В архитектуре современных пожарных депо временами еще присутствуют башенки, однако время пожарных каланчей прошло безвозвратно. Пожары давно не высматривают с высоты птичьего полета, а пожарных не поднимают по тревоге с помощью колокольного боя. Но и связь по телефону уже не отвечает требованиям оперативности и надежности. В начале 90-х в московскую пожарную службу поступили компьютеры и телекоммуникационные системы, позволившие автоматизировать процессы обработки информации о пожарах, однако сегодня аппаратная платформа и программная начинка 10-летней давности уже скорее усложняет, чем облегчает жизнь пожарным.
До недавнего времени в столичном Центре управления силами (ЦУС) УГПС («Службе 01») и на боевом дежурстве в подразделениях московской пожарной службы эксплуатировались системы на базе Unix-компьютеров «Беста-88». Разработанная отечественными специалистами в первые перестроечные годы, эта машина в начале 90-х, когда страна была обделена вниманием ведущих игроков компьютерного рынка, выглядела как современная и мощная альтернатива устаревающим моделям ЕС и СМ. Однако выпуск «Бесты» прекращен, и система, для которой нет запчастей и отсутствует техническая поддержка, становится нежизнеспособной. Что касается программной оснастки комплекса автоматизации пожарной службы столицы, то это было специализированное, настроенное на особенности «Бесты» решение, модернизация которого для работы на более современной технике экономически нецелесообразна.
Система перестала справляться с теми объемами данных, которые накапливаются в пожарных частях города и должны подвергаться оперативному анализу в случае пожаров. Устарели и средства связи Центра с пожарными частями. ЦУС на Пречистенке должен иметь соединения с самыми удаленными районами столицы, границы которой с каждым годом отодвигаются все дальше. Между тем, норматив — не более 4-5 минут между сигналом о пожаре и прибытием первых экипажей — никто не отменял. Выделенные линии МГТС со скоростью передачи от 300 до 1200 бод позволяют передавать только самую краткую информацию, чтобы уложиться в то время, которое отводится до выезда пожарной части на вызов. Обеспечить надежность и достоверность связи крайне сложно, поскольку при столь низкой скорости даже затухание в проводах влияет на качество передачи. Кроме того, стандартные модемы не умеют работать с такими линиями, что требует установки специального оборудования и использования специализированного протокола передачи данных. Отсутствует возможность интеграции со вновь создаваемыми автоматическими городскими службами («02», «03», МЧС и т.д.).
Компьютерное прошлое «Службы 01»
Проект автоматизации пожарных депо — часть процесса глобальной модернизации автоматизированной системы столичной «Службы 01», реализуемого в рамках программы правительства Москвы по информатизации органов государственной власти. Городское правительство выделяет средства на проведение работ по модернизации и разработке программного и технического обеспечения. Заказчиком системы выступает Московский комитет по науке и технологии.
Ядро «Службы 01» — ЦУС на Пречистенке. Сюда поступают звонки о возникновении пожаров, здесь принимается решение о выборе пожарных одной или нескольких из более семидесяти частей для тушения. По адресу происшествия определяются ближайшие к месту пожарной части, выясняется, не заняты ли машины этих частей на другом пожаре, анализируется, какая специализированная техника еще может понадобиться в зависимости от сложности пожара, типа здания и местности. Этажность, наличие подвалов, присутствие источников воды и другие параметры потребуют комплектовать экипажи тем или иным дополнительным оборудованием. Затем по совокупности всех этих данных выбираются пожарные автомобили, которые примут участие в тушении пожара, из Центра в депо, где находятся выбранные системой пожарные автомобили, инициируется включение сигнала тревоги и передается вся необходимая информация, включая краткие сведения об объекте, рекомендации по маршруту и т.д. На все эти действия отводится всего 35 секунд, за которые компьютерный комплекс автоматизации пожарной службы должен обработать, переслать и принять значительный объем информации.
Так сложилось, что работы по модернизации системы ЦУС и по автоматизации пожарных частей сегодня проводятся разными компаниями. По поручению Управления государственной противопожарной службы (УГПС) г. Москвы разработку аппаратно-программных решений для рабочих мест пожарных подразделений и связи с Центром выполняли специалисты компании КРОК. На сегодняшний день автоматизированная информационная система «Пожарная часть» развернута в двух из частей — № 2 (Рыбников пер.) и № 26 (3-я Парковая ул.).
Автоматизированная «Пожарная часть»
Пожарная часть № 2 размещается в новом здании, отвечающем всем современным требованиям, а развернутая в нем автоматизированная система «Пожарная часть» делает работу подразделения более эффективной. С помощью новой системы упрощается выполнение ежедневных задач линейной пожарной службы:
- совместная работа с Центром по отработке приказов о выезде на пожар;
- выполнение ряда дополнительных команд: досылка техники на пожар, уточнение адреса пожара и т.д.;
- подача по зданию пожарной части звуковых и световых сигналов тревоги, распечатка путевок на пожар, управление воротами и светофорами;
- формирование и отправка в ЦУС сообщений о регистрации диспетчера, отчетов о состоянии техники, извещений о пожаре, сообщений о ходе его ликвидации, уведомлений о выезде техники;
- ведение журналов всех событий и формирование отчетов.
«Проблемы финансирования не позволили реализовать решение, удовлетворяющее предельным требованиям к производительности и надежности системы, обеспечиваемым Unix-серверами. Однако возможностей стандартной платформы Wintel в пожарных депо вполне хватило, чтобы справиться с нынешней информационной нагрузкой», — Николай Милюков, заместитель начальника Центра Управления силами пожарной службы «01» г. Москвы |
Ограничения финансирования проекта не позволили пока реализовать предельные требования к производительности и надежности системы, которые в состоянии обеспечить Unix-серверы. Поэтому, в отличие от Центра, где устанавливаются системы от Sun Microsystems, для пожарных частей была выбрана платформа Wintel. По мнению заместителя начальника Центра управления силами пожарной службы Николая Милюкова, возможностей ПК-серверов вполне хватает, чтобы справиться с информационной нагрузкой, которая ложится на систему автоматизации линейных подразделений.
Рис. 1. Архитектура автоматизированной системы пожарной части |
Ядром системы для пожарной части (рис. 1) является управляющий сервер с ОС Windows 2000 Server, размещенный в специальном помещении аппаратной. Эта машина отвечает за связь с Центром и управляет всеми исполнительными устройствами пожарной части, в том числе включает пожарную сирену. Управление пожарной частью осуществляется с помощью отдельного ПК диспетчера с Windows 2000 Professional. Эта клиентская машина — «глаза и уши» центрального сервера. Таких персональных компьютеров может быть одновременно подключено к серверу до 16 штук, и теоретически они могут находиться где угодно, в том числе и за пределами пожарной части, поскольку все коммуникации реализованы на базе стандартного IP-протокола.
В стандартную поставку входит одно клиентское место — компьютер, который устанавливается на пульте диспетчера пожарной части. Но точно такая же машина может одновременно контролировать работу подразделения из другой точки, например, из кабинета начальника пожарной части, из ЦУС или из другой пожарной части. На пульте диспетчера в монопольном режиме запускается программный компонент системы, перекрывая доступ посторонним задачам. Диспетчера ничто не должно отвлекать от выполнения непосредственных обязанностей: цена его ошибки может оказаться слишком высокой. Для системы разработан специальный интерфейс, из которого убрано все, что может напоминать об операционной системе. В КРОК нашли цветовое и композиционное решение оформления рабочего экрана, призванное обеспечить круглосуточную комфортную работу диспетчера, часто в условиях большой нервной нагрузки. Программа рассчитана на неискушенных пользователей, которые не имеют возможности тратить много времени на освоение компьютеров. Предполагается, что для работы с ней достаточно передать лишь элементарные навыки, а дальше поможет принцип самообучения, благодаря которому диспетчер осваивает систему за одно-два дежурства.
Несмотря на общую ориентацию на применение стандартных подходов без специализированных решений в такой специфичной области, как автоматизация пожарной службы, не обойтись. Помимо особого дизайна пользовательского интерфейса системы была создана и оригинальная конструкция пульта диспетчера. Рабочее место человека, который несет ответственность за оперативное выполнение указаний из Центра и слаженную работу всей пожарной части, должно отвечать повышенным требованиям к надежности и эргономичности. К примеру, срок службы рабочего кресла в диспетчерской пожарного депо впятеро меньше, чем в обычном кабинете. Поиск готовых решений, в том числе среди импортных, не увенчался успехом — отчасти и из-за их непомерно высокой цены. Поэтому в КРОК взялись за несвойственную, возможно, для системного интегратора задачу конструирования пульта с ударопрочной металлоконструкцией, единым художественно-конструкторским решением, удобного в использовании и простого в эксплуатации.
«Мы нашли сбалансированное решение, обеспечивающее комфортную работу диспетчера, часто вынужденного работать в условиях большой нервной нагрузки и дефицита времени», — Юрий Маркевич, ведущий специалист департамента вычислительных систем компании КРОК |
Важным достоинством системы «Пожарная часть» является способность функционировать как совместно с ЦУС, так и в автономном режимах. Это означает, что если связь с Центром прервалась, вся информация о текущей деятельности пожарной части сохранится в локальной базе данных и после восстановления связи будет передана в Управление. В системе протоколируются все действия депо, и собирается архив данных по пожарам (в среднем пожарная часть совершает порядка 2-3 тыс. выездов в год). История о пожаре, как правило, содержит типовую, стандартную информацию (время прибытия, длительность работы, время возвращения и т.д.), однако, в зависимости от сложности пожара объемы отчетов могут варьироваться от сотен байт до десятков гигабайт. Например, как вспоминает Милюков, на описание пожара Останкинской телебашни ушло две магнитные ленты. Сохранность информации в системе обеспечивается тем, что архив ведется одновременно и на клиентской машине, и на сервере. Более того, локальная копия архива в обязательном порядке передается в Центр и всегда может быть восстановлена в случае потери информации в депо.
Сама же автоматизированная система «Пожарная часть» предусматривает возможность работы как с новым решением по автоматизации Центра, так и с системой на устаревшей аппаратно-программной базе. В первые месяцы эксплуатации система в пожарной части № 2 полностью эмулировала старый пульт, благодаря чему старая система в ЦУС воспринимала новый комплекс как знакомое решение и поддерживала взаимодействие с ним.
Пожарная служба постоянно находится на связи с жителями города, поэтому по сути своей не относится к тем организациям, где вся информация должна идти под грифом. Но и здесь есть свои требования к обеспечению безопасности данных. В ЦУС ведется работа по закрытию информации, циркулирующей по волоконно-оптическим линиям связи, которые в новой конфигурации комплекса автоматизации пожарной службы предоставляет компания КОМКОР. По завершении всех работ комплекс автоматизации столичной пожарной службы, включающий системы в Центре и пожарных частях, должен быть сертифицирован Гостехкомиссией.
Завтрашний день пожарной охраны
Разработка системы для пожарной части — задача непростая. Для заказчика основная сложность заключается в том, чтобы постараться правильно поставить задачу перед системным интегратором. В противном случае знаний исполнителя в конкретной предметной области может оказаться недостаточно для успешного выполнения проекта. До внедрения АИС «Пожарная часть» в депо № 2 решение отрабатывалось в пожарной части № 26; в процессе эксплуатации стало понятно, что система требует существенной доработки — не была должным образом оценена сложность проблемы. После этого фактически была создана новая версия системы, которая сегодня работает в обеих пожарных частях.
Как элемент глобальной модернизации автоматизированной системы «Службы 01», комплекс принят УГПС г. Москвы за стандарт, и в будущем АИС «Пожарная часть» должна стоять в каждом столичном пожарном депо. В 2002 году планируется запустить в эксплуатацию новую систему автоматизации ЦУС, которая поддерживает взаимодействие с «Пожарной частью».
Анализ опыта развертывания АИС «Пожарная часть» подсказывает вывод о том, что привлечение к проекту нескольких исполнителей не всегда оказывается рациональным. Если автоматизацией Центра и линейных подразделений занимаются разные компании, то для стыковки разных решений потребуются дополнительные усилия. Да и в самих подразделениях все задачи целесообразно возлагать на одного интегратора, иначе окажется, к примеру, что клиентские системы не связаны между собой или что подрядчик не выполнил в срок подключение к сети, а в результате, функционально насыщенное решение не сможет работать в полную силу.
Несмотря на ряд организационных и финансовых трудностей, пожарные с оптимизмом смотрят в будущее, планируя наращивание возможностей системы в ответ на новые потребности своей службы, благо гибкая модульная структура комплекса позволяет это сделать. Как отмечает Милюков, задача ближайшего времени — реализовать в системе прием сигналов по оптическим и радиоканалам от охраняемых объектов, находящихся в районе вызова пожарной части. Для этого на объектах будут установлены минирадиостанции, работающие на разрешенной частоте, а в части будет размещено приемное устройство. Когда сработает пожарная сигнализация, в депо автоматически будет получено сообщение, которое затем подвергнется необходимой обработке в системе. В более отдаленной перспективе планируется поддержка мобильных пожарных частей. Потребность в расширении функциональности появится также в связи с ведомственным переподчинением пожарной охраны из МВД в МЧС, в результате чего в компетенцию пожарных служб помимо непосредственно тушения пожаров попадут задачи по спасению людей и работы в чрезвычайных ситуациях при пожаре.
Поскольку комплекс «Пожарная часть» способен работать в автономном режиме, без привязки к ЦУС, решение может быть востребовано и в регионах. В небольших городах, где централизованная городская служба борьбы с пожарами отсутствует, комплекс автоматизации пожарной части может функционировать как самостоятельная единица. Созданный на базовых типовых средствах пульт для пожарных после небольшой перенастройки может быть готов к применению в других местах, где нуждаются в таких специализированных конструкциях, например, на станциях «Скорой помощи». В силу, возможно, финансовой непривлекательности для разработчиков в России сейчас не существует пока аналогов автоматизированной системы «Пожарная часть», а зарубежные решения, как правило, чрезмерно дороги.