В конце октября британское аналитическое агентство MZA Telecom& IT Analysts опубликовало результаты исследования мирового рынка беспроводной телефонии в 2010 году. По данным агентства, в прошлом году рынок радиотелефонов смог не только восстановить свои позиции, утраченные после кризиса 2008-2009 годов, но даже продемонстрировал восходящую динамику. По подсчетам MZA Telecom& IT Analysts, за 2010 год по всему миру было продано 95 млн базовых блоков, что на 1 млн больше, чем в 2009 году, и 142 млн отдельных трубок, при этом лидирующую роль на рынке беспроводной телефонии сохранили за собой радиотелефоны, использующие технологию DECT, на их долю пришлось 79% общего числа проданных базовых блоков.
Несмотря на то что наиболее популярными остаются модели с одной трубкой (63%), исследователи MZA Telecom& IT Analysts отметили медленное, но неуклонное повышение спроса на телефоны с несколькими трубками. Так, в 2010 году спрос на модели с двумя трубками вырос и составил 25%, с тремя и четырьмя-пятью — соответственно 9 и 3% общего количества проданных аппаратов.
По-прежнему неизменным за три года осталось распределение мест среди лидеров мирового рынка DECT-телефонов. Первое место занимает компания Panasonic, чья доля увеличилась на 2% в 2010 году и составила 26, второе удерживает компания Gigaset с 15% рынка против 16% в 2009 году. Замыкает тройку лидеров китайская VTech, у нее 9% в 2010 году (+1% по сравнению с 2009 годом).
А будет ли рост?
Что касается российского рынка, то здесь распределение ведущих брендов несколько иное. Лидером также является компания Panasonic, но второе место в нашей стране занимает продукция, выпускаемая под брендом teXet, который принадлежит санкт-петербургской компании «Электронные системы «Алкотел». Третье место в последние годы удерживает компания Philips.
Существенные изменения на отечественном рынке беспроводной телефонии, по словам заместителя генерального директора компании «Электронные системы «Алкотел» Галины Корольковой, произошли в кризисном 2009 году, когда его покинул бренд General Electric и закончился срок использования бренда Siemens, его заместила торговая марка Gigaset. Кроме того, сложная экономическая ситуация привела к тому, что с рынка ушли слабые бренды, отметила Королькова. В итоге сегодня ситуация на российском рынке беспроводной телефонии, по данным MZA Telecom& IT Analysts, выглядит следующим образом: Panasonic — 50%, teXet — 17%, Philips — 12%, остальные марки — 21%. При этом общий объем рынка увеличился на 16%, а количество проданных единиц возросло с 5,3 млн до 6,1 млн единиц в течение 2010 года.
Нынешний год, как заметила Королькова, складывается менее удачно. Во-первых, уже наблюдается тенденция к снижению продаж. Например, MZA Telecom& IT Analysts прогнозирует, что общее количество проданных беспроводных телефонов на российском рынке составит в 2011 году 5,2 млн единиц, снизившись, таким образом, на 15-17% по сравнению с результатами предыдущего года. Снижению объемов рынка, по мнению Корольковой, способствует сразу несколько факторов. Во-первых, распространение сотовой связи, которая в России, так же как и во всем мире, вытесняет стационарную телефонную связь. Это характерно прежде всего для корпоративных заказчиков, многие из них отдают предпочтение конвергентным решениям, объединяющим в единую сеть мобильную и фиксированную связь (FMC). С другой стороны, по мнению Корольковой, на этот рынок сильное влияние оказывают конечные потребители, они предпочитают более дорогостоящие и крупные покупки, из-за чего снижаются объемы продаж «мелкой» техники, включая беспроводные телефоны.
Однако не все представители отрасли согласны с такой оценкой перспектив рынка. Бренд-менеджер Voxtel Александр Селезнев считает, что «хоронить» беспроводные домашние и офисные телефоны пока рано. По его мнению, мобильные телефоны не смогут полностью взять на себя их функции, поэтому рынок будет существовать как в столице, так и в регионах. Однако ждать, что его объем сильно увеличится, вряд ли стоит. По оценке Селезнева, рынок предельно насыщен, поэтому и рост будет минимален и не превысит 5-8%. Не следует также ожидать и появления новых брендов — на рынке уже остались самые «живучие» компании, которые вытеснили остальных ценовой политикой и широтой ассортимента.
Стандарт без вариантов
Радиотехнология DECT, по мнению всех представителей отрасли, сегодня является самой перспективной в области беспроводной связи. DECT укрепил свои позиции как глобальный стандарт беспроводного доступа более чем в 100 странах мира, отметила Королькова, и объясняется это несколькими причинами. Во-первых, высокая скорость передачи данных, сочетающаяся с устойчивостью к радиопомехам и низким уровнем излучения, что снижает потенциальный риск для здоровья человека. Во-вторых, стандарт дает широкие возможности для создания корпоративных систем, включая микросотовые беспроводные корпоративные системы. Кроме того, как отметил Селезнев, особенностью стандарта является высокая степень защиты от несанкционированного доступа, поэтому телефоны более безопасны, чем классические проводные аппараты, что также имеет важное значение для корпоративного заказчика.
Кроме DECT, некоторые производители предлагают использовать для передачи голоса беспроводные сети Wi-Fi, отметил руководитель отдела маркетинга и продаж АТС компании «Панасоник Рус» Николай Школьников. Однако даже сами производители такого оборудования, по его словам, признают меньшую надежность решений Voice over Wi-Fi, их более низкую помехозащищенность, меньший радиус действия и большее энергопотребление. Поэтому использование таких решений допустимо только при малой плотности голосового трафика, считает Школьников.
Если говорить о развитии офисной беспроводной телефонии, то наиболее важным трендом последних лет, по мнению Школьникова, является построение корпоративных микросотовых сетей на основе стандарта DECT и на базе IP-технологий. Такая архитектура позволяет организовать беспроводную связь в любом удаленном офисе. При этом внутренние мобильные абоненты филиала становятся полноправными абонентами корпоративной телефонной сети компании и могут пользоваться всеми сервисами IP АТС наравне с сотрудниками главного офиса, отметил Школьников.
Как и прежде, производители будут работать над дальнейшим усовершенствованием беспроводной связи, и в первую очередь над увеличением зоны приема сигнала, считает Селезнев. Также, по его мнению, многие потребители хотят видеть в офисном аппарате некую урезанную копию сотового телефона, и, хотя здесь есть ограничения, налагаемые самим стандартом связи, ничто не мешает производителям добавлять в телефоны такие функции, как воспроизведение полифонических мелодий, или оснащать их цветным экраном с хорошим разрешением. Некоторые производители добавляют в свои модели модули беспроводной связи Bluetooth, которую также широко используют потребители.
Востребованной функцией как у корпоративных, так и у конечных пользователей станет, по мнению руководителя группы маркетинга и планирования отдела телекоммуникаций компании «Панасоник Рус» Евгения Карпова, возможность резервного питания для беспроводных радиотелефонов DECT, эта функция уже поддерживается в некоторых моделях телефонов Panasonic. Она обеспечивает функционирование телефона в случае перебоев с электричеством.