В 2001 году состоялось объединение компаний UGS и SDRC в новое подразделение корпорации EDS под названием PLM Solutions. Задача этого, пятого подразделения EDS — разработка и продвижение решений на рынке систем управления жизненным циклом продукции.
Традиционно на промышленных предприятиях боролись за эффективное управление процессами проектирования, производства и обслуживания своих изделий на протяжении всего жизненного цикла путем внедрения методик и приложений, призванных улучшить оперативную эффективность в отдельных частных процессах. На протяжении более тридцати лет данная стратегия проводилась и в отечественной промышленности в рамках национальных стандартов, поддерживаемых организационно-техническими мерами, включая военную приемку. Основной акцент этих работ приходился на программно-технические возможности информационных технологий, в то время как, серьезной проблемой оставалось распределение знаний, аккумулированных на всех этапах жизненного цикла изделия как в недрах различных подразделений и предприятия в целом, так и у поставщиков, партнеров и заказчиков. С переменным успехом обмен знаниями удавалось организовать лишь путем громоздкой и медленно функционирующей организационной поддержки, основу которой составляла стандартизованная система системной документации, включающая не только конструкторскую, но техническую и программную (различные ЕСД).
Сегодня, в ходе жесткой конкуренции такой подход не эффективен, не говоря уже о том, что до недавнего времени ни один поставщик программного обеспечения в области управления данными не предлагал сколько-нибудь общего решения, отвечающего потребностям управления жизненным циклом изделия и обеспечивающего достаточными знаниями все службы предприятия: маркетинг, проектный отдел, технологический отдел, производство, сервисное обслуживание и т.п. Учитывая всю сложность и комплексность проблемы организации управления всеми этими процессами, ни одна компания не смогла пока вывести на рынок адекватного эффективного решения. Вполне возможно, что подход PLM Solutions, основанный на опыте компаний EDS, SDRC и UGS позволит через год-полтора достигнуть определенного прогресса в PLM-решениях. В рамках технологии TeamCenter предлагается получить достаточно общее решение по управлению знаниями об изделии, начиная от выработки требований к нему и кончая утилизацией (рис. 1).
Рис. 1. Спектр задач, решаемых в TeamCenter |
TeamCenter — это Web-центричное решение по управлению жизненным циклом изделия, обеспечивающее поддержку взаимодействия всех субъектов, связанных с конкретным изделием и аккумуляцию информации вокруг него. Все это нужно для того, чтобы сократить цикл выпуска новых изделий, повысить их качество, снизить затраты и повысить эффективность эксплуатации
Платформа данной технологии опирается на средства обеспечения открытой архитектуры (рис. 2), позволяющие осуществлять на корпоративном уровне интеграцию приложений типа ERP, SCM, CRM и т.п. Ядром данного решения является инструментарий для создания среды взаимодействия (Collaboration foundation), поддерживающей управление важной информацией об изделиях и процессах. Это ядро создает платформу для обеспечения взаимодействия, управления данными, визуализации и интеграции со всеми приложениями, имеющимися на предприятии. Сюда же включаются средства для формирования и поддержки работы коллективов специалистов (Collaboration community), такие как «чат» и конференции в реальном времени. Это слой призван обеспечить безопасное взаимодействие на виртуальном предприятии в реальном времени с использованием технологий Internet.
Следующий слой архитектуры — интегрированные средства визуализации TeamCenter, обеспечивающие динамическую визуализацию всех системных двухмерных и трехмерных объектов, поддержку стандартных форматов, полную интеграцию с интерфейсом пользователя. Средства инженерного взаимодействия (Engineering Collaboration) обеспечивают совместную среду для управления данными об изделии, полученными из различных систем САПР: Unigraphics, Solid Edge, AutoCAD, I-DEAS, CATIA и т.п. Одновременно предоставляются интегрированные возможности по управлению инженерными изменениями и конфигурациями изделия, управлению геометрией, документообороту, безопасности, а такие дополнительные средства как проектирование в контексте и новое поколение средств управления цифровыми макетами ускоряют процесс разработки изделия.
Рис. 2. Архитектура TeamCenter |
Вокруг этой структуры (рис. 2) сконцентрирован набор частных решений, таких как управление техническими требованиями (requirements management), управление проектами (project management), планирование производства (manufacturing planning), управление данными об изделии (product data management). Все эти продукты и решения, собственно, и предоставляют ценность для заказчиков. Важно отметить, что TeamCenter призван предоставить всем участникам процесса работы над изделием единый информационный источник для получения решений задач, возникающих на разных этапах жизненного цикла и имеется возможность оценки успешности каждого очередного шага.
Концептуально технология TeamCenter включает интегрирующие компоненты PLM, решения и программные продукты. Имеются компоненты визуализации необходимой информации, а также организации сообщества и координации его работы путем отслеживания выполнения системных требований к изделию, согласования действий различных групп разработчиков и производственников. Жизненный цикл изделия неразрывно связывается Сетью. В PLM-решениях сегодня появляется компонент поддержки информационного сотрудничества, консолидирующий информацию о конкретном изделии. Естественна также интеграция с другими системами управления, используемыми на данном предприятии.
Например, управление жизненным циклом изделия для ОЕМ-партнеров и поставщиков предусматривает контроль соблюдения требований к изделию, следование его концепции, предоставление информации о планировании производства и фактическом состоянии дел, о производственных испытаниях и их результатах, а также об обслуживании и ремонте. При этом службы маркетинга, инженерные, производственные и сервисные подразделения поставщиков и партнеров в полной мере используют информацию о процессах в необходимых объемах, однако первым доступна лишь электронная модель, а другие имеют доступ к базам знаний. Таким образом, TeamCenter поддерживает:
- взаимодействие при управлении техническими требованиями на изделие;
- управление данными об изделии (отслеживает отдельные сведения, документы, изменения, конфигурации) в части инженерного взаимодействия, планирования производства, моделирования, а также сервисной поддержки;
- управление проектами.
Модульные приложения, интегрированные в ядро TeamCenter, обеспечивают развитие и адаптацию PLM-технологии к конкретным условиям и требованиям проектов. Например, модуль управления техническими требованиями работает с техническими и распорядительными требованиями и, собственно говоря, определяет не только направление развития изделия, но и отслеживает верность соответствия проекта исходным требованиям. Модуль управления проектами, обеспечивает координацию работ и ускоряет разработку изделий, одновременно позволяя быстро реагировать на изменения. При этом решения по управлению информацией об изделии обеспечивают простой контролируемый доступ через Сеть ко всей базе знаний с данными об изделии. Модуль планирования производственных процессов позволяет управлять процессом проектирования изделия с учетом особенностей его производства, начиная с ранних стадий разработки, обеспечивая рациональное использование ресурсов предприятия.
Решение TeamCenter Design Collaboration — возможность синхронизации структуры изделия и электронного макета. Оно высвобождает средства электронного макетирования под управлением PDM для работы со средой визуального конфигурирования изделия. Эти возможности открылись благодаря базированию на общей модели продуктов и процессов, что обеспечивает эффективное использование информации.
Рис. 3. Эволюция TeamCenter |
Распространение технологии TeamCenter не повлияет на намерения компании EDS поддерживать и развивать уже существующие продукты — ни один из них не останется вне поля зрения. В частности, объявлено о намерении продолжать приемлемую поддержку и развитие I-DEAS, i-Man, Metaphase, Unigraphics и Solid Edge. Кроме того, заказчики через год-полтора получат интегрированное решение. Будет продолжен выпуск запланированных версий i-Man и, одновременно, будет организовано взаимодействие с технологией TeamCenter, поддерживаемое расширенным набором собственных средств двух решений. Следующим шагом (рис. 3) будет создание компонентной технологии PDM, а впоследствии интеграция компонентов i-Man PDM в единое общее решение TeamCenter через общие объектные и Web-службы. Аналогично, компонентная технология из продуктов Metaphase и i-Man превратится в объединенное решение TeamCenter. Важно при этом отметить, что функциональность i-Man в области инженерного взаимодействия станет доступной пользователям технологии TeamCenter.
Павел Брук (Pavel.Brouk@ugs.com) — директор по продажам PDM, компания EDS, (Москва); Геля Рузайкин — научный редактор журнала «Мир ПК».