Собираясь совершить авиаперелет, мы обычно первым делом обращаемся в агентство, которое использует одну из многочисленных систем резервирования билетов, в свою очередь работающих с глобальными системами взаиморасчетов. Нередко заказы оформляются и через соответствующий сайт авиакомпании. Кроме собственно перелета пассажиру еще требуется комплекс дополнительных услуг, косвенно связанных с полетом, оформить маршрут которого, особенно с привлечением различных авиакомпаний из разных государств, достаточно сложно. В России функции координации и проведения взаиморасчетов за авиаперевозки выполняет сегодня Транспортная Клиринговая Палата (ТКП).

После распада СССР в декабре 1991 г. Министерство гражданской авиации было ликвидировано и перестал существовать единый рублевый счет, на который стекалась вся выручка от продажи авиауслуг. Как известно, в СССР существовала одна громадная компания Аэрофлот, внутри которой был налажен централизованный взаиморасчет и поддерживалась договорная дисциплина. Когда на обломках Аэрофлота образовалось множество независимых авиапредприятий возникла реальная угроза получить также и независимость от денег, которые агентства теперь могли спокойно «уводить» от авиаперевозчиков. Агентства находятся ближе всех к реальным деньгам и имеют возможности для разного рода хитростей, например, проставлять разные суммы в финансовых документах, продавая билет по цене, предусмотренной для иностранного гражданина, а авиакомпаниям указывать стоимость студенческого билета. Кроме того, в первое время после дробления Аэрофлота нередко бывали случаи массового хищения бланков билетов.

Таким образом, несмотря на то, что билеты заметно подорожали и объем перевозок почти не сократился, авиаперевозчики балансировали на грани разорения.

 

Начало консолидации

Во всем мире у крупных авиакомпаний имеются собственные системы резервирования, и некоторые из них переросли сегодня рамки одной фирмы и трансформировались в глобальные дистрибутивные системы: Galileo, Amadeus, WORLDSPAN и SABRE. Для проведения взаиморасчетов между авиакомпаниями применяются глобальные системы взаиморасчетов: BSP IATA и ARC (США). Среди автоматизированных систем резервирования билетов на внутреннем рынке России можно отметить следующие: «Сирена-2», «Сирена-2.3», «Сирена-2000», проект «Сирена-3» и шлюзы из/в системы Габриэль, Amadeus и WORLDSPAN. Однако каждая авиакомпания по-прежнему заинтересована в том чтобы продать именно свои места агентству, а потом и пассажиру, поэтому, в частности, необходим нейтральный слой и гарантия того, что будут обеспечены равные права по распределению билетов.

Формально ТКП нанимается авиаперевозчиками для осуществления взаиморасчетов по перевозкам. Палата, в свою очередь, заключает соглашения с агентствами и проводит их аккредитацию. В результате создается нейтральная среда обслуживания пассажиров, не зависящая ни от авиакомпании, ни от агентства. Такая среда дает пассажиру возможность самому выбирать авиаперевозчика в соответствии только со своими потребностями, вкусами и представлениями о маршруте и уровне сервиса. К услугам пассажира любая авиакомпания, агентство и система резервирования, а ТКП здесь служит гарантом того, что будут соблюдаться интересы всех субъектов процесса авиаперевозки.

Кроме того, ТКП разрабатывает технологии расчетов по грузовым перевозкам, правила перевозок и регистрации документов, развивает технологии программного обеспечения, организует правовое пространство между участниками системы взаиморасчетов. При этом ТКП держит связь с авиационными администрациями СНГ и международными организациями: IATA (International Air Transport Associations - http://www.iata.org), ICAO, ARC, Всемирным тарифным центром, Международным Центром расписаний и т.д. В функции ТКП входят также контакты с компаниями, работающими с другими видами транспорта, а также обучение операторов агентств, участвующих в воздушных перевозках.

Стремясь положить конец анархии, в конце 1992 г. все участники авиатранспортного процесса подписали Генеральный Договор о взаиморасчетах, соблюдение которого контролировалось общественной организацией - Наблюдательным советом авиапредприятий по взаиморасчетам (НСАВ). Это событие в свою очередь повлекло за собой множество новых проблем, в частности, потому, что в России раньше вообще не было какой-либо системы взаиморасчетов между авиапредприятиями (наиболее распространенная на внутреннем рынке система бронирования билетов «Сирена 2» была рассчитана на работу только с одной авиакомпанией и множеством ее агентств). Напрямую заимствовать другие решения: ARC - система для взаиморасчетов в США или BSP - система взаиморасчетов за международные перевозки в других регионах было невозможно из-за специфических особенностей банковско-финансовой системы, уровня развития телекоммуникаций и соображений государственного суверенитета. Поэтому для выполнения всего комплекса работ, связанных с осуществлением взаиморасчетов в 1994 году была создана Клиринговая палата, позднее преобразованная в Транспортную Клиринговую Палату.

Участниками ТКП стали 160 регулярных и 50 чартерных перевозчиков СНГ, а ее учредителями были 22 крупнейшие авиакомпании России и СНГ. Через Комиссию по аккредитации при ТКП прошли около 200 агентств по продаже билетов из СНГ и других стран. Всего было аккредитовано около 15 тыс. агентов, обеспечивающих продажу перевозок на нейтральных бланках ТКП международного образца, принятых взамен старых. Сейчас большинство бывших ведомственных агентств «Аэрофлота» (МГА) получили аккредитацию в ТКП. После того как в 1995 г. был запущен механизм взаиморасчетов, можно было говорить о том, что перевозчики СНГ, агентства и другие субъекты авиатранспортной системы сумели преодолеть кризис неплатежей и нейтрализовать негативные последствия развала монополии Аэрофлота на внутреннем рынке.

 

Информационный центр ТКП

На рис. 1 мы видим, что ТКП, находясь в центре информационных потоков, циркулирующих между субъектами воздушного транспорта, выполняет роль координатора, а при возникновении конфликтов и роль третейского судьи, благо вся необходимая информация у нее имеется.



Рис.1. Cхема информационных потоков

В общем случае в задачи информационного центра ТКП (ИЦ ТКП tch@tchitc.msk.ru) входит оперативное предоставление участникам процесса перевозки исчерпывающей информации о состоянии счетов, платежей, отчетности на определенную дату; обеспечение защищенного обмена данными между всеми участниками системы взаиморасчетов; поддержка горячей линии для всех абонентов ТКП, а это как минимум один терминал, имеющий прямую связь с ИЦ; ведение статистики; предоставление доступа к нормативно-справочной и технологической информации, а также подготовка статистических данных.

Для обеспечения конфиденциальности обмена информацией и соблюдения юридической значимости документов, передаваемых по каналам электронной связи в ИЦ ТКП была разработана подсистема обмена электронными документами (ИНФОСЭД), построенная на базе систем криптографической защиты «Верба-О» и «Верба-OW».

Помимо решения проблемы конфиденциальности очень важно также оптимизировать процесс обработки статистики по воздушным перевозкам с формированием достоверных отчетов для различных государственных структур: ФАС (Федеральная авиационная служба), Госкомстат, Комиссия по делам ICAO. Сегодня ИЦ ТКП оказался единственной организацией, способной обеспечить заинтересованные учреждения статистическими данными по объемам работ и перевозкам, наличию и использованию парка воздушных судов по региональным управлениям и по стране в целом. Как видно из рис. 2, доступ к информационным ресурсам ИЦ ТКП осуществляется по междугородной телефонной сети, ведомственным сетям АВИАНЕТ, АЭРОНЕТ, «Сирена-3», X.25 и Internet.



Рис. 2. Варианты доступа абонентов к информационным ресурсам ТКП

Отдельного разговора заслуживает техническое оснащение ИЦ ТКП. Ясно, что необходимость обеспечения надежности долговременного хранения самой разнообразной информации предъявляет особые требования к аппаратно-программной конфигурации. Кроме того, следует учесть, что ТКП - это негосударственная организация, которую финансируют авиапредприятия, так что ждать золотого дождя и неограниченных средств, изымаемых, например, у пассажиров, на техническое оснащение не приходится.

 

Выбор конфигурации и партнеров

Генеральным исполнителем заказа ТКП на создание информационной системы стала консалтинговая компания АлконсСофт. Компания выполнила исследование и системное проектирование, провела функциональное моделирование технологических процессов взаиморасчетов и производственных процессов подразделений ТКП, разработала модель корпоративной базы данных и сформировала предложения по реинжинирингу технологических процессов ТКП.

К концу 1997 года компания АлконсСофт завершила разработку программного обеспечения и ввод в промышленную эксплуатацию информационной системы ТКП. В июне 1998 г. ТКП провела презентацию информационной системы для участников системы взаиморасчетов.

В основе информационной системы ТКП лежит единое архитектурное решение на базе технологии клиент-сервер и продуктов компании Sybase: СУБД Sybase System 11, инструментальной среды PowerBuilder, а также СУБД удаленных рабочих мест пользователей SQL Anywhere. Выбор определила ориентация продуктов Sybase на работу с промышленными БД, что предполагает манипулирование значительными объемами информации при обеспечении необходимой степени готовности, надежности и целостности данных.

В решении для ТКП применялись средства Sybase S-Designor - методология Rumbaugh OMT для функционального моделирования. Кроме того, использовался продукт ERwin от LogicWorks для автоматизации проектирования и построения структуры корпоративной базы данных.

Специфика существующей в России системы взаиморасчетов, состояние линий коммуникаций, соображения государственной безопасности и даже действующие правила совершения полетов не позволяют непосредственно использовать готовые зарубежные решения. Поэтому в условиях ТКП единственно возможным оказался путь самостоятельной разработки информационной системы.

Процесс выбора конфигурации и поиска партнеров по ее установке начался с анализа СУБД, через полгода ТКП остановилась на Sybase: открытая среда, наглядная схема репликации, модульность, гибкость, масштабируемость (еще рассматривались варианты Oracle и Informix).

Компания АлконсСофт по заказу ТКП в 1995 г. выполнила разработку первой версии системы сбора статистической информации для Федеральной Авиационной Службы. Эта система в простой конфигурации на платформе Windows NT позволила отработать основные технологии и подготовить кадры ТКП.

Когда стало ясно, что именно нужно для проекта, был проведен анализ подходящих платформ: Sun, HP, DEC и IBM.

Оказалось, что при решении задач ИЦ ТКП реальная отдача от предложенной конфигурации SUN/ Sybase начинается при достижении мощности на уровне 6-8 процессоров. Только в этом случае полностью используется высокопроизводительная шина и загружаются все процессоры. Такая шина при 2-4 процессорах простаивает, а значит потенциал остается невостребованным. Кроме того, предложенное решение не устраивало ИЦ по дисковым массивам, а уровень обслуживания на момент выбора еще не отвечал предъявляемым требованиям.

При работе с компанией HP все шло нормально: полное решение, сервис, склад в Москве, но цена в полтора раза выше чем у всех претендентов.

Выбор в пользу DEC был обусловлен в первую очередь богатым опытом работы с 64-разрядными ОС - уже два года назад было ясно, что ИЦ ТКП будет обрабатывать огромные объемы информации. Сегодня хранилище данных увеличивается в год на несколько десятков Гбайт. Поставщики предлагали также эффективное отказоустойчивое решение и хорошие конфигурации дисковых подсистем. Кроме того, комплексное решение включало не только компьютеры, но и сетевое оборудование.

В результате проделанной работы в ИЦ ТКП были поставлены AlphaServer 1000А: два рабочих и один резервный, физически расположенный вне ИЦ. Основная же нагрузка ложится на систему AlphaServer 4100. Сетевое оборудование работает в единой среде TCP/IP, а главное, позволяет интегрировать этот протокол с широко распространенным в России X.25.

Разработанное решение, которое, кстати, можно тиражировать, имеет неограниченные возможности взаимодействия с другими конфигурациями и СУБД. Например для обработки тарифов и расписаний один из партнеров ТКП использует СУБД InterBase - в вопросах выбора конфигурации для своих партнеров ИЦ ТКП старается придерживаться координирующих функций.

Что касается планов на будущее, то перед ТКП стоят задачи расширения сети аккредитованных агентств и привлечения к сотрудничеству всех реально работающих в России авиапредприятий. Пока еще около половины всех агентств входят в состав авиакомпаний и говорить об их нейтралитете в плане предложения пассажиру нужного перевозчика не приходится. Кроме того, во многом из-за протекционистских мер, практикуемых IATA в отношении продвижения на российский рынок системы взаиморасчетов BSP, влияние ТКП на агентства, занимающиеся международными перевозками, пока невелико. Создание региональных представительств ТКП, объединенных в единую компьютерную инфраструктуру, позволит расширить сеть аккредитованных центров бронирования билетов и будет способствовать сокращению числа систем резервирования. Например, в США наметилась явная тенденция к укрупнению таких систем, где их число за несколько лет уменьшилось с 7 до 2. Внутри России имеется 76 разных, автономных узлов Сирена-2 (по три в каждом городе), причем кассиров на одного пассажира в СНГ в 1,5 раза больше чем в США (30 млн. на 15 тыс.) - это слишком много для существующего у нас объема перевозок.

Как самому выбрать маршрут и зарезервировать билет
Архаичные дорогостоящие решения SITA в авиационном бизнесе постепенно уходят в прошлое — имея выход в Сеть каждый сам может выбрать себе оптимальный маршрут авиаперелета, заказать билет, а также забронировать место в отеле и взять напрокат автомобиль.

Разнообразный сервис предоставляется пользователям узла touristguide.com, где можно получить исчерпывающую информацию о будущем путешествии: Duty Free Shops, карты городов мира, сведения о погоде на всех континентах, адреса многих туристических фирм, а также возможность зарезервировать места в отелях любой страны мира.

На узле outtahere.com кроме расписания и резервирования билетов можно получить всю информацию об аэропортах, характеристиках самолетов и т.п.

Для резервирования авиабилетов оба эти узла переадресуют пользователей на узел www.itn.net, содержащий данные о рейсах всех авиакомпаний, совершающих международные перевозки. Клиенты имеют возможность создать собственную запись и планировать маршрут уже в соответствии со своим личным расписанием.

Если вы собираетесь отправиться в путешествие по США, то можно обратиться на узел компании Аccommodations Express (www.accommodationsxpress.com), которая работает в сфере туризма с 1986 г. и резервирует места в гостиницах всех крупных городов США.

Для повышения качества обслуживания, ускорения процедуры расчетов, а также расширения круга клиентов в ТКП решено организовать систему безналичных расчетов с использованием пластиковых карт. В этот проект вовлекаются все участники процесса перевозки пассажиров: авиапредприятия, агентства, банки, компании наземного транспорта, гостиницы и т.п. На основании уже проведенной работы в системе безналичных расчетов на воздушном транспорте будут приниматься карточки международных платежных систем VISA, Master Card, American Express, а также ряда российских систем.

У авиапутешественников многих стран мира большой популярностью пользуются сервисные карты пассажира, позволяющие получать скидки от компаний проката автомобилей, сети гостиниц, ресторанов, телефонных компаний. Существует также программа «часто летающий пассажир», предусматривающая многочисленные скидки при покупке билета в зависимости от частоты ранее совершенных полетов. Имеющийся сегодня потенциал ТКП позволяет вести базу данных обладателей сервисных карт и кроме собственно воздушных перевозок координировать процесс предоставления пассажиру национальных авиалиний всего комплекса, связанных с перелетами, услуг на льготных условиях. Кроме того, сейчас очень актуальной стала задача организации международной страховки для пассажиров.

Кроме всего прочего ТКП сейчас начинает заниматься обработкой данных по грузовым перевозкам, что существенно повысит нагрузку на ИЦ и позволит воочию убедиться в возможностях разработанной системы информационного обмена.

Для самих перевозчиков планируется ввести сервисные и топливные пластиковые карты, позволяющие организовать оплату услуг топливно-заправочного комплекса, а также сервис от аэропортов: техническое обслуживание, стоянка, бортпитание, метеосводка и т.п. Все услуги будут предоставляться по безналичному расчету не только на территории СНГ, но и за рубежом.

И в заключение скажем несколько слов об аналитических и маркетинговых исследованиях. После завершения периода накопления данных в ИЦ ТКП планируется внедрить систему аналитической обработки данных на основе сервера Sybase IQ. Задача такой системы - прогноз, выявление тенденций и выработка рекомендаций по улучшению обслуживания пассажиров. Совершенно очевидно, что в современных условиях, когда весь мир активизировал борьбу за клиента подобные мероприятия, проводимые ТКП от лица российских авиакомпаний позволят вести более гибкую маркетинговую политику, удовлетворению растущих запросов уже имеющихся у компаний клиентов и привлекать новых.

По ту сторону билетной кассы
Тот кто не имеет доступа к Сети или, что наиболее актуально для российских граждан, испытывает трудности с безналичным расчетом за услуги при оплате заказа по кредитным картам, обращается в агентства по продажам билетов. Современное агентство - это один или более терминалов, подключенных к системам резервирования GETS - Global Extended Travel System (или, в российском варианте - Габриэль), Amadeus или WORLDSPAN. Резервирование внутри страны осуществляется через терминалы Сирена-2 или шлюзы перечисленных систем для доступа к базам данных расписаний и тарифов внутренних линий.

Для более детального знакомства с работой типичного агентства заглянем в новый офис «Авиабилеты и путешествия», расположенный в Москве на Ленинградском проспекте, 53. Здесь используется система резервирования GETS - родственная ветвь системы Габриэль - это основное средство резервирования билетов, принятое в обновленном Аэрофлоте. Почему именно GETS? Очень просто - почти 80% оборота типичного агентства приходится на Аэрофлот. При заключении соглашения с агентством Аэрофлот, кроме всего прочего, обязуется осуществлять информационную поддержку, которая лучше реализуется средствами уже используемой в авиакомпании системы. Это касается и рассылки разного рода циркуляров и приоритетного вывода информации о рейсах. Кстати, подобная ситуация типична для всех стран например, в Германии большинство агентств используют Amadeus, потому что Lufthansa разработала и приняла на вооружение именно эту систему.

Агентство на Ленинградском проспекте имеет один сервер и 4-5 рабочих мест - это обычные ПК, способные нести на себе бремя Windows. Сервер выходит на выделенный канал и в режиме on-line связан с московским подразделением SITA (Международное общество авиационной связи) в районе Петровки. Далее трафик идет в Париж, а сама главная база данных GETS, наполняемая по каналам SITA на основе информации из 160 аккредитованных в этой системе авиакомпаний, размещается в Атланте, США. (Почувствовав в Internet реального конкурента, SITA начала активный поиск путей модернизации своего оборудования и внедрения более универсальных и дешевых методов передачи данных). Менее обеспеченные и удаленные агентства используют сегодня систему WORLDSPAN, которая наряду с Габриэль и Amadeus задействована в компании «Трансаэро»; эта система позволяет организовывать передачу данных в режиме dial-up без аренды выделенного канала.

Собственно говоря, имеющихся вычислительных мощностей у этого и любого другого агентства вполне достаточно не только для продажи билетов, но и для предоставления всего комплекса туристических услуг: бронирование гостиниц, резервирование билетов на Венскую оперу, прокат автомобилей и т.п. Правда, клиенты пока не очень верят в возможность осуществления этих планов и, соответственно, агентства не заинтересованы в расширении сети своих партнеров, оказывающих пассажирам разнообразные услуги. Кроме того, для гарантии заказа часто требуется наличие кредитной карты.

Дмитрий Владимиров (vlk@osp.ru).