Мобильные технологии M2M — общее название технологий, которые позволяют машинам обмениваться информацией друг с другом или же передавать ее в одностороннем порядке. Это могут быть проводные и беспроводные системы мониторинга датчиков или каких-либо параметров устройств (температура, уровень запасов, местоположение и т. д.). Также под M2M понимают частную реализацию технологии c использованием мобильных решений — Mobile-to-Mobile.

По данным экспертов J’son & Partners Consulting, первыми потребителями таких услуг в нашей стране стали крупные автопарки, отслеживающие местоположение своего транспорта. Затем к ним присоединились заказчики из финансовой сферы, применяющие сервисы M2M для обеспечения связи со своими розничными точками обслуживания клиентов. Большой толчок в развитии рынок получил за счет повсеместного распространения терминалов оплаты услуг. Это уникальное для России и стран СНГ явление стимулировало развитие автономной связи между компьютерными устройствами на базе каналов сотовой связи.

Неожиданный и взрывообразный

Долгое время интерес к услугам М2М рос довольно скромными темпами. Клиентов было немного, да и маржинальность данного вида сервисов невелика. Однако в последние годы интерес операторов к сегменту М2М значительно увеличился, поскольку количество подключений новых клиентов стало резко расти. По словам представителей компании МТС, взрывообразный рост новых подключений M2M был зафиксирован в 2011 году. Тогда этот показатель составил почти 100%.

А в «ВымпелКоме» говорят, что существенный рост активной абонентской базы в сегменте М2М был отмечен в 2012 году, когда количество подключений увеличилось более чем на 60% по сравнению с 2011 годом. При этом выручка от телематических сервисов за 2012 год выросла на 909%.

По оценкам J’son & Partners, российский рынок услуг передачи данных между техническими устройствами через сети мобильных операторов увеличивается более чем на 70% в год. В период с 2010-го по 2015 год количество SIM-карт, используемых в сервисах M2M, должно вырасти примерно в 15 раз и превысить 18 млн. В настоящее время рост рынка M2M значительно опережает средние темпы роста мобильного рынка в целом, что обеспечивает операторам увеличение выручки от данного направления до 80% каждый год.

Отчеты аналитиков позволяют судить о том, что российский сегмент телематических услуг сегодня вполне сформировался, определились его основные участники, лидеры и потребители. По оценкам «Директ Инфо», первое место среди поставщиков услуг М2М принадлежит МТС, второе – «ВымпелКому», третье – «МегаФону». На «большую тройку» совокупно приходится более 85% рынка (оставшиеся 15% делят Tele2, «Ростелеком» и M2M MNVO-операторы).

Направления роста

Аналитики «Директ Инфо» называют основными драйверами рынка мобильного М2М в 2011-2012 годах следующие направления: внедрение навигационных систем (ГЛОНАСС, GPS) на пассажирском, спецтранспорте и в сфере грузовых перевозок; развитие электронных платежных систем; рост продаж оборудования с функциями М2М в потребительском сегменте (в первую очередь, автомобильных навигаторов, информирующих о дорожных заторах). Также растет спрос на «умные» устройства для автоматической передачи информации в энергетике, на системы безопасности для автомобилей и домов, услуги телемедицины.

Дмитрий Солодовников, руководитель направления по взаимодействию со СМИ МТС, отмечает, что в настоящее время рынок телематических услуг в России «развивается преимущественно в корпоративном сегменте – компании используют современные телеком-решения для сокращения затрат, оптимизации бизнес-процессов и увеличения прибыли». По его словам, наибольшим спросом сервисы М2М пользуются в таких областях, как мониторинг транспорта (занимает 40% рынка М2М), организация систем безопасности (20%), подключение банкоматов и платежных терминалов, удаленный мониторинг промышленных устройств (12%). На потребительскую электронику – навигаторы, трекеры – приходится пока около 10% рынка М2М. Есть все основания полагать, что перечисленные направления будут обеспечивать развитие данной сферы в ближайшие годы.

А Сергей Балашов, менеджер по продуктам телематических решений и сервисов «ВымпелКома», привел пример того, как использование телематики позволило московской сети кафетериев сократить расходы и увеличить прибыль. Он рассказал, что данная компания благодаря системе мониторинга транспорта решила сразу несколько задач. Во-первых, сети удалось свести к минимуму задержки с доставкой продуктов: после внедрения решения М2М водители и управляющие кафе стали четко соблюдать временной регламент. Также компания смогла оптимизировать маршруты доставки: оказалось, что машины могут объезжать на два объекта больше, и это позволило продать часть автопарка.

По мнению Солодовникова, с развитием социальных сфер, таких как образование, медицина, и с появлением новых технологических решений по встраиванию SIM-карт в бытовые приборы, рынок потребительской телематики будет расти. Уже сейчас наибольшую динамику – до 80% в год – демонстрируют телемедицина, государственные услуги, торговля через автоматы (вендинг).

Солодовников уверен, что внедрение телематических решений позволит решать многие повседневные задачи как отдельных граждан, так и всего государства – от мониторинга здоровья пожилых родственников до автоматического учета расходов электроэнергии. На следующем этапе развития массовое применение М2М позволит улучшить качество жизни, сократить число аварийных ситуаций, экономить ресурсы. Для иллюстрации этого тезиса Солодовников рассказал о том, что совместный проект МТС и МОЭК в Москве в сфере ЖКХ по мониторингу расхода энергоресурсов дает организации ежегодную экономию до 300 млн руб. По его мнению, в масштабах всей страны внедрение подобных решений позволило бы экономить миллиарды, которые могли быть направлены на развитие дорог в регионах, медицины, образования, науки.

М2М для всех

Учитывая то, сколь большие надежды операторы «большой тройки» возлагают на развитие сегмента телематических услуг, неудивительно, что уже сегодня в портфеле каждого из них есть большой спектр предложений для клиентов из различных сфер.

В арсенале «ВымпелКома» сегодня самая широкая линейка телематических услуг. Сергей Балашов отмечает: «Мы делим наши М2М-услуги на два основных направления: М2М connectivity, то есть все, что связано непосредственно с нашим основным бизнесом — мобильной связью, и комплексные М2М-решения.

По его словам, к первой группе относятся разнообразные дополнительные услуги, которые значительно упрощают и удешевляют работу с беспроводной связью. Например, флагманский продукт «ВымпелКома» — «Центр управления М2М» — значительно облегчает работу с интегрированными в М2М-устройства SIM-картами для компаний разного масштаба. Вместе с этим решением оператор предлагает дополнительные услуги по защите каналов передачи данных (IP static/dynamic, мобильный VPN, выделенные APN) и специальные SIM-карты (термостойкие и прочные).

Ко второй группе М2М-услуг в «ВымпелКоме» относят готовые М2М-решения для выполнения определенных задач. Например, услуга «Видеоконтроль» — комплексное решение для наблюдения за помещениями. В состав М2М-решения входят датчики, объединенные с центральным модулем управления (MMS-камерой) и веб-интерфейсом для настройки и управления системой. К камере можно подключать любые комбинации датчиков (в том числе от разных поставщиков) в количестве до 15 штук. Возможности решения позволяют применять различные сценарии реагирования на события: например, после срабатывания датчика может включаться сирена, открываться дверь, пересылаться фото, SMS и т. д.

К этой же группе представитель «ВымпелКома» относит и запущенный в конце прошлого года сервис Pay me, использование которого позволяет при передаче товара или оказания услуги принимать оплату через банковскую карту. По его словам, решение хорошо защищенное и простое в эксплуатации, в отличие от классических POS-терминалов.

МТС предлагает своим клиентам использовать специализированный портал «М2М-менеджер». Сервис позволяет в режиме реального времени настраивать и контролировать в сетях мобильной связи МТС работу различного технологического М2М-оборудования. Управление доступно как с помощью веб-интерфейса с экрана с любого компьютера, так и с помощью API-интерфейса, который помогает интегрировать с порталом специализированные ИТ-системы клиента.

Другие операторы связи, предоставляющие М2М-решения, пока не могут похвастаться солидным портфелем услуг. Они стараются концентрироваться на двух-четырех секторах бизнеса и предлагать сервисы, ориентированные на специфические нужды клиентов. Например, компания «Энфорта», по словам ее заместителя генерального директора по коммерции Олега Тайнова, обслуживает около 70% банков России. Именно этот сектор является основным потребителем телематических услуг компании. Финансовым организациям «Энфорта» предлагает сервисы М2М с удобными схемами тарификации и дополнительными опциями безопасности. Олег Тайнов отмечает: «Наши услуги для М2М изолированы от сети Интернет и имеют дополнительные способы ограничения IP-портов и МАС-адресов». Также оператор активно сотрудничает с предприятиями из сферы ЖКХ, среди которых востребована телематическая услуга видеонаблюдения.

Перспективы развития мобильного М2М в России видят не только операторы, но и производители телекоммуникационного и ИТ-оборудования. Они предлагают свои разработки для расширения возможностей телематических решений. Так, в прошлом году компания Ericsson объявила о стратегическом сотрудничестве с «МегаФоном» в области развития M2M-коммуникаций. Производитель предоставил оператору облачное решение Ericsson Device Connection Platform, позволяющее осуществлять экономически эффективное управление большим количеством подключенных устройств. Платформа Ericsson может управлять подписками, подключенными устройствами и порталом по обслуживанию подключений. С ее помощью клиенты «МегаФона» могут вести гибкий мониторинг SIM-карт, работающих в М2М, и выбирать оптимальные тарифы.

Жизнь в обществе машин

Основные участники рынка мобильного М2М говорят о перспективах его дальнейшего развития исключительно в позитивном ключе. Никто не сомневается, что это направление ждет разнонаправленный рост, все предсказывают скорейшее проникновение телематических услуг во все сферы экономики и социальной жизни. Балашов из «ВымпелКома» назвал лишь один барьер для развития рынка М2М – это нежелание крупных игроков (Sony, Garmin, Amazon и др.) выступать в России не в качестве поставщиков «железа», а в качестве сервис-провайдеров, которые позволили бы клиентам оплачивать непосредственно сервисы и контент, а затраты по трафику брали бы на себя. Впрочем, некоторые тенденции говорят о том, что такие бизнес-модели вскоре появятся и на отечественном рынке.

Таким образом, скорее всего, Россия с минимальным отставанием от развитых стран войдет в эпоху Интернета вещей, которая должна наступить в 2015-2016 годах, если верить аналитикам. В Juniper Research прогнозируют, что рынок M2M-устройств в мире вырастет до 400 млн к концу 2017 года со 110 млн в текущем году. А в «Директ Инфо» сообщают, что в 2016 году рынок межмашинного взаимодействия в России может вырасти до 23 млн устройств.

Крупные производители ИТ-решений (в частности, Cisco, Ericsson) и вовсе прогнозируют, что к 2020 году в мире будет насчитываться порядка 50 млрд подключенных устройств, которые будут взаимодействовать с приложениями и системами управления посредством мобильных сетей. На конференции Cisco 2013 Editors Conference президент компании по продажам и разработкам Роб Ллойд заявил, что благодаря развитию «всеобъемлющего Интернета» (Internet of Everything) компании мира смогут за десять лет заработать 14,4 трлн долл. 27% дополнительных доходов получат компании производственного сектора, 11% — торговли, по 9% — информационных услуг и финансов, а также страхования.

Человек машине — друг?

Можно было бы порадоваться за участников такого перспективного, в том числе и для России, рынка, и поставить на этом точку. Однако придется ограничиться запятой, а то и вопросительным знаком, и задуматься о том, что такое количество миллиардов долларов не может остаться без внимания со стороны киберпреступников. Теоретически в любое межмашинное взаимодействие может вмешаться человек, а значит, угрозы безопасности существуют, они реальны, и о них не стоит забывать. И если зараженный вирусом холодильник, заказывающий самостоятельно ненужные продукты из магазина скорее повод для шуток, чем для серьезного беспокойства, то крупные энергетические системы или ракетные установки, попадающие под контроль злоумышленников, — угроза комфортному существованию в глобальном масштабе.

Дмитрий Евдокимов, руководитель исследовательского центра Digital Security, назвал несколько критичных угроз безопасности в сфере М2М. Во-первых, это компрометация сервера, поскольку именно там находится вся полученная информация и оттуда осуществляется управление всеми устройствами. Во-вторых, это небезопасный канал передачи данных, из-за которого может появиться либо утечка данных, либо возможность подмены передаваемых данных. В-третьих, это потенциальное удаленное неавторизованное переконфигурирование конечных устройств злоумышленником.

Киберпреступники, используя различные уязвимости, могут реализовывать атаки разной степени сложности на устройства, включенные в цепочки М2М. К ним можно отнести атаки на протокол взаимодействия (MiTM, DoS), на ядро сети (а именно на мобильного сетевого оператора, предоставляющего сервис для M2M-системы), на личные и персональные данные пользователя, на конфигурацию устройства (используются ошибки, которые были допущены в процессе настройки аппаратуры), на веб-панель администрирования. Не стоит также забывать и о физическом доступе к системам: преступник попросту может «перепрошить» устройство, включив вредоносный функционал, или получить доступ к критичным данным. В том случае, если злоумышленнику удастся завладеть идентификационной информацией устройства, он теоретически может создать копию или клон устройства для использования в своих целях.

Евдокимов предупреждает, что M2M-системы будут все больше привлекать внимание злоумышленников. Чем большее распространение получат технологии межмашинного взаимодействия, тем более критичным будет становиться их применение. Нельзя допускать, чтобы в системах М2М появлялись слабые звенья, поскольку они мгновенно привлекут внимание преступников. Чтобы свести к минимуму возникновение инцидентов в сфере ИБ, необходим комплексный подход. Контроль должен осуществляться на всех стадиях: от разработки систем М2М и их внедрения до регулярных проверок в ходе эксплуатации (включая аудит ИБ).

На сегодняшний день не существует отрасли ИТ, полностью защищенной от инцидентов в сфере информационной безопасности. С момента обнаружения уязвимости до ее закрытия всегда проходит определенное время, которое могут использовать злоумышленники в своих целях. К тому же пресловутый человеческий фактор может стать решающим «слабым звеном» в любой системе в критический момент. Поскольку отдельно от людей машины жить пока не могут, оптимизм по поводу тотального засилья М2М-технологий должен разбавляться изрядной долей скепсиса.

ТОЛЬКО ФАКТЫ

 

В отраслевой сткруктуре мобильных M2M-устройств будет расти доля систем мониторинга транспорта и подвижных объектов. Если в 2011 году они занимали 25% от всех подключенных M2M-устройств, то к 2016 году их доля вырастет до 64%. Это связано с развитием проектов в бласти ГЛОНАСС и, в частности, законодательными актами, предусматривающими обязательную установку систем мониторинга транспорта во все новые автомобили с 2013-2014 гг (в рамках развития системы экстренного реагирования на автоаварии ЭРА ГЛОНАСС).

Общение машин без преград

* Прогноз

ИСТОЧНИК: «ДИРЕКТ ИНФО», 2012