Под созданием электронных изданий electronic publishing) подразумевается создание информационных структур, распространяемых впоследствии электронными средствами мощу конкретными потребителями. Прогресс в этой быстроразвивающейся области был бы невозможен без стандартизации и последних достижений в сфере разработки новых носителей информации, а также без отдельных парадигм, которые сегодня еще только разрабатываются. У электронных изданий много общего с другими видами издательской продукции (книги, журналы, кпипы и фильмы), но их уникальные возможности не помещаются в рамках традиционного представления об издательском процессе в целом. В предлагаемой читателям статье дан обзор текущего состояния дел в области создания электронных изданий и взгляд на то, как это направление будет развиваться в ближайшем будущем.
Введение
Подготовка электронного издания представляет собою занимательный и многоплановый процесс. Сюда могут быть включены видеоигры и корпоративные финансовые отчеты; периодика в интерактивном режиме и архивные материалы, на которые ссылаются в статьях; диски с видеоклипами и диски, содержащие все телефонные номера в США; персональные Web-страницы и разработанные на высоком уровне продукты индустрии развлечений; познавательные игры для детей и технические информационные документы для исследователей. Некоторые из источников являются личными и неформальными публикациями, другие - общественными информационными документами, третьи - титулами, распространяемыми коммерческими издателями. Общее же для всех публикаций то, что информация распределяется электронными средствами для потребителей, имеющих доступ к ней через вычислительную систему.
В последние несколько лет одновременно происходил рост интереса как к электронным изданиям, так и к технологии, позволившей поднять уровень такого рода изданий на приемлемую для потребителя высоту. Сегодня произошел сдвиг в сознании, и читатели уже ждут, что информация и продукция индустрии развлечений будет доставляться им электронными средствами. Мы у истоков целого направления в компьютерных технологиях, которое требует и от пользователей, и от авторов все большего профессионализма. Стоит разобраться, какие возможности таит в себе это направление.
Корни технологии электронного издательского дела различны. Появились новые стандарты для ряда цифровых форматов, а возможности сетей и компакт-дисков позволяют без всяких проблем хранить и пересылать документы; накопленный инструментарий дает возможность формировать для читателя интегрированную среду, обладающую весьма богатым информационным содержанием. Многие из работ по электронным изданиям появились на волне интереса к мультимедиа, но все-таки большая их часть является отдельной сферой исследований. Одна из отличительных черт электронного издания - широкий спектр доступных возможностей. Публикации могут попадать к читателю посредством физических средств воздействия*), на компакт-дисках или по сети. Их можно подготовить для просмотра как на одном типе компьютера, так и на разнотипных системах. Публикации могут включать образцы любых существующих моделей представления документов: оцифрованная сканером статья из печатного издания, кадры изображения, снятые с экрана, видео и звук. Подавляющее большинство электронных публикаций предусматривают интерактивное взаимодействие с пользователем и наличие средств навигации посредством моделей наподобие гипертекста или гипермедиа. Ключевыми моментами в создании публикаций являются подбор модели документа, средств его доставки, способов взаимодействия и платформы, приемлемой для определенной группы потребителей.
Так как электронные публикации затрагивают и вопросы передачи информации, и вопросы взаимодействия с пользователями, необходимы специфичные инструментальные средства. Авторы или разработчики создают компоненты издания, а затем, используя так называемые авторские системы, объединяют их и обеспечивают интерфейс, необходимый для читателя при работе с документом. Авторских систем сегодня уже довольно много, но пока еще ни одна из них не располагает полным набором средств, обеспечивающих универсальность в применении. Кроме того, необходимы новые парадигмы для авторов и читателей, новые общепринятые словари, а также новые стандарты и технологии для создания публикаций на различных платформах.
Естественно, авторам и разработчикам титулов незачем было бы тратить время на создание электронных публикаций без существования адекватной финансовой поддержки, поэтому сегодня слово за бизнес-моделями выпуска электронного издания. Какие-то из них создаются по образу и подобию обычных изданий, а какие-то предполагают более гибкие схемы. Целостная модель нового бизнеса, например размещаемого в сети издания, только начинает складываться, и ясного понимания того, как делать бизнес с интерактивными системами еще нет - слишком нова эта сфера. Этот вид издательской деятельности обладает определенным потенциалом для внедрения в кабельное телевидение, вот почему некоторые компании, работающие в этой сфере, стараются объединиться с фирмами, создающими программные и аппаратные средства для электронных изданий.
Электронные публикации
В отличие от традиционных изданий, электронные публикации существенно, скажем так, разнообразят формы общения с читателями. Они могут включать компоненты различных типов: текст и изображения, звук, видеоинформацию. Автору не составляет труда преподнести информацию, используя для этого наиболее подходящую по содержанию среду. К тому же компоненты можно передавать интерактивным путем, в результате читатель, без особых усилий, получает интересующую его информацию.
Дабы продемонстрировать насколько дополнительные компоненты способны углубить и расширить содержание электронных публикаций приведем два примера. Первый демонстрирует возможности работы с музыкальными произведениями. Любой музыкальный фрагмент можно прослушивать, считывая его с оптического диска (такие диски уже издаются), и одновременно следить за партитурой; можно также выделить любую исполнительскую партию в этом фрагменте, прослушать вариации, от которых композитор отказался в окончательном варианте произведения, услышать другие произведения того же композитора или прочитать критические очерки о данном фрагменте. Второй пример не менее ярок. Судите сами: вам предоставляется возможность посмотреть пьесу Шекспира, увидеть видеоклипы знаменитых постановок или получить расширенный словарь языка пьесы. Подводя курсор к словам, вы получите описание соответствующего исторического периода. Хотите побывать в старом театре Глобус, где когда-то игрались эти пьесы? Или быть может вы мечтаете сыграть Гамлета? Нет проблем! Все это реально: концепция публикации в корне меняется.
Еще одной особенностью электронных публикаций является дешевый издательский процесс, обусловленный отсутствием высоких накладных расходов на изготовление и распространение. Если издатель не заинтересован в получении прибыли, он может просто разместить документ в сети, сделав его доступным средствами Web, чтобы читатели по всему миру смогли легко ознакомиться с работой. Такой путь открывает новые,превосходящие традиционные бумажные возможности самиздата. Например, читатели и издатели могут с легкостью предоставить данные о себе, об институтах или предприятиях. В традиционных печатных публикациях уже начинают ссылаться на Web-страницы, как на источник дополнительной информации.
Один из ключевых вопросов электронного издательства (как и любого типа публикации) - "диалог" с читателями. Из всех доступных вариантов реальными сегодня являются компакт-диски и сети. И те, и другие доступны как на работе, так и дома; оба варианта сравнительно недороги, а также достаточно стандартны. Поэтому издатель может не сомневаться в том, что его публикации доступны, а стало быть экономически выгодны довольно широкому кругу читателей.
Число пользователей, имеющих доступ к публикациям на компакт-дисках или сети, огромно и постоянно растет. В 1995 году установлено свыше 10 млн. контроллеров CD-ROM и, по некоторым оценкам, к 1997 году их будет около 22 млн. Почти 75% таких компьютеров находятся в Северной Америке, но их число в Европе и Японии растет теми же темпами. Доступ к сети расширяется еще быстрее: по меньшей мере миллион человек в США используют Internet, а в Европе их число составляет несколько сотен тысяч. По оценке Марка Андерсена, одного из основателей компании Netscape Communications, уже 6 миллионов человек используют Netscape Web. В Северной Америке большинство организаций, предоставляющих сетевые услуги, включают в свой сервис доступ к Internet. За пределами Северной Америки этот процесс развивается медленнее, хотя в Великобритании, например, ежемесячно 4 тысячи семей подписываются на доступ к Internet.
Выбор способа распространения электронной публикации зависит от круга читателей и рыночной стратегии, разрабатываемой для публикации. Кратко опишем эти средства, их преимущества и недостатки, а также особенности организации каждого из них.
Существует несколько причин, по которым компакт-диск привлекателен как средство распространения. Во-первых, диск - это физический носитель, его, опираясь на уже установившиеся стереотипы рынка, можно создавать, распространять, продавать или покупать тем же способом, что и другие продукты. Он недорог в изготовлении, невелик, легок и прочен, обладает большой емкостью и может предоставить читателю любую информацию, сохраняемую в цифровом виде. Диск может содержать материалы для какой-либо специфической группы читателей (объединенных определенной вычислительной платформой или определенной областью знаний) или предназначаться для широкого круга потребителей. Однако стандартные файловые системы для дисков достаточно топорны и устарели; необходимы новые и более эффективные стандарты, позволяющие, в частности, использовать длинные имена и связывать файлы.
Сети, напротив, не предоставляют читателю физический носитель, они обеспечивают только доступ, а не осязаемые продукты, но и это может быть привлекательно для издателя. По самой своей природе сети должны объединять людей, использующих различные типы компьютеров. Таким образом, издание на сетях поощряет и почти навязывает полную многоплатформность. В настоящий момент язык гипертекстовой разметки HTML - один из немногих, предлагающий сетевые возможности и режим работы, полностью независимые от системы. Для других систем необходимы правильно подобранные инструментальные средства создания или распространения публикаций. Эти системы должны включать программы воспроизведения на базе SGML, такие как Dyna Text компании Electronic Books Technologies, языки сценариев со средствами воспроизведения, как Kaleida ScriptX, Sybase GainMomentum и Adobe Acrobat. Из них только формат PDF системы Acrobat может приобрести статус стандарта для сети, поскольку только он обеспечивает способ хранения публикаций, выполненных на более высоком уровне, чем HTML; кроме того, разработчики уже создают приложения, способные интерпретировать эти файлы.
Современные публикации на сети некоммерческие, поэтому способов компенсации расходов на их создание немного. В будущем контроль за доступом к документам и финансовая дисциплина в использовании сетей позволят издателям сделать продукт коммерческим, но сейчас говорить об этом более конкретно слишком рано. Вероятнее всего, и издатели, и читатели должны будут оплачивать расходы за сетевые публикации; первые - за право разместить свой материал, вторые - за расходы по доступу и/или выгрузку произведений. При таком порядке нынешнее засилье низкопробных публикаций, к счастью, станет практически невозможным.
Создание электронной публикации
Как уже отмечалось в предисловии к статье, электронные публикации во многом похожи на традиционные. В них должны быть заложены идеи, интересные читателям, поэтому нужны авторы и редакторы; эти идеи должны соответствовать способу представления и своему содержанию, поэтому нужны издатели и инвесторы; публикации должны быть подготовлены для размещения на носителе - нужны разработчики; если публикации будут размещены на компакт-диске, необходимы изготовители; и в конце концов, поскольку произведения будут покупаться и продаваться, необходим маркетинг.
Однако в отличие от традиционных, электронные публикации могут доносить сообщения до читателей посредством более чем одного носителя, а также включать интерактивную навигацию по документам. Авторы могут лицензировать опубликованные материалы. Размах включения в публикацию лицензионных материалов может быть велик. Произведения, предназначенные для широкой аудитории, должны выстраиваться вокруг программного обеспечения, которое дает потребителю возможность управлять процессом чтения и обеспечивает ему доступ к индивидуальным компонентам. Работа над интерфейсом пользователя и интегрированием всех индивидуальных компонентов может быть длительным и дорогостоящим процессом. При создании высококачественного диска с интерактивным доступом предполагаемая стоимость разработки программ управления и интегрированной среды может составлять от 100 до 500 тысяч долл.
Разработка электронной публикации
Электронные публикации, подобно печатным аналогам, начинаются с идеи, рассказа или игры, которые могли бы найти заинтересованную аудиторию. Ряд технологических операций, входящих в традиционный издательский процесс, включается и в электронные публикации. Это необходимо для того, чтобы идея смогла воплотиться в нечто стоящее и в нечто способное убедить читателя в ценности содержания. Сегодня, полагаясь на новизну электронного издания, довольно часто не обращают должного внимания на издательские операции, отсюда такое количество публикаций низкого качества. Все изменится, как только читатели потеряют интерес к низкопробным публикациям и качество станет непреложным руководством для всякого уважающего себя издателя.
Первым шагом в реализации этой идеи является описание предложенной публикации. Оно начинается с разработки концепции произведения, нуждающегося именно в электронной публикации. Данную концепцию следует представить в форме проспекта, где приводится содержание и порядок его лицензирования, календарный план, план развития и особенности публикации. Также может быть включен прототип публикации, чтобы продемонстрировать читателю порядок работы с ней. Соответствие содержания публикации интересам аудитории и адекватный выбор носителя - наиболее важные моменты. Основываясь на этой базе, необходимо найти источники финансирования для публикации. При подписании контракта с издателем требуется отдельное юридическое обоснование, так как это совершенно новая область, без каких-либо своих наработок, позволяющих заключать стандартные контракты. Заручившись финансовой поддержкой, следует подготовить две детально описанные спецификации; первая функциональная спецификация, содержащая информацию о том, в какой форме публикация будет представлена читателю и как с ней работать; вторая - технические требования, определяющие используемое программное обеспечение и его влияние на функциональную спецификацию. Обычно спецификации разрабатываются экспертами, специализирующимися в различных областях: цифровое видео и звук, реализация интерфейсных компонентов, компоновка цифровых изображений, видео и звука в программах, лицензирование средств передачи данных. Однако обоснование для электронной публикации включает не только вопросы, связанные с содержанием и представлением, но также техническое тестирование, подтверждающее, что все функции выполняются должным образом.
Ключевые технологии
Ключевые технологии для электронного издания охватывают три этапа процесса создания публикации: разработка компонентов электронного документа, авторские системы и средства доставки.
Компоненты документа
Прежде всего необходимо остановиться на тексте. Следует упомянуть два стандарта кодирования текста: ASCII и Unicode. Последний быстро завоевывает всеобщее одобрение, поскольку международный характер публикаций становится приоритетным.
Также немаловажно расположение документа. В качестве обычных аппаратно независимых средств отображения текста на странице обычно выделяют troff, ТеХ и RTF. В силу быстрого темпа развития данной области сегодня этот список можно дополнить форматом PostScript, определяющим и текст, и изображения; SGML, идентифицующим компоненты документа и с помощью аппарата дескрипторов, описывающим порядок их размещения; PDF, форматом описания страницы, расширяющим PostScript новыми гипертекстовыми возможностями; HTML, специализированной разновидностью SGML, также поддерживающей гипертекст и ориентированной на установление связей между документами. Сейчас наблюдается быстрое развитие HTML; в течение нескольких следующих лет это будет весьма перспективная и динамичная технология.
Еще одна задача - работа с изображениями. Она усложняется необходимостью сжимать картинки, что определяет специфику использования изображений в документах. Из технологий сжатия следует выделить групповое кодирование (например, РСХ и PackBits), Huffman-кодирование, CCITT GROUP IV для черно-белых изображений, LZW-кодирование и JPEG. Также обычно используются следующие известные форматы: PICT, главным образом на Macintosh; ВМР для Windows и OS/2; TGA, для Windows и Macintosh; аппаратно независимые GIF, TIFF и JPEG.
В дополнение к покадровым изображениям в электронных публикациях используется цифровое видео. Существует ряд схем компрессии для видео, играющих важную роль в упорядочении исходных видеопотоков очень больших размеров, обрабатываемых при чрезвычайно высоких скоростях передачи данных. В этом случае часто используется асимметричное кодирование, при котором затрачивается значительное время на кодирование файла с тем, чтобы декодирование сделать быстрым. Основные технологии компрессии: Cinepak и Indeo; первая доступна на платформах Macintosh и Windows, вторая - только для Windows. Основными цифровыми видеоформатами являются QuickTime для Macintosh, Windows и компьютеров Silicon Graphics; Video for Windows для Windows и Macintosh; и MPEG, расширенный формат с прогнозированием и интерполяцией кадров.
И, наконец, электронные публикации могут включать звук как компонент цифрового видео или сам по себе. С точки зрения стандартов, звук - настоящий "пасынок"; за исключением звукового формата AIFF для Macintosh и Silicon Graphics и формата WAV для Windows в этой области стандартизация отсутствует. MIDI, не являясь сам по себе звуковым форматом, служит стандартом хранения команд для музыкальных синтезаторов, его же можно использовать для генерации звуковых команд.
Авторские системы
Любая электронная публикация должна использовать программные средства, позволяющие читателю иметь доступ к содержанию. Авторские системы, хотя их название подразумевает только часть процесса формирования публикации, обеспечивают и создание, и представление публикаций.
Существует возможность создания публикации путем соединения файлов мультимедиа в необработанном виде. В этом случае читателям открывается доступ к файлам через их собственные программы, общие для любого типа данных мультимедиа. Можно предложить свои собственные программы для представления публикаций, но такой подход слишком многому обязывает. Для создания среды, в которой читателю дается содержание в рамках структурированных средств, следует использовать авторские системы со встроенными средствами поддержки всего ряда данных мультимедиа (текст, изображения, видео и звук). Авторская система должна быть в состоянии выполнять необходимые вычисления. Ей не обойтись и без встроенных средств создания интерфейсов пользователя - тогда разработчику будет незачем писать программы по обозначению кнопок или активных областей и связывать их с выполняемыми действиями. Все эти инструментальные средства автоматически хранят предысторию и очерчивают этапы генерации с целью помощи разработчику в обеспечении навигации для читателя. Авторская система позволяет автору или разработчику работать в рамках платформы, наилучшим образом соответствующей его задаче, и создавать публикации для читателей, обладающих различными типами ПК. И, наконец, авторская система должна использовать объектные образы, чтобы сократить число рутинных действий, выполняемых автором или разработчиком.
Основные современные авторские и презентационные системы рассчитаны, большей частью, на одну вычислительную систему (обычно Macintosh, Windows или рабочую Unix-станцию), одно семейство систем (все системы Unix, которые используют Х Window) или ограниченный набор систем (Macintosh и Windows). Среди них можно выделить следующие:
- HyperCard для Macintosh;
- Apple Media Tool для создания публикаций на Macintosh и представления их на Macintosh и Windows;
- системы для создания HTML-публикаций, подобные HoTMetaL Pro;
- системы типа Mosaic и Netscape для доставки HTML - публикаций пользователям при чтении как с локального диска, так и при доступе по сетям (иногда используют средства просмотра HTML и Web для представления публикаций с компакт-диска или локального файлового сервера);
- системы типа DynaBook компании Electronic Book Technologies для представления SGML-публикаций на ПК;
- Adobe Acrobat для создания PDF-версий документов, первоначально подготовленных в PostScript; система поддерживает Windows, Macintosh, DOS и Solaris;
- Macromind Director, авторская система пошагового, (incremental) этапного создания и презентации публикаций на Macintosh и Windows, использующая язык описания сценария и компоновщик непосредственно адресуемых компонентов;
- GainMomentum, авторская система компании Sybase, обеспечивающая доступ к документам, хранящимся в сети клиент/сервер, и обладающая практически всеми возможностями, характерными для авторских систем;
- ScriptX, новый продукт фирмы Kaleida, который ближе всего соответствует идеальной авторской системе и представляет собой объектно-ориентированную систему с инструментарием для работы с носителями и интерфейсами, позволяет составлять публикации и прогонять их по существу на всех платформах.
Некоторые аспекты процесса создания электронной публикации требуют дальнейшего развития. Отсутствует хороший словарь, с помощью которого читатель мог бы работать с публикацией и понимать ее содержание. Пока нет стандартов для представления действительно мультимедийных документов (большая польза была бы от стандарта, аналогичного PostScript, но для систем мультимедиа) более чем просто стандарт для объединения в пакет. Это должен быть действующий стандарт, который точно бы определял в публикации функциональные возможности, например, состав интерфейсов. Также весьма актуальны стандарты для взаимодействия с электронными публикациями, приемлемые для сети и компакт-дисков. Сегодня развивающиеся спецификации VRML включают средства описания взаимодействия, но еще неизвестно, будет ли он выделен в отдельный стандарт.
Средства доставки
Существует несколько эффективных путей доставки электронного документа. Касаясь всех носителей, используемых для хранения и передачи, сразу следует отметить, что дискеты обладают незначительной емкостью, магнитная лента (например, DAT) не может быть использована для прямого доступа, а магнитно-оптические носители слишком дороги. Остаются только два средства: компакт-диски и сети.
Стандартный компакт-диск, в принципе, является почти идеальным средством, с помощью которого электронная публикация может быть доставлена читателю. Эти диски - легкие и прочные, недорогие в изготовлении и обладают довольно большой емкостью. Контроллеры компакт-дисков уже сегодня широко используются на персональных и профессиональных компьютерах и близки к стандартным дисковым устройствам в скорости передачи файлов. Омрачает картину единственный факт, что на них невозможно обновлять информацию.
Существует три стандарта файловых систем для компакт-дисков: ISO 9660, Apple HFS и RockRidge. Файловая система 9660 - это международный стандарт, поддерживаемый практически любым ПК. Однако 9660 накладывает серьезные ограничения на мультимедийные публикации. Она разрешает имена файлов только в стиле DOS (формат "8.3", ограниченный набор знаков, все прописные буквы) и добавляет номер версии к имени. Так как различные системы оперируют именами файлов и номерами версий по-разному, заранее неизвестно, какие имена файлов следует использовать в мультимедийном документе. Стандарт 9660 не позволяет использовать псевдонимы. Файловая система Apple HFS применяется только для Macintosh, а файловая система RockRidge - на рабочих станциях. Поэтому возможно выделить на диске одновременно два раздела 9660 и HFS, однако при этом HFS теряет немало своих полезных свойств, если одновременно используются файлы данных разных типов.
На одном стандартном ("74-минутном") компакт-диске может храниться до 650 Мбайт информации. Существует ряд CD-стандартов для различных типов данных, но большинство оптических дисков сделано в стандарте "Yellow Book". Этим и определяется формат данных, совершенно отличный от формата на магнитных дисках. Данные кодируются посредством нанесения бороздок на диске, имеющих отражательную способность, отличную от ровных поверхностей. Диск вращается с постоянной линейной скоростью, в противоположность угловой скорости магнитных дисков, а биты информации считываются при отражении луча лазера. Единица устанавливается всякий раз, когда изменяется интенсивность лазерного отражения, и 0 - когда изменений нет. Однако длина каждой бороздки и ровной поверхности должна составлять, по крайней мере, три бита, иначе невозможно просто распознать биты 1 или 0, как это делается на магнитных носителях. Используется также совершенно другой способ кодирования, называемый модуляция от 8 до 14 дюймов или EFM, при котором каждый байт хранится в 14 битах и соответствует дисковым ограничениям. При чтении диска могут накапливаться ошибки, поэтому, чтобы их обнаружить и внести коррективы, на каждые 2048 байт данных добавляются еще 280 байт.
Хотя емкость компакт-дисков достаточна для многих типов электронных публикаций, она не может полностью удовлетворить потребности и желания каждого пользователя. Емкость дисков растет, ее стимулирует и появление цифрового кино, особенно в сфере индустрии развлечений. По мере того как в эту сферу вкладываются огромные деньги, видны серьезные сдвиги в развитии технологии изготовления дисков. Это будет производство совершенно нового типа дисковых носителей емкостью в 7-10 раз большей, чем у существующих дисков, что частично сможет удовлетворить запросы по хранению большого объема количества информации. Но техника изготовления этих дисков находится еще в ранней стадии развития, и пока не существует стандартов для хранения цифровых данных на них. Потребуется еще несколько лет, чтобы эти диски стали мощным средством для электронных публикаций.
Кроме физических носителей существуют и другие способы доставки электронных публикаций. С ростом общедоступных и частных вычислительных сетей появилась возможность издавать произведение даже без создания его физической копии. Теперь в качестве сервера для сетевых документов можно установить даже ПК, что позволит любому пользователю, где бы он ни находился, иметь доступ к этим документам. Наряду с обычной загрузкой файлов через FTP и других подобных средств доступа все активнее применяются системы просмотра документов, использующие World Wide Web.
Как правило, издание сетевых документов основывается на HTML, общепринятом языке для таких интерфейсов, как Mosaic и Netscape. Стандарт HTML быстро развивается по мере того, как выявляются новые потребности сетевых публикаций (так, версию 3.0 стандарта предполагается завершить в этом году). Однако сегодня можно только допустить, что все Web-средства просмотра понимают HTML 1.0, и это ограничивает масштабы распространения публикаций. Например, пока еще нельзя размещать текст вокруг изображения, некоторые изображения и ролики могут быть видны только при наличии специальных приложений, а возможности для размещения текста и изображений очень ограничены. Вероятно, в следующем году от уровня 1.0 откажутся, и каждый пользователь, желающий работать с приложениями Mosaic, перейдет на версии, понимающие более развитые стандарты.
Альтернативным стандартом для формирования документов стал Portable Document Format (PDF), разработанный компанией Adobe System. Этот формат файлов для документов со сложной организацией находит все более широкое применение для передачи документов и поддерживает несколько устройств воспроизведения. Объявлено, что вскоре программа Netscape Web будет включать в себя встроенную поддержку PDF. Данный стандарт включает в себя также и гипермедийные связи как внутри, так и между документами, контурное представление документа, примечания, позволяющие пользователю аннотировать документ, плюс полные средства генерации индексов и средства поддержки звука и движущихся картинок внутри документа. В настоящий момент Adobe поддерживает программу Acrobat на системах Macintosh, Windows, DOS и Solaris, однако скоро должны появиться версии для других рабочих станций. АСМ Siggraph использовал его для подготовки на компакт-дисках трудов своих конференций в течение трех лет, что оказалось достаточно эффективным для издания такого типа.
В сетевом издании актуальной является скорость, с которой информацию можно загрузить на компьютер читателя. Существует ряд факторов, влияющих на эту скорость; если связь осуществляется через модем, то ограничением становится скорость передачи данных модема; если информация загружается с сервера локальной сети, то пропускная способность сети снижается; если читатель работает с Internet, то скорость сдерживает соединения с Internet. Во всех трех случаях есть ограничивающее пропускную способность сети в целом свое узкое место, которое, по мере возрастания сетевого трафика, может дать о себе знать.
Ведется много разработок, способных повлиять на облик сетевого издания. Одно из направлений исследований касается того, как сделать сети дружелюбно-деловыми. Здесь мы сталкиваемся с проблемами подтверждения права доступа читателя к документу. Немаловажны также вопросы, связанные с ведением финансовых операций в интерактивном режиме и с защитой информации, передаваемой по сети. Само собой разумеется, что при работе в данной области возникают финансовые затруднения, разрешить которые предполагается в течение следующего года.
Другая область исследований затрагивает методы сжатия данных; тут ключевым вопросом является сокращение размера составляющих публикацию файлов (чем меньше объем, тем выше скорость передачи). Разработаны более эффективные способы хранения цифровых изображений и фильмов; исследуются пути расширения возможностей сетевых систем; разрабатываются такие стандарты, как VRML и дополнения к HTML, обеспечивающие утонченное взаимодействие и дополнительные средства оформления.
Издание на диске
Как мы уже убедились, компакт-диски очень удобны для распространения электронных публикаций. Один из привлекательных аспектов компакт-дисков состоит в том, что они недороги в подготовке и изготовлении. Как только электронный документ скомпонован, можно использовать программу для создания дискового образа - точной копии того, что будет содержать диск. Программные средства помогут вам моделировать и тестировать чтение публикации с компакт-диска, работая с жестким диском. Затем с помощью специальных устройств можно записать дисковый образ на CD-R или DAT и послать этот пробный диск другим пользователям для проверки или изготовителям для тиражирования. Сегодня в США программное обеспечение по управлению дисками и CD-R в одном корпусе стоит от 2 до 5 тыс. долл. - цена, которую легко компенсировать несколькими проектами, связанными с подготовкой дисков.
Последовательность и длительность операций изготовления дисков обычно выглядит следующим образом:
Таким образом, требуется около двух месяцев от начала изготовления упаковки до того момента, когда издатель получает готовые диски. Имеются также более подробные выкладки по стоимости каждого этапа, которые, однако, в данной публикации опущены.
Издание в интерактивном режиме
Издание в интерактивном режиме включает в себя предоставление пользователям доступа к публикациям через в высшей степени популярные ныне коммерческие и исследовательские сети. Это требует от издателя подготовки публикаций таким образом, чтобы они могли восприниматься всеми компьютерными платформами, в том числе и обладающими ограниченной скоростью передачи.
Способов снизить стоимость разработки содержания публикации и подготовки ее в электронном виде, увы, нет. Все, что можно сделать, - это снизить затраты на изготовление и распространение. В данном случае затраты образуются из необходимости установки сетевого доступа в виде выделения сервера с диском достаточной емкости и линиями связи для того, чтобы пользователи легко могли бы загружать или читать публикации. Пока не накоплено достаточной статистики, чтобы сравнить затраты такой системы с затратами на изготовление дисков, но ошибочно предполагать, что возможно организовать издание в интерактивном режиме без всяких затрат.
Сейчас интерактивные публикации очень популярны для некоммерческих изданий, например, Web-страниц или технических докладов. Как только будет решена проблема с контролем доступа, сразу может быть ограничен доступ к публикациям только подписчиками и тогда, вероятно, технические профессиональные общества начнут широко издавать свои труды интерактивным способом. Если рекламодателю станет выгодно помещать рекламу в интерактивных документах, часть "электронных журналов" будет издаваться на средства, полученные от рекламы. Вероятно, в скором времени публикации на носителях, требующих большой емкости памяти или сложных схем размещения материала, утратят свою актуальность в сравнении с интерактивным изданием.
Литература
[1] Berners-Lee, Tim and Daniel Connolly, "Hypertext Markup Language", проект Internet, доступный из infocern.ch.
[2] Berners-Lee, Tim, "Hypertext Transfer Protocol", проект Internet, доступный из info.cern.ch.
[3] Buford, John Е Koegel, Multimedia Systems, SIGGRAPH Books/Addison-Wesley, 1994.
[4] Cunningham, Steve, С. Steven Langer, Judson Rosebush, and Breck Rowell, How to Produce Your Own CD-ROM, Siggruph 94 Course Notes.
[5] Cunningham, Steve, and Judson Rosebush, Electronic Publishing on CD-ROM, O'Reilly & Associates, 1995.
[6] FAQ, alt.cd-rom, доступный через ftp из ftp.cdrom.com как /pub/cdrom/faqq.
[7] ISO 9660 Standard, American National Standards Institute, 1988.
[8] lSO 10149 Standard, American National Standards Institute, 1989 (Yellow Book standard).
[9] Murray, Jumes О. and William van Ryper, Encyclopedia of Graphics File Formats, O'Reilly & Associates, 1994.
[10] Д. Ватолин, "MPEG - стандарт ISO на видео в системах мультимедиа" - Открытые системы, 3, 1995 с. 66-69.
*) Возможно, имеются в виду средства, используемые в системах виртуальной реальности: звук, механические воздействия на органы чувств человека и т. п. - Прим. ред.