ВЕБИНАР ПОЗВОЛЯЕТ охватить более широкую и территориально распределенную аудиторию, включая людей, принимающих решения Иллюстрация: Radvision |
В последние годы значительное распространение в мире получили веб-конференции и вебинары, активно используемые при продвижении товаров и услуг, в образовательных целях и для организации внутрикорпоративных совещаний. Хотя технологии, применяемые для их проведения, сами по себе сегодня являются общим местом, для растущей популярности онлайновых мероприятий в наши дни есть веские причины.
Слово «вебинар» – прямая калька с английского webinar; оно обозначает семинар, организуемый через Web. Первые такие мероприятия состоялись в конце 90-х годов прошлого года с применением Plato – небольшой автономной коммуникационной системы, позволявшей через Сеть связать единственный терминальный класс с центральным компьютером. В 1998 году слово «вебинар» в качестве товарной марки попытался даже зарегистрировать Эрик Корб, основатель компании ComLinx, предлагавшей клиентам услуги проведения онлайновых совещаний, но отстоять свое право на данный термин он не сумел.
Вебинар в первую очередь представляет собой онлайновую конференцию, ориентированную на охват широкой аудитории. Помимо самой возможности в режиме реального времени донести информацию до участников, находящихся в разных уголках земного шара, вебинар позволяет решить множество задач – от проведения коротких продуктовых презентаций до организации тренингов, от чтения лекций до созыва корпоративных совещаний. При этом в ряде случаев ведущий вебинара может и сам находиться где угодно, главное – наличие современного компьютера (ноутбука) и канала доступа в Интернет.
Технологическая подоплека
За годы своего развития технология вебинаров проделала значительный путь от преимущественно «однонаправленного» формата, активно задействующего традиционную телефонию, до высокоинтерактивных мероприятий, базирующихся на современных интернет-технологиях. Когда-то вебинары походили на лекции, для прослушивания которых участники использовали обычные телефоны, а слайды демонстрировались им по Интернету. По сути, речь шла об аудиоконференциях, дополненных визуальным рядом. Конечно, телефон позволял наладить определенную обратную связь со слушателями, однако, скажем, о совместной работе с документами при таком сценарии не могло бы и речи.
Упоминание нескольких разновидностей вебинаров и веб-конференций (текстовые, аудио- и видео-) в англоязычных материалах можно встретить по сей день, однако современный уровень развития IP-технологий позволяет все эти модификации слить воедино. Сегодня ведущему и участникам вебинаров доступны такие функции, как использование удаленных маркеров для выделения элементов на демонстрируемых слайдах, живое или потоковое видео, позволяющее, в частности, просматривать мультимедийный контент в ходе вебинара, голосовая связь по технологии VoIP, коллективный веб-серфинг, включая обмен ссылками на веб-страницы, скриптами и данными интернет-сеансов для облегчения и синхронизации просмотра веб-ресурсов, видеозапись, в том числе на стороне клиентов, мгновенный обмен текстовыми сообщениями, организация опросов, разделяемый доступ к файлам, приложениям и рабочим областям на компьютерах ведущего и других участников вебинара.
С технологической точки зрения вебинары могут основываться на трех группах решений. Один из вариантов – использование специального оборудования, прежде всего для поддержки высококачественных видео и звука, а также записи вебинара в целях его последующей трансляции через Интернет. Участникам вебинара с использованием видео требуются микрофоны, наушники и веб-камеры, однако конфигурации большинства современных ноутбуков таковы, что отдельно приобретать перечисленные устройства уже нет необходимости.
Другой сценарий – программные решения, которые часто используются для организации внутрикорпоративных вебинаров. Популярность онлайновых мероприятий привела к тому, что сегодня приложения для их организации предлагает множество фирм, среди которых есть как крупные ИТ-компании (Adobe, Citrix, Cisco, Google, IBM, Microsoft, Yahoo), так и разработчики нишевого ПО. В качестве инструментов для организации веб-конференций и вебинаров можно использовать Adobe Acrobat Connect, Agile Live, BeamYourScreen, Central Desktop, Click2talk, CPub, discoverE, eAuditorium, eStudio, eZmeeting, Glance, Google talk, GoToMeeting, Hello, IMlogic, IBM Lotus Sametime и IBM LotusLive, Instant Teleseminar, Jabber, LiveLook, MegaMeeting, Microsoft Live Meeting, MyMeeting123, Netviewer, Ready Talk, ScreenStream, ShareItNow, TelSpan, Webtrain, WebEx MeetMeNow, WeMeeting, Yahoo Messenger, Yugma. Список можно продолжать и продолжать. Отдельные компании предлагают серверные решения, которые позволяют заказчику развернуть сервис веб-конференций на базе собственной серверной инфраструктуры. Примером здесь может служить Microsoft Office Communications Server (Lync Server).
Разобраться в таком обилии предложений не так-то просто. Прежде чем сделать выбор в пользу конкретного решения, заказчику помимо цены стоит принять во внимание несколько факторов, например максимально возможное число участников, совместимость с различными браузерами, поддержку основных операционных систем. На сегодняшний день около трети представленных на рынке продуктов не поддерживает Linux, да и возможность работы из среды Mac OS предоставляется далеко не всеми решениями. Поддержка обмена текстовыми сообщениями, передачи видео и голоса обеспечивается практически по умолчанию, качество же самого видео оказывается разным. Стандарт VGA, включая расширения SVGA и QVGA, поддерживается повсеместно, а вот средства работы с видео высокого разрешения присутствуют от силы в дюжине приложений из полусотни. Существенные различия между продуктами разных компаний обнаруживаются в области более «продвинутых" функций, таких как совместный доступ к файлам и приложениям, а также к ограниченной части экранной рабочей области, загрузка файлов. ppt и. pdf, совместный веб-серфинг, возможность записи вебинара для последующего просмотра или трансляции, поддержка мобильных устройств, разграничение прав доступа участников, включая приватное общение с отдельными участниками и участников между собой, шифрование данных.
Наконец, третья возможность – обращение к услугам провайдера, предоставляющего на своих серверных ресурсах все необходимое для проведения вебинаров. Выбор здесь сегодня также огромен, хотя по своей функциональности и тарифной политике предложения разных компаний различаются весьма заметно. Одни компании взимают с организаторов поминутную плату за каждого участника, другие тарифицируют только количество пользователей, независимо от продолжительности семинаров, третьи предлагают фиксированную месячную или годовую абонентскую плату. При этом в случае абонентской платы максимальное число участников вебинара может быть лимитировано.
Наряду с этим на рынке есть и бесплатные сервисы, однако, делая выбор в их пользу, надо быть готовым к тому, что возможности предоставляемого сервиса окажутся довольно ограниченными. Это может касаться как поддержки функций совместной работы и разграничения полномочий среди участников вебинара, так и использования провайдером устаревших технологий. Если вебинар предполагает активную работу с видео, провайдер должен располагать каналами выхода в Интернет с достаточной пропускной способностью. Наконец, важно иметь в виду, что в ряде случаев на компьютеры участников требуется установка специальных клиентских приложений, а это может войти в противоречие с корпоративной политикой, запрещающей пользователям инсталлировать несанкционированное ПО.
Как и другие сегменты ИТ-рынка, сфера вебинаров не осталась в стороне от облачных тенденций. В частности, ряд провайдеров предлагает клиентам приобрести лицензии на ПО для организации веб-конференций, которое будет функционировать в облаке.
Итак
Технологии организации и ведения вебинаров в последние годы сделали заметный скачок вперед. Если несколько лет назад предлагавшиеся в этом сегменте решения отличались сложностью и дороговизной, то с появлением бесплатных продуктов и расширением функциональности вебинары стали доступными для самых разных организаций. Ключевую роль в росте их популярности сыграла простота использования. Сегодня для инициации вебинара достаточно нескольких щелчков мыши, после чего приглашения будут разосланы потенциальным участникам, а им останется зарегистрироваться и, возможно, загрузить на свои компьютеры небольшой фрагмент кода. Процесс упрощен до крайности, так что явно стоит попробовать.
Остается только один вопрос: всегда ли веб-технологии являются адекватной заменой непосредственного живого общения?
Сегодня вебинары используются для двух основных целей – прямого маркетинга и организации совещаний.
Первый сценарий напрашивается сам собой, поскольку выигрыш от переноса традиционных конференций, семинаров, лекций и тренингов в онлайн более чем очевиден. Вебинары позволяют экономить значительные средства. Результаты опросов, проводимых маркетинговыми компаниями, указывают на то, что 61% организаций-респондентов активно используют вебинары именно по этой причине. В некоторых организациях экономия бюджетов, выделяемых на проведение мероприятий, доходит до 75%. Стоимость сервиса, предоставляемого провайдерами, нередко составляет 25 центов за минуту на человека – смешная величина по сравнению с расходами на командировки, аренду зала и оборудования, оплату питания участников и т. п.
Одновременно вебинар позволяет охватить более широкую и территориально распределенную аудиторию, включая людей, принимающих решения, которые по тем или иным причинам не в состоянии посетить мероприятие традиционного формата. Более того, запись вебинара, если таковая производилась, они могут просмотреть позднее, в удобное для себя время. Вообще типичная продолжительность вебинара – один час, и любой традиционный семинар, который вместе с дорогой отнимает минимум полдня, здесь не выдерживает конкуренции. К тому же в онлайновом сценарии существующим или потенциальным клиентам не приходится непосредственно взаимодействовать с менеджерами по продажам, что для многих участников психологически более комфортно. Опросы показывают, что 83% участников считают формат вебинаров весьма удобным, 66% признают его эффективным и лишь 7% относятся к вебинарам как к пустой трате времени.
Впрочем, при всех плюсах не стоит забывать и об обратной стороне медали. Проведение вебинара на хорошем профессиональном уровне требует серьезной подготовки, организации высококачественной видеозаписи, активного продвижения данного мероприятия минимум за две-три недели до даты проведения, а это дополнительные затраты, которые поначалу неочевидны. Другая проблема связана с пониженным вниманием аудитории. Дистанционно отслеживать настрой участников вебинара, а тем более управлять им крайне сложно. Во время мероприятия их могут отвлекать коллеги по работе, телефонные звонки, звуковые уведомления о новых почтовых сообщениях и т. п. Выступающий на вебинаре во многом действует вслепую, что особенно критично при проведении тренингов — участники зачастую не задают вопросов, не просят объяснить непонятные места, а если речь идет о дистанционном освоении каких-либо программ, то с легкостью игнорируют упражнения, которые их просит выполнить инструктор. Перечисленные обстоятельства способны заметно снизить эффективность вебинара, в результате чего ресурсы на его подготовку и проведение окажутся потраченными впустую.
Последняя проблема сохраняется и применительно к внутрикорпоративным тренингам и совещаниям. И тем не менее вебинары и веб-конференции являются отличным инструментом для проведения обсуждений, особенно если к ним необходимо привлечь сотрудников, находящихся в разных офисах или работающих дома. Зачастую для этого используются приложения поддержки электронных совещаний (EMS), которые содержат специальные средства для проведения «мозгового штурма» обсуждаемой проблемы, категоризации высказанных предложений, организации голосований и эффективного структурирования дискуссии.