Стиль современной жизни — постоянная информируемость, возможно именно поэтому нынешний год вопреки всем проблемам мировой экономики обещает быть годом очередного подъема ИТ-индустрии.
Если осенью наблюдатели скептически оценивали перспективы рынка высоких технологий, предсказывая продолжение начавшегося в прошлом году спада, то сейчас к середине 2002 года ожидается взлет интереса к жизненно важным информационным технологиям. По мнению IDC, расходы всех стран на решения по обработке данных вырастут от 4-6% в Северной Америке до 10-12% в Азии. Благодаря оживлению на рынке высоких технологий начнут подтягиваться и другие отрасли, что позволит, в частности, говорить о новых игроках. Например, после вступления Китая в ВТО, повлекшего, в частности, увеличение на 25% в этой стране ИТ-расходов, данный регион, как считают аналитики, к 2010 году станет третьим в мире рынком потребления услуг и продуктов высокотехнологичных компаний.
Не было счастья, да сентябрьское несчастье помогло — сегодня свои знания корпорации стремятся хранить в надежно оборудованных точках под присмотром проверенных технологий. Синдром 11 сентября привел к пересмотру корпоративных планов по защите ИТ-инфраструктур — рассредоточенность бизнеса, исключающая концентрацию персонала в одном месте, вместе с модой на здания низкой этажности приведет в 2002 году к всплеску массового интереса на беспроводные корпоративные сети и услуги мобильного доступ к Internet. Однако скрытый талант не создает репутации, а скрытые данные никому не нужны — мало защитить информацию, надо еще ее с толком использовать, поэтому данный номер журнала мы решили посвятить хранилищам данных и средствам их аналитической обработки.
Реляционная модель данных, предложенная Э.Ф. Коддом тридцать лет назад, служит сегодня основой многомиллиардной отрасли но, вместе с тем, за последние десять лет сложилась многомерная модель данных, используемая именно для анализа, а не для выполнения транзакций. Технология многомерных баз — ключевой фактор интерактивного анализа больших массивов данных для поддержки систем принятия решений. Подобные базы трактуют данные как многомерные кубы, что очень удобно для анализа, например, при решении задач CRM. Если прошлый год был годом разговоров вокруг автоматизированных систем работы с клиентами, то нынешний будет годом реальных действий по преобразованию накопленной информации о клиентах в конкретные действия. Мало того, компании начнут бороться уже не за долю рынка, а за долю клиентской массы и на первый план выйдут новые решения класса CVM — Customer Value Management.
Системы поддержки принятия решений — основа ИТ-инфраструктуры различных компаний, позволяющая преобразовывать обширную бизнес-информацию в ясные и полезные выводы. Однако сбор, обслуживание и анализ больших объемов данных — гигантские задачи, требующие преодоления серьезных технических трудностей, огромных затрат и адекватных организационных решений. Отчасти по причине необходимости оптимизации затрат на информатизацию компаний самой распространенной услугой, по мнению аналитиков, в этом году станут Web-службы, уровень распространения которых превысит многие другие услуги массового рынка.
В ИТ абсолютных новинок не бывает и новые решения в ряде случаев повторяют старые, но на другом технологическом уровне. Необходимость оптимизации затрат на развертывание систем категорий CVM вызовет интерес к централизованным решениям, позволяющим на одном физическом компьютере обслуживать множество приложений и служб. Среди статей данного номера есть публикация, посвященная виртуализации — представлению всех предлагаемых клиентам физических ресурсов: диски, сеть, процессоры на уровне операционной системы. Иначе говоря, можно заменить приложение, запущенное на личном сервере компании, расположенном в одном из небоскребов деловой части какой-либо столицы на приложение, работающее на удаленном сервере провайдера в неприметной лесной деревушке. Тем самым клиент может снизить затраты на обслуживание ИТ-инфраструктуры, а специализированный провайдер имеет возможность обеспечить качественный доступ к службам. Одновременно, повышается управляемость — контроль за распределением и использованием ресурсов, до уровня, доступного до сих пор только на мэйнфреймах. Кроме этого, виртуализация ОС на стандартных аппаратно-программных решениях дает возможность предоставлять обслуживание гарантированного качества, что необходимо для обеспечения соглашений об уровне обслуживания (SLA — Service Level Agreement), без которых однажды будет невозможна ни одна сделка с клиентами.