важным вопросам предпринимательской деятельности: маркетинг и ценообразование, инвестиции, производство, закупки и складское хозяйство, кадры и т.д. В игре не затрагивается специфика той или иной отрасли, но дается хотя и немного упрощенное, но полное представление о деятельности гипотетической компании в реальных экономических и правовых условиях. Директор Учебного центра SBS Владимир Баранюк рассказывает, что ведущие преподаватели многих вузов страны, проанализировав игру, признали, что в «Дельте» в полном объеме реализованы все элементы, которыми характеризуются предприятия в реальных условиях отечественной рыночной экономики.
Жизнь и экономика не стоят на месте, поэтому «Дельта» должна постоянно совершенствоваться. Помимо этого необходимость внесения изменений в программу обусловлена ее использованием в конкурсном процессе. Деятельность по модернизации игры по-прежнему сосредоточена в Белоруссии. В прообразе «Дельты» не было заложено ничего, что позволяло бы сравнивать результаты разных участников игры и выбирать лучших. По LUDUS в Германии также проводятся конкурсы среди образовательных учреждений, но победитель выявляется путем субъективных оценок членов жюри, которые просто пытаются понять, кто, по их мнению, играл лучше. Российский конкурс — настоящее соревнование, и организаторам необходимо было выработать четкие критерии оценки участников, например, достижение определенного уровня прибыли предприятия к концу игры. Такие критерии реализуются в самой программе и, как правило, подвергаются изменениям от конкурса к конкурсу. Меняются и условия конкурса, например, в этом году впервые участники заранее не знали, сколько периодов будет длиться игра, и это внесло дополнительную интригу в ход соревнований.
В этом году в финале европейской части РФ участвовала 31 команда, на первое место вышли представители вузов Петербурга, Сыктывкара и Великого Новгорода. Всем победителям предстоит поездка в Германию, а подготовившие их региональные центры по проведению конкурса получат в подарок от SBS компьютерную технику.
У «Дельты» большие перспективы. Уже сейчас более 60 российских вузов активно используют эту программу в учебном процессе, и в Министерстве образования принято решение рекомендовать игру в качестве базовой обучающей программы на экономических специальностях при подготовке менеджеров. По мнению Баранюка, «Дельта» была бы полезна и в учебных курсах по информационным системам управления предприятием. Игра дает комплексное представление о бизнес-процессах в современной компании, которого, как правило, так не хватает сегодня тем, кто внедряет корпоративные системы. В SBS на базе «Дельты» проводят собственный недельный курс для менеджеров. Эта программа убедительно демонстрирует, как важно руководителям среднего звена, сосредоточенным на задачах собственного направления, получить цельную картину процессов, происходящих в их компании.
Конкурс по деловой игре «Дельта» — не единственное соревнование молодых талантов, в организации которого активное участие принимает Учебный центр SBS. Уже в третий раз «большой» Siemens проводит среди студентов и школьников конкурс мультимедийных презентаций. В этом году всем желающим участникам предлагается тема, связанная со 150-летним юбилеем Siemens в России. Кроме того, в этом году планируется подключить команды из России к объявленному Siemens общеевропейскому конкурсу по менеджменту.
— Наталья Дубова