Андрей Патока: «Услуги, связанные с передачей видео, сейчас стали особенно интересны рынку, потому что их потребительские характеристики все больше соответствуют ожиданиям клиентов». Источник: «Билайн» |
«Билайн» широко известен как поставщик услуг персональной мобильной связи. Это его одно лицо. Но есть и другое: менее разрекламированная сторона деятельности оператора связана с обслуживанием деловых пользователей. О ней рассказывает вице-президент по развитию корпоративного бизнеса «ВымпелКома» Андрей Патока.
Сегодняшнее предложение «Билайна» для корпоративного рынка весьма обширно. Какие продукты и услуги составляют сейчас основу корпоративного бизнеса «ВымпелКома» в России?
В продуктовой линейке «Билайна» сегодня более 70 различных предложений для корпоративных абонентов — даже больше, чем обычно бывает на массовом рынке. Это связано с тем, что у нас очень разнообразная клиентская база. Если брать итоги прошлого года, то нашими услугами пользуются около 250 тыс. предприятий и организаций по всей России. Они приобретают у нас услуги и мобильной, и фиксированной связи, конвергентные решения. Наши заказчики очень разные не только с точки зрения отраслевой принадлежности, у них и масштаб бизнеса очень разный. Поэтому им нужны совершенно разные информационные и коммуникационные продукты и услуги. Если для небольшой компании, где работает 10 человек, достаточно наших базовых услуг связи (телефония, передача данных, Интернет), то для крупных корпораций или представителей банковского сегмента необходим сложный набор услуг, который подразумевает создание виртуальных частных сетей для соединения распределенных офисных структур. Причем эти сети довольно быстро мигрируют из среды фиксированной связи в мир беспроводных технологий. Рыночная позиция универсального оператора гарантирует массу преимуществ, поскольку нет таких телекоммуникационных решений, которые мы бы не могли предоставить клиентам. А наиболее перспективным продуктовым направлением являются сервисы передачи данных. В последние годы мы наблюдаем устойчивую тенденцию роста доходов от них. К примеру, в сегменте корпоративного бизнеса выручка «Билайна» от услуг мобильного Интернета увеличилась за прошлый год на 61%. Одновременно растет и выручка от передачи данных в фиксированных сетях.
Велика ли доля корпоративного направления в общем объеме выручки «ВымпелКома»?
Сейчас уже достаточно велика. По итогам 2011 года корпоративные клиенты принесли нам чуть больше четверти от всей выручки. Эта доля год от года растет. Но важен не только объем бизнеса в данном сегменте. Корпоративные клиенты — совершенно особая часть наших пользователей, наиболее требовательная. Через них мы развиваем самые современные продукты и услуги, что в конечном счете приводит к росту общей абонентской базы. Все те люди, которые работают в офисах наших клиентов и пользуются услугами связи «Билайн», имеют родных и близких. Мы стараемся сделать так, чтобы наши корпоративные предложения учитывали это обстоятельство, и у нас имеется немало продуктов и услуг, адресованных не только сотрудникам предприятий, но и членам их семей. Таким образом, корпоративный рынок представляет для «ВымпелКома» одно из приоритетных направлений развития.
Расскажите, пожалуйста, о стратегии компании на рынке корпоративных облачных сервисов.
Чтобы быть еще успешнее на корпоративном рынке, нам нужно уметь предоставлять бизнес-абонентам услуги, в которых заинтересованы и мы сами. Ведь «Билайн» — один из самых крупных корпоративных заказчиков в России. А мы все больше склоняемся к тому, чтобы передать наиболее затратные функции на аутсорсинг. Сейчас «Билайн» реализует ряд проектов по передаче части сетевой инфраструктуры на обслуживание специализированным организациям. И мы считаем, что наши клиенты заинтересованы в том же самом — в оптимизации затрат на технологическую инфраструктуру. Сейчас многие наши абоненты готовы отдать оператору связи на аутсорсинг большую часть задач, связанных с телекоммуникационным и информационным обеспечением бизнеса. И мы много работаем над развитием продуктов, поддерживающих данную концепцию. Например, у нас есть услуга «Умный офис», которая не предполагает покупки клиентом дорогостоящего вычислительного оборудования. Мы сами предоставляем и устанавливаем клиенту все «железо», необходимое для подключения телефонии и Интернета в офисе, организуем корпоративные сети. В итоге наш заказчик платит около 2 тыс. руб. в месяц за рабочее место и получает готовую инфраструктуру, которой можно управлять через обычный веб-интерфейс. Это принято называть управляемыми услугами. И мы считаем, что в этом заключается будущее наших услуг в области фиксированной корпоративной связи. Облачные вычисления — логическое продолжение аутсорсинга. Многие программные решения, которые используются в бизнесе сегодня, уже нет смысла обслуживать самостоятельно — компаниям гораздо выгоднее перейти на модель SaaS. В облачной сфере наш главный технологический партнер сегодня — корпорация Microsoft. Мы предоставляем нашим клиентам облачное решение Microsoft Office 365 в пакете с телекоммуникационными услугами.
Вы могли бы подвести какие-то итоги продвижения Office 365? Сервис ведь предоставляется уже несколько месяцев.
Так как облачные сервисы не так давно стали появляться на нашем рынке, мы не ожидали какого-то колоссального спроса на облачный офис Microsoft на стартовом этапе. Для нас сейчас важно понять, как правильно представить продукт на рынке, рассказать о его преимуществах и заинтересовать заказчиков приобретать его у нас. Теперь мы предполагаем перейти к массированным продажам Office 365 нашим клиентам. А сейчас еще рано подводить итоги, мы планируем сделать это в середине года. В настоящее время значительное количество клиентов «Билайна», причем многие из них представляют собой крупные корпорации и предприятия, проводят активное тестирование облачного офиса. Это обычная практика, предшествующая продаже инновационных решений.
Как будет развиваться набор корпоративных услуг в области видео?
Услуги, связанные с передачей видео, сейчас стали особенно интересны рынку, потому что их потребительские характеристики все больше соответствуют ожиданиям клиентов. До сих пор развитие этого направления сдерживалось из-за недостаточной пропускной способности каналов. Сегодня наконец-то и на фиксированных линиях связи, и в сотовых сетях можно реализовать видеосвязь надлежащего качества. Но при этом пока все-таки ни одна из беспроводных сетей не может соревноваться в производительности с фиксированными коммуникациями. В корпорациях видеоконференц-связь — довольно популярная услуга.
Если говорить о наших планах, мы будем развивать видеосервисы в сотрудничестве со стратегическими партнерами. В частности, мы рассматриваем проект взаимодействия с Cisco по реализации сервисов телеприсутствия. Уже в этом году мы планируем представить решение, позволяющее объединить все современные технологии и способы взаимодействия: любые форматы видеосвязи — от веб-конференций до TelePresence; совместные презентации и работу с документами, доступ к корпоративному справочнику, календарю, другим ресурсам. При этом получить доступ к услуге можно будет с помощью как фиксированных, так и мобильных устройств.
Как вы оцениваете перспективы развития бизнеса в области M2M?
Мы с большой надеждой смотрим на данное направление. Прежде всего потому, что развитие технологий M2M обеспечивает кардинальное увеличение числа устройств, которые будут подключаться к нашим сетям. Причем большинство этих устройств будет принадлежать корпоративным клиентам. Мы развиваем услуги М2М в двух направлениях. Первое — передача данных между различными автоматизированными системами. Мы предоставляем клиентам специальные тарифные программы, учитывающие особенности генерации трафика этими системами. Чтобы обеспечить пользователям возможность в реальном времени контролировать работу своих устройств М2М, мы предлагаем им использовать разработанное на базе многофункциональной платформы Jasper Wireless решение «Центр управления М2М». Это весьма востребованный сервис и практически уникальный на нашем рынке. Количество пользователей этого продукта ежемесячно прирастает на 115%, а выручка от него — на 150%. Второе направление развития — комплексные М2М-решения, которые предусматривают оказание нашим заказчикам полного спектра услуг, включая организацию каналов связи, поставку и монтаж оборудования. Например, в прошлом году мы запустили собственное решение по мониторингу автотранспорта «Автомониторинг», оно поддерживает и американскую систему навигации GPS, и российскую ГЛОНАСС. Прирост пользователей этой услуги за последние три-четыре месяца составил в среднем 170%, а выручка за услуги мониторинга увеличилась на 120%. Кроме сферы мониторинга транспорта мы активно развиваем M2M-решения в области безопасности, «умного дома», энергетики, платежных систем. Уже нынешней весной мы начнем продавать по всей стране новое комплексное решение «Видеомониторинг», которое состоит из разных датчиков, MMS-камеры и веб-приложения. С ним можно не беспокоиться, что в вашем офисе или доме возникнет пожар или кто-то проникнет внутрь. При срабатывании любого из датчиков на телефон придет SMS и MMS. Кроме этого, можно перезвонить на пульт управления и прослушать, что происходит в помещении.
Следующий вопрос — об LTE. Об этой технологии столько сказано на всевозможных конференциях и столько написано! Но чего в реальности ждать корпоративным заказчикам «Билайна» от перехода к 4G?
«ВымпелКом», как и другие участники рынка, планирует построить свою сеть LTE, но не исключает возможности партнерских взаимодействий в рамках перехода к четвертому поколению сотовой связи. Мы уже модернизируем свою сеть 3G, исходя из технических требований по поддержке LTE. Этот стандарт на порядок улучшает пропускную способность каналов передачи данных в мобильных сетях. Открываются совершенно новые возможности по формированию продуктов корпоративного класса. Но пока соответствующие решения находятся в стадии проработки и проектирования. Практика показывает, и это видно на примере 3G, что потребитель выигрывает не тогда, когда оператор запускает новую сетевую технологию, а после того, как на рынке появятся готовые решения для потребителей. Прежде всего, на рынке должны появиться пользовательские устройства. Когда клиент сможет приобрести в магазине новое устройство и оно обеспечит ему новые возможности, вот тогда можно будет говорить, что сеть нового стандарта что-то поменяла в нашей жизни. Уверен, больше других заинтересованы в решениях на базе LTE будут именно корпоративные клиенты, поскольку у них значительно более высокие требования к сетям передачи данных. По сути, мы впервые в истории получим возможность сделать действительно мобильным рабочее место человека, независимо от того, чем он занимается и где находится. С помощью LTE мы сможем предоставить клиентам и высококачественную мобильную видеоконференц-связь, и услуги по переброске значительных объемов информации, а также ускорить и упростить работу по бесперебойному телекоммуникационному обеспечению клиентов, переезжающих в другой офис, особенно в тех городах, где наше присутствие на рынке фиксированной связи пока не достигло оптимального уровня.
Надо полагать, основная часть корпоративной абонентской базы (как и основная часть российского бизнеса) сейчас сосредоточена в Москве? Каковы перспективы продвижения корпоративных услуг «Билайна» в регионах?
Наша стратегия нацелена на рост доли корпоративного рынка. Например, в 2011 году мы увеличили эту долю на 2%. Для того чтобы закрепить и улучшить результат, мы продолжим расширять наше организационное присутствие в регионах. Будем формировать коммерческие команды, способные эффективно взаимодействовать с корпоративными клиентами в тех регионах, где нас еще нет, и укреплять те команды, которые у нас уже есть. Мы также продолжим фокусировать нашу продуктовую линейку на корпоративный рынок, будем упрощать тарифные планы. Убежден, что корпоративный клиент в области мобильной связи хочет иметь максимально прозрачное ценовое предложение, чтобы эффективно контролировать свои расходы на связь. В тех регионах, где у нас есть фиксированные сети, мы намерены развивать конвергентные решения, чтобы получить максимальную отдачу от нашей сетевой инфраструктуры. За прошлый год мы удвоили (до 74) число городов, где заказчикам доступно наше флагманское конвергентное решение «Единая сеть офисных и мобильных». В городах присутствия мы активно подключаем к своей сети и будем продолжать подключать здания коммерческой недвижимости — офисы, торговые центры и т. п. И, естественно, будем готовиться к развитию сетей 4G.
В Москве, Петербурге и других городах, где у нас традиционно высокая доля корпоративного рынка и очень хорошо развиты сети фиксированного доступа, мы будем также продолжать адресную работу со всеми клиентами — как с крупными компаниями, так и с малым бизнесом.