Платите ли вы за Internet? Нет, вы лично и не на работе, а дома? Мне достаточно часто везло в том плане, что можно было выходить в Internet на халяву. Однако как показывает практика, халява обладает всеми свойствами меда: то она есть, то ее нет.
Пул друзей не настолько велик, чтобы их модемного пула хватало и вашим, и нашим. Поэтому всегда возникают периоды, когда надо заплатить какие-то деньги. Так как я не перебрал еще всех столичных провайдеров, то всегда возникает желание следующего выбрать дешевле, чем предыдущего — благо выбор есть. Благодаря великолепной АТС у меня никогда не было проблем с дозвоном. Т.е. вообще никаких проблем: в крайнем случае приходилось писать скрипт того или иного рода для дозвона, но после небольшого изучения природы провайдера соединение было обычно с первого раза. Зажрался? Может быть.
2000 г., 22 декабря, Москва. Предчувствуя скорую кончину контракта с очередным провайдером и подозревая, что на счету у него остаются последние копейки (я ошибался), выбираем следующего. Так, у кого там цена поменьше? «Россия-Он-Лайн». Великолепная на общем фоне цена манила. 40 центов за час — круто. Почти ХАЛЯВА, что может больше радовать российского человека?
22 декабря, Москва, «Виртуальный мир». Следуя совету журналов и помня, что кто-то в нашем доме пользовался этой службой, купил для пробы карту.
30 декабря, вечер. Шарю в Internet в поиске ссылок для очередной статьи из рубрики «Мелочи жизни». Ну, вот, время тю-тю. Пробую новую карту. Так, на регистрацию ушло времени несколько больше, чем обычно: бывает. Однако нас ждет продолжение банкета. Убив несколько часов на попытку нового подсоединения по всем линиям, наблюдал только занятость или отсутствие ответа. Это та ситуация, когда практически ничего нельзя сделать. Знакомый ответ службы поддержки: «Но у нас же много телефонов! Вот полный список».
Практика общения со службами поддержки провайдеров показывает, что в их арсенале всегда очень ограниченный набор вариантов ответов. Иногда даже слова DNS или, не дай Бог, «порт» вызывают некоторую суету на другом конце. Впрочем, иногда можно получить совет типа: «Ой, мы забыли сообщить об этом на своем сайте, попробуйте номер..., пароль...». И это срабатывает.
31 декабря, ночь. После очередных бесплодных попыток принимаю решение воспользоваться безусловным правом Пользователя — перестать пользоваться Услугой. Вы, вероятно, думаете, что трижды воскликнув (при свидетелях) «Ты мне больше не провайдер», я увидел джина с деньгами. Нет, не ожидал такого успеха и снова обратился в службу поддержки, где мне сообщили, что я могу оставить жалобу в их офисе, которая и будет рассмотрена в течение 10 дней.
Наше тысячелетие, 3 января, пятый этаж здания с тарелочкой. Радостные лица охранников. Доходит? Это же «РОССИЯ»: в ближайшую неделю здесь никого не будет.
Однако, вспомнив вторую половину названия, «ОН-ЛАЙН», отправляю письмо в службу поддержки. Тишина. Домашние днем пытаются обратиться в Internet: та же картина.
4 января. Работа над статьей стоять не должна. На роль следующего провайдера выбираем новенького (настраивал для других).
9 января. Получил ответ: ?В связи с пунктом 6.1.1 «Условий о предоставлении услуги» деньги за неиспользованное время не возвращаются?.
Какова была бы ваша реакция? Уныние? Лично у меня возникло желание стать провайдером «ХАЛЯВА для ВСЕХ». Модем-то у меня один есть, а в «Условиях» я могу написать и что-либо более оригинальное, чем услуги «AS IS», а деньги «AS MONEY». Итак, где записывают в провайдеры? Однако, выпив очередную чашечку кофе, я задумался: «Что-то здесь не так. Так не должно быть».
У вас нет своей юридической службы, адвоката или знакомого юриста? Это чрезвычайно полезно, когда кто-то может просто ткнуть в нужное место. В данном вопросе, как оказалось, достаточно небольшого набора фактов. Просто даже по нашему, как многим кажется, либеральному закону совместное наличие условия «AS IS» с полным отсутствием обязательств со стороны производителя товара или услуги НЕДОПУСТИМО.
Открываем Закон РФ «О защите прав потребителей» и читаем (ст. 16 п. 1): «Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными». Есть ли у вас сомнения, что негарантированная связь с правом не возвращать деньги ущемляет права потребителя?
Открываем Гражданский кодекс. Статья 782 «Односторонний отказ от исполнения договора возмездного оказания услуг«. Пункт 1: «Заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.» Пункт 2 не позволяет исполнителю отказаться от выполнения услуг без возврата денег. Заметим, что пункт 1 позволяет отказаться от услуг в произвольный момент времени с возвратом неизрасходованной части суммы, например, из-за того, что провайдер изменил цену. Это же явно указывается и в статье 32 Закона о потребителе: «Потребитель вправе расторгнуть договор о выполнении работы (оказании услуги) в любое время, уплатив исполнителю часть цены пропорционально части выполненной работы (оказанной услуги) до получения извещения о расторжении указанного договора и возместив исполнителю расходы, произведенные им до этого момента в целях исполнения договора, если они не входят в указанную часть цены работы (услуги)». Достаточно простая схема для расчета с провайдером.
9 января. Отправляем обратное письмо с комментариями.
Вечер того же дня. Получил предложение получить взамен новую карточку, вернув которую в «Партию», можно получить деньги.
Днем позже, «Партия». Как отнесется Партия к данной идее? «Мы возвращаем деньги в подобных ситуациях только в течение двух недель. Юридический отдел говорит, что по остальным поводам не к нам». Гм, что-то подобное я в законе видел. В течение двух недель магазин должен поменять даже работоспособную вещь, если она не подходит по цвету, фасону и т.д. Фасон карточки, в принципе, был ничего. Цвет — в зеленом есть что-то ядовитое. Мне же не понравились буквочки на карте.
Ну, если это говорит юридический отдел, напишем подробное заявление и заглянем в офис провайдера.
13 января, суббота, офис в центре. Так приятно, когда ваше заявление внимательно читают от начала и до конца и... только потом заявляют, что офис этот на самом деле не центральный и ничего сделать не может.
15 января, офис не в центре. После некоторого ожидания («не волнуйтесь, вы не зря ждете, ваш вопрос рассматривается») получаю новую карточку с сообщением о том, что лично директор филиала «Партии» решит вопрос. Да, были подозрения, что к этому придем. И правда, проблем возврат денег не вызвал, если, конечно, не считать такой мелочи, как подписывание пачки бумаг.
Вопрос, как это обычно бывает, в конечном счете не в конкретном провайдере. Иногда вы можете великолепно работать с одним провайдером в одном районе и плохо — в другом. Сам слышал как ругали, как мне показалось, самого лучшего из провайдеров, которого я пробовал. Пути связи абсолютно неисповедимы. Вопрос не в этом, а в подходах к работе с клиентами.
Как вы понимаете, моей целью не является нанести какой-то ущерб «России-Он-Лайн». Долгие лета всем ее службам, которыми я пользуюсь. Вопрос исключительно в юридическом просвящении. Главное - помните, что провайдер, кем бы он не был, имеет прав на халяву не более чем мы сами.
Копию чека, карточки и регистрационную страничку (оставил на память), я, может быть, вставлю в рамочку и повешу на стену как памятник неизбывной мечте всякого российского человека.
С Игорем Облаковым можно связаться по электронной почте по адресу oblakov@bigfoot.com