Последние годы нашего столетия ознаменовались появлением новой технологии записи в цифровом виде видеоизображения звука, а также компьютерных программ различного назначения. Эта технология предусматривает использование ставшего уже привычным носителя в виде компакт-диска (СD) диаметром 120 мм и толщиной 1.2 мм. Недавно появился новый носитель - DVD (digital versatile disk), диск многоцелевого назначения, или только для видеозаписи - digital video disk. В данной статье рассматриваются основные вопросы, связанные с выбором формата и стандарта записи аудиовизуальной информации на DVD диске; такая технология, после длительных дебатов, была выбрана лишь к концу 1996 г. и по ряду причин начала массово внедряться лишь с середины 1997 г. Кроме того, здесь кратко описан новейший инструментарий для производства DVD дисков, а в заключение рассмотрены некоторые перспективы их использования.
DVD диск - это компакт-диск второго поколения емкостью от 4,7 до 18 Гбайт. Наряду с использованием новых способов сжатия, большая емкость DVD диска позволяет одновременно записывать оцифрованное изображение высокого разрешения, объемный звук, субтитры на нескольких языках и интерактивную программу. Промышленный стандартный формат записи позволяет проигрывать эти диски на встроенных в телевизор плейерах и считывающих компьютерных устройствах DVD-ROM, а также совмещать мультимедийные программы, реализуемые на компьютере, с домашним театром.
DVD диск может быть односторонним и двухсторонним, с одним или двумя рабочими слоями на каждой стороне. В зависимости от информационной емкости DVD диски подразделяются на: DVD-5 (однослойный односторонний) на 4.7 Гбайт; DVD-9 (односторонний двухслойный) на 8.5 Гбайт; DVD-10 (двухсторонний однослойный) на 9.4 Гбайт; DVD-18 (двухсторонний двухслойный) на 17 Гбайт. Для изготовления двухстороннего диска склеиваются два диска толщиной 0.6 мм. При изготовлении DVD дисков обычно используется технологическое оборудование для производства обычных СD дисков и аналогичные полимерные материалы.
С точки зрения сохранности информации DVD диски могут, по-видимому, успешно конкурировать с традиционными носителями аудиовизуальных материалов - магнитными лентами и кинопленкой, срок хранения которых исчисляется десятками лет. Следует сказать, что со временем DVD диски смогут сохранять архивную информацию (например, страховые копии кино- и видеопродукции, звуковые записи "полных собраний сочинений" известных музыкальных и концертных исполнителей) дольше, чем магнитные ленты.
Основные понятия
Прежде всего необходимо четко разграничить два близких понятия, которые часто смешивают - "формат" и "стандарт". К формату относится все связанное с геометрическим оформлением носителя информации. В нашем случае имеется в виду форма и размещение дорожек записи, способ модуляции носителя и форма отдельных информационных элементов ("питов"), размещение блоков данных на носителе. Под стандартом понимают полную совокупность стандартизуемых электрических параметров записываемого сигнала. Эти два понятия взаимосвязаны, во многом пересекаются и дополняют друг друга. Отсюда вытекает необходимость их параллельного использования.
Когда в 1982 г. фирма Philips выпустила первый компакт-диск, предвидел ли кто-нибудь будущий феноменальный успех и стремительный рост рынка? Компакт-диски преобразовали музыкальную индустрию, они инициировали семейство новых областей использования, создав платформу, объединившую информационную технологию с потребительской электроникой. Признано, что такие диски - лучшие носители для звуковых и видеопрограмм, мультимедиа, компьютерных игр и даже фотографий, они идеальны при распространении программного обеспечения. Внушителен уже действующий в мире парк проигрывателей компакт-дисков - их более 500 млн. Но это не означает, что диски как носители информации и проигрыватели не нуждаются в усовершенствовании. Кинопромышленности нужны цифровые видеодиски для записи полнометражных лент с качеством изображения не хуже, чем по стандарту CCIR-601, при этом речь идет как об обычных, так и о широкоэкранных вариантах фильмов, звуковое сопровождение может быть аналоговым или оцифрованным. Обычным становится звуковое сопровождение на нескольких языках.
Сейчас идет процесс насыщения компьютеров средствами мультимедиа с видеоизображением, трехмерной анимацией и высококачественным звучанием. Для хранения и распределения такой информации необходим пятикратный запас памяти. Можно сказать, что в 90% случаев использования CD-ROM требуется применение подобных сверхъемких носителей. Значительно выросла потребность в новом и универсальном стандарте мультимедиа.
Лазерные дисковые системы впервые появились 15 лет назад, и с тех пор постоянно совершенствуются: увеличился объем записи, выросла скорость воспроизведения. Тем не менее выход на уровень современных требований стал возможен лишь недавно - после того, как в 1992 г. был осуществлен прорыв к новым технологиям в микроэлектронике. Появились лазерные диоды, излучающие в видимой части спектра - 0.635 мкм, а не в инфракрасной - 0.78 мкм. Соответственно уменьшается шаг дорожек записи и линейные размеры одного пита, а значит при прочих равных условиях возрастает плотность. В 1997 г. появились сообщения о создании лазеров, излучающих в голубой части спектра, а это означает возможность многократного повышения плотности записи.
Заметно снижены размеры элементов на микросхемах стандартных размеров, а поэтому в каждом стандартном корпусе их больше. Значительно возросла скорость обработки данных. В совокупности это означает доступность более мощных и эффективных средств кодирования, коррекции ошибок, канального кодирования. Новые технологии позволили реализовать алгоритмы глубокого сжатия данных и даже в домашнем видео появилась возможность применить стандарт сжатия MPEG-2.
После десяти лет экспериментов промышленность освоила рентабельное и относительно несложное производство оптических дисков и проигрывателей. Сегодня оно постоянно обновляется: появляются новые технологии записи с более высоким качеством при сниженной стоимости. Ряд проектов был посвящен разработкам подобных технологий. Появилось много запатентованных методов, что указывает на необходимость оптимального стандарта мультимедиа следующего поколения.
Война форматов
В начале 1995 г. компании Sony и Philips заявили о совместной разработке нового поколения цифровых создании и разработке формата MultiMedia CD (MMCD). Toshiba приняла вызов и предложила свою версию формата и перспективного диска. Так началось противостояние компаний, в котором сегодня лидирует Toshiba. Важным преимуществом ее формата SD считался больший объем хранящейся на диске информации - 5 Гбайт и большее время проигрывания фильма - 142 мин при односторонней записи. По формату MMCD, соответственно, объем хранимой информации - 3.7 Гбайт, время проигрывания широкоэкранного фильма - 135 мин. Оба формата предполагали двухслойную запись, при которой приведенные параметры удваиваются.
Ситуацию обострило вмешательство в войну форматов компьютерной индустрии. Альянс, возглавляемый самыми мощными компьютерными компаниями, указал на существенный недостаток формата SD - двустороннее воспроизведение с двухслойного диска. Toshiba использовала в производстве двухслойных дисков технологию склеивания дисков половинной толщины, что позволило довести информационное поле диска до 10 Гбайт. Со своей стороны в формате MMCD была применена технология двухслойной записи при одностороннем считывании, которая была до конца отработана фирмой 3М.
Требование одностороннего считывания для компьютерных фирм важно, поскольку это позволяет создавать малые по размеру дисководы для ПК. Не менее важна и совместимость с перспективными лазерными проигрывателями. Разработчики Toshiba не слишком долго сопротивлялись оказываемому давлению и согласились на одностороннее считывание в формате SD. После этого интерес компьютерного Альянса к формату MMCD заметно поубавился.
Основным пунктом разногласий стала система модуляции или канального кодирования. Оба формата используют применяемый в обычных дисководах канальный код 8/14 или, что то же самое, модуляционную систему EFM. На ее основе Philips и Sony предложили систему EFM plus, которая предусматривает введение двух дополнительных бит (код 8/16). Эти биты снижают вероятность ошибок при считывании. Система модуляции SD использует код 8/15 (только один дополнительный бит) - отсюда и приглянувшийся многим больший объем хранимой информации. Тем не менее, Philips и Sony вскоре нашли аргументы, позволившие изменить неудачно складывающуюся для них ситуацию. Они, в частности, указали, что система 8/15 более подвержена влиянию ошибок, особенно при записи - недостающий бит ограничивает способность лазерного луча точно отслеживать дорожку.
Однако компромисс был достигнут не сразу, поскольку многих настораживало, что системы EFM и EFM plus являются собственностью Sony. Члены альянса согласились предоставить этой компании возможность управления ситуацией на основе авторского права, но при условии, что она и Philips не станут препятствовать внедрению новых форматов и стандартов, необходимых компьютерным фирмам, производителям массовой электронике и предприятиям кинопромышленности. Итак, в середине сентября 1995 г. было принято компромиссное решение, согласно которому дисковый носитель должен быть двухслойным, но считываться с одной стороны, как это и предусматривалось в MMCD.
По новому стандарту коррекция ошибок - это проверенный в течение 20 лет код Рида-Соломона. Для канального кодирования избрана система модуляции EFM plus, а это далеко не формальный успех фирм Sony и Philips, поскольку дает важный механизм контроля за ситуацией на основе авторского права. Компромиссный формат получил название MMSD - явное торжество дипломатических уступок.
Завершая рассказ о войне стандартов можно заметить: пока суть да дело, несколько фирм объявило о хороших результатах работы над многослойными дисками (до 10 и более слоев), что сулит многократное увеличение плотности записи информации.
Новый стандарт
Война форматов сдвинула ранее намеченные сроки реализации систем на базе дисков с высокой плотностью записи. Она завершилась вполне цивилизованными переговорами и мирными соглашениями. Теперь мы переходим к систематическому изложению тех требований, исходя из которых новые форматы разрабатывались.
Формулируя новые требования к цифровому видеодиску (DVD) c позиций бытового применения члены Motion Picture Studio Advisory Committee постановили следующее:
- запись полнометражного кинофильма должна осуществляться на одном диске;
- качество записи должно быть выше, чем в любом из существующих форматов;
- важна совместимость систем воспроизведения звука с существующими системами объемного звучания, а также с цифровыми звуковыми системами;
- звуковое сопровождение следует рассчитывать на 3 - 5 дублирующих языков на одном диске, субтитры - на 4-6 языках;
- следует обеспечить совместимость с разными форматами экрана;
- необходимо предусмотреть введение пароля и обеспечить защиту от копирования.
Свои требования к новому стандарту выдвинули и те, кто занимается мультимедиа на базе ПК. Новый стандарт должен удовлетворять требованиям технических рабочих групп основных компаний, занимающихся производством таких компьютеров. Коротко их условия можно свести к следующему:
- должен быть единый стандарт для компьютеров, совместимый с устройствами считывания информации существующих компакт-дисков;
- следует добиваться совместимости с дисками типа WORM и CD-R;
- необходима единая организация файлов для информационного содержания и операционных сред.
Конечно, не обошлось без реверансов в сторону массового рынка. Вот они:
новый формат может быть эффективен только при относительно низкой стоимости по сравнению с обычными дисководами для CD-ROM и самими дисками;- не следует требовать дополнительного обучения пользователей;
- необходимо надежное хранение и воспроизведение данных;
- широкие возможности последовательного расширения емкости записи;
- обязательны высокие характеристики при линейном и интерактивном режимах работы.
Стандарт, естественно, должен быть открыт для возможного усовершенствования, впрочем, как и будущая технология. Но здесь недопустим компромисс между надежностью, длительностью записи и рентабельностью процессов изготовления продукции.
Не обошлось и без разговоров на тему защиты долговременных интересов и капиталовложений как изготовителей, так и потребителей. В частности, все заинтересованные стороны убеждены, что следует обеспечить легкость и рентабельность выпуска проигрывателей, которые, в принципе, должны работать не только с новыми дисками, но и с обычными, к которым относятся и звуковые компакт-диски, и CD-ROM, и CD-i, и Video CD, и Photo CD.
Остановились, конечно же, и на проблемах рынка. Решающим названо время выпуска новых дисков - в кратчайший срок. Обсуждались вопросы новых инвестиций и возможные последствия роста цен. Здесь важно максимально полно использовать опыт и технологические наработки уже налаженного производства дисков и проигрывателей. При этом надо учесть, что многие из них вышли на рынок совсем недавно и вобрали в себя лучшее из предшествующих наработок. Поэтому следует свести число изменений в новых конструкциях к минимуму и таким образом сделать более дешевым будущее производство аппаратуры и дисков новых стандартов.
Таковы требования, часть которых очевидна, другая, напротив, может быть решена только с помощью опытных инженеров и конструкторов. Надо сказать, что в уже показанных опытных образцах соперничающие стороны равно продемонстрировали способность максимально полно реализовать названные требования.
Формат и стандарт MMSD, равно как и его источники и составные части: MMCD и SD, отвечают почти всем перечисленным требованиям. Максимально повышена емкость одностороннего диска и достигнуто это при минимальном изменении его стоимости. Основные усилия были направлены на разработку новых способов кодирования, благодаря чему удалось удержать на приемлемом уровне стоимость и сложность продукции. Технологии производства дисков и проигрывателей новых формата и стандарта приближены к существующей инфраструктуре производства - тем самым заметно снижены потенциальные расходы покупателей новой продукции. Кроме того, совместимость с обычными компакт-дисками полностью обеспечена, и компрессия сигналов используется с максимальной эффективностью. Новые технологии являются удачным компромиссом надежности и взаимозаменяемости.
Емкость записи данных и скорость считывания примерно в 10 раз выше достигнутых на CD-ROM. Все диски будут односторонними. Предусмотрено два типа дисков с одним и двумя слоями, а также два размера с диаметрами 120 и 80 мм. Двухслойный диск диаметром 120 мм может вместить до 7,4 Гбайт информации. Такой емкости достаточно для воспроизведения 270 мин непрерывной видеозаписи со студийным качеством. При этом предусматривается параллельное многоязыковое, звуковое сопровождение и, если нужно, субтитры. Формат совместим с системами телевидения высокого качества ТВЧ и интерактивного видео, а также может применяться для записи до 7,4 Гбайт программ мультимедиа с односторонним считыванием.
Вернемся к однослойному диску диаметром 120 мм. Его информационное поле записи составляет 3,7 Гбайт. Этого достаточно, чтобы при использовании стандарта сжатия MPEG-2 записать и воспроизвести 135-минутный широкоэкранный (формат 16:9) кинофильм со студийным качеством, стереозвуковым и титровым сопровождением. Таким образом, уже однослойный диск выполняет требования предприятий кинопромышленности.
В профессиональных видеостудиях, особенно там, где применяются дисковые накопители видеоинформации, хорошо зарекомендовал себя стандарт сжатия MPEG-2. Его особенности, такие как высокая глубина компрессии и варьируемые скорости передачи данных в зависимости от их содержания, позволяют дополнительно экономить достаточно дорогую поверхность носителя. Алгоритмы стандарта могут быть реализованы с помощью очень мощных систем обработки данных, опирающихся на весьма обширную оперативную память. Собственно, глубина сжатия напрямую зависит от объема памяти, а эффективность - от скорости обработки. Именно новые технологии микроэлектроники позволили выйти на алгоритмы уровня MPEG-2.
Надо сказать, что алгоритмы кодирования стандарта MPEG-2 сейчас обновляются практически ежедневно, что ведет к освоению все более мощных и эффективных механизмов компрессии. При этом в профессиональной аппаратуре для отслеживания новинок понадобится покупать соответствующее ПО, часто предоставляемое пользователям бесплатно или с большими скидками. Другие новшества могут потребовать приобретения плат расширения. Впрочем, это обычная практика, которая, однако, не может распространяться на массового потребителя. Выход из противоречия в только в стандартизации способа декодирования при воспроизведении и открытой для новшеств системе кодирования при записи. Такой подход ведет к перманентному росту длительности воспроизведения при прочих равных условиях, он то и принят в стандарте MMSD.
Стандарты записи звука в формате DVD
Для записи звука в формате DVD предусмотрено три различных стандарта:
- линейный ИКМ-стандарт (цифровой стереозвук), в котором применяется нескомпрессированный поток данных для стереофонического звука с качеством CD. Дополнительно этот поток данных может быть перекодирован для системы Dolby Surround, как, например, цифровой звук лазерных дисков;
- стандарт MPEG-Audio, который, как и MPEG-Video, представляет собой способ компрессии данных. Он существует в двух вариантах: MPEG-1-Audio для стереофонического звука, требующий меньшего информационного места, чем не скомпрессированный ИКМ-сигнал, и новейший способ MPEG-2-Audio, позволяющий подавать кодированный звуковой сигнал на пять каналов (отсюда наименование "5.1-канальный звук"), который по расположению громкоговорителей называют: передние- правый, центральный и левый; задние - левый и правый, а также басовый канал эффектов. Аудиосигнал MPEG-2 может быть также подан через декодер, который по стандарту встроен в DVD проигрыватель, на обычные устройства Dolby Surround в аналоговой или цифровой форме;
- стандарт АС-3, базирующийся на тех же принципах, что и MPEG-2-Audio, и тоже предусматривающий 5.1 каналов. Через встроенную в DVD проигрыватель схему "Downmix" сигнал АС-3 может передаваться также в виде двухканального surround-сигнала. Некоторые диски DVD, в частности, с NTSC-версией фильма "Papillon", обладают только возможностью воспроизведения двухканального звука по системе АС-3.
Какой из приведенных звуковых стандартов использовать в DVD, решают создатели фильмов. В любом случае DVD проигрыватель может передавать цифровой звук на внешний декодер и аналоговый стереозвук - на усилитель или на громкоговорители и не может передавать монофонический звук на телевизор.
Технология DVD позволяет слушать звуковое сопровождение воспроизводимого с него изображения на восьми языках, точнее, на одном из восьми языков, и читать подзаголовки и титры на 32 языках. Обязательно должна быть защита диска от копирования, которую еще следует разработать. Пока применяется вариант защиты с помощью помех, как в видеокассетах. С этим средством видеопираты успешно борются. Кроме того, в интересах защиты рынка в DVD используется региональный код, препятствующий, например, воспроизведению мастера - на прозрачной поликарбонатной подложке формируется оттиск первого информационного слоя. На следующем этапе поверх оттиска информационного слоя наносится полупрозрачный слой. Этот слой затем покрывают жидкой, резиноподобной субстанцией, способной к полимеризации под воздействием ультрафиолетового облучения. При одновременном воздействии ультрафиолетового облучения и матрицы-мастера формируется второй информационный слой. Полимер с оттиском имеет размеры предшественника - компакт-диска, а именно толщину, диаметры внешний и центрального отверстия. По-прежнему на обратной стороне наклеивают этикетку. Допуски на изготовление нового диска примерно в 2 раза жестче, что вполне выполнимо на существующих производственных линиях. Следует заметить, что рассмотренная технология изготовления дисков применима как к дискам толщиной 1,2 мм, так и 0,6 мм.
В лазерных оптических системах диаметр сфокусированного светового пятна прямо пропорционален длине волны света и обратно - относительному размеру апертуры фокусирующих линз. Переход от инфракрасных полупроводниковых лазеров к красным с длиной волны 0.635 мкм и относительной апертуре 0.52 означает двукратное снижение размеров светового пятна. Это ведет к ужесточению соответствующих требований к точности изготовления дисков. Современные технологии производства позволяют выдержать такие точностные характеристики. В итоге снижаются радиальные расстояния между соседними дорожками и длина пита в тангенциальном направлении. Реальная физическая плотность записи возрастает в 3,5 раза. Ожидаемый переход к голубым лазерам сулит еще больший выигрыш по плотности. Номинальная скорость считывания по формату MMSD повышается с 1,2 до 4 м/с.
Диск Dual-Layer (двухслойный) диаметром 120 мм производства компании 3М емкостью 7,4 Гбайт имеет полупрозрачный слой с коэффициентом отражения, лежащим в интервале 20-40%. Второй слой, информационный, наносится в соответствии с известным фотопроцессом 2Р (Photo Polymerization- фотополимеризация). Этот процесс в начале 80-х гг. был освоен производителями лазерных дисков. Он же используется в полиграфии для изготовления фотополимерных печатных форм.
Переключение с одного слоя на другой в двухслойном диске не вызывает особых затруднений: привод фокальных плоскостей работает так же, как в обычном аппарате. При этом к функции плавного отслеживания поверхности информационного слоя, который перемещается за счет вертикальных биений вращающегося диска, и соответствующего изменения положения фокальной плоскости объектива считывающей оптической головки, добавляется функция шагового переключения с поверхности одного информационного слоя на другой. Порядок воспроизведения следующий: данные считываются сначала с одного информационного слоя, затем - с другого.
DVD диски и массовый потребитель
Вероятность того, что объем продаж дисков DVD на потребительском рынке скоро превысит объем продаж VHS-видеокассет, постоянно растет. С 1997 г. эта удобная среда для хранения видеоизображений получала как восторженные, так и критические отзывы. В первом квартале 1997 г. в США было продано более 100 тыс. дисководов DVD-ROM, а фирма Warner в этот же период реализовала 750 тыс. дисков с записью кинофильмов.
Для общей поддержки нового формата ряд изготовителей начал серийное производство плейеров по цене от 599 долл. Здесь положительно сказалась двенадцати месячная задержка с выпуском аппаратуры - все это время продолжалась дискуссия о способах защиты продукции кинопромышленности от пиратского копирования. Дополнительный год позволил изготовителям уделить больше внимания разработке бытовой аппаратуры воспроизведения и установить на свою продукцию цены, в общем доступные для среднего покупателя. Конечно, следует ожидать, что в ближайшие 2 года бытовая DVD аппаратура станет значительно дешевле и последующие модели ТВ приемников, систем Mini Hifi и VHS-видеомагнитофонов будут снабжены соответствующими встроенными дисководами лишь при небольшом повышении стоимости аппаратуры.
По самым последним данным, цена двухскоростного DVD-ROM в Японии к середине 1997 г. снизилась до 300-400 долл., однако вслед за падением цен на компоненты плейеров, она дойдет до 250 долл. и ниже. В связи с этим некоторые компании предпочли перенести серийный выпуск своих моделей на 1998 г.
Будущее DVD формата зависит от своевременного обеспечения программными продуктами. Если при выпуске своей продукции на дисках большая часть студий Голливуда будет использовать соответствующее ПО, то новый формат постепенно, хотя и медленно, заменит формат VHS и станет основной средой для распространения видеопродукции на потребительском рынке. Проще всего срок массового признания DVD можно установить, вспомнив, что внедрение компакт-дисков (СD), как формата, доступного каждому потребителю, заняло примерно 10 лет.
Диск DVD может быть интерактивным и иметь несколько секторов. Такие диски могут быть предназначены для использования в интерактивном режиме на компьютере, но одновременно сохраняют возможность воспроизведения видеоматериала на DVD видеоплейере. Это позволяет изготовителю программы предложить покупателю более привлекательный вариант материала, сообщая ему: "Вы уже видели эту программу по ТВ, а сейчас можете купить программу-плюс на диске".
Записываемые DVD
В отличие от СD, записываемые версии DVD дисков появились на рынке практически одновременно с видеодисками DVD-ROM, тиражируемыми на заводском оборудовании. Сегодня имеется три вида записываемых видеодисков: DVD-R (recordable) для разовой записи, перезаписываемый диск DVD-RAM (в корпусе с крышкой) и перезаписываемый чистый диск DVD-RW (rewritable). Все они появятся в ближайшие месяцы и нет оснований полагать, что устройства для записи на DVD-R будут значительно дороже, чем имеющиеся сегодня на рынке дисководы CD-R высокого качества. Здесь также уместно вспомнить путь, проделанный цифровыми аудиосистемами потребительского назначения - DAT, CD-R и MiniDisc; как известно, они заняли свою нишу в сфере вещания.
Из-за своей относительно невысокой стоимости DVD-R, DVD-RAM и DVD-RW (как носитель, так и аппаратура) займут надлежащее место например, в области вещания или хранения архивных материалов. Благодаря способности сохранять более 1 ч видеоматериала высокого качества, с отличным звуком и дополнительной информацией, записываемый DVD станет основным средством транспортировки видеоданных в процессе производства вещательных программ и подготовке пост-продукции, а также послужит универсальным форматом для пересылки материала независимым потребителям.
Конечно, аргументом против использования записываемых DVD является то, что технология кодирования видеоинформации по стандарту MPEG-2 пока еще не очень хорошо освоена, но ведь пару лет назад таким же непривычным казалось кодирование по стандарту MPEG-1. Расширение потребительского рынка неизбежно снизит стоимость аппаратуры, работающей в системе MPEG-2. Эту систему компрессии уже начали интенсивно использовать в бытовых камкордерах и цифровых видеорекордерах. По тем же причинами профессиональное и бытовое цифровое звукозаписывающее оборудование не слишком различается по стоимости и качеству. Аппаратура, работающая по стандарту MPEG-2 на микросхемах и предназначенная для записи видеопрограмм на DVD, будет способствовать постоянному уменьшению различий по качеству между профессиональной и любительской видеозаписью.