Об унифицированных коммуникациях всерьез заговорили после того, как на выставке VoiceCon 2006 компании Cisco Systems и Microsoft объявили о совместной разработке систем корпоративной связи на основе протокола SIP, а также об интеграции продуктов Microsoft Office Communicator 2005 и Microsoft Office Live Communications Server 2005 с новой системой Cisco Unified Communications. Пожалуй, именно это событие и следует считать отправной точкой в становлении рынка унифицированных коммуникаций.
Сегодня в арсенале практически всех крупных поставщиков корпоративных коммуникационных систем наличествуют продукты категории UC. Данную концепцию словом и делом поддержали IBM, NEC, Siemens Enterprise Communications и многие другие. Часть из них объединилась в консорциум Unified Communications Interoperability Forum. Форум учредили компании HP, Juniper Networks, Microsoft, Logitech/LifeSize и Polycom. Затем список учредителей пополнили еще 12 поставщиков коммуникационных систем, решившие поучаствовать в разделе нарождающегося рыночного сегмента.
Игроков подстегивали бодрые отчеты исследовательский агентств. На официальном сайте UCIF со ссылкой на «большинство аналитиков» сообщается о грядущем росте рынка UC — с 4,2 млрд долл. в 2010 году до 17 млрд в 2015-м. Эта оценка коррелирует с прогнозом, сделанным в феврале 2009 года компанией Forrester, предположившей, что на ключевых рынках, то есть в Северной Америке, Европе и Азиатско-Тихоокеанском регионе, продажи решений UC должны вырасти до 14,5 млрд долл. к 2015 году. Еще оптимистичнее выглядит недавний отчет IDC, согласно которому рынок унифицированных коммуникаций в одном только регионе EMEA составил более 8 млрд долл. в 2010 году, а к 2014 году он вырастет до 16,6 млрд. Правда, компания не в восторге от показателей роста рынка — в среднегодовом исчислении он составит 25%.
«IDC прогнозирует умеренный (по сравнению с прошлыми годами) рост рынка UC в ближайшие пять лет и считает, что ввиду кредитного кризиса в регионе EMEA предприятия будут очень осторожными в принятии решений об инвестировании в новые ИТ-системы», — заявила Исабель Монтеро, старший аналитик IDC по унифицированным коммуникациям и решениям для совместной работы.
Такого же мнения придерживается аналитик Frost & Sullivan Дорота Оведо: «Глобальный экономический спад заметно повлиял на рост рынка UC. Рецессия заставила многие предприятия приостановить или отсрочить инвестиции в коммуникационные технологии. В случае с UC — технологией относительно новой и непроверенной — иногда трудно доказать гарантированный возврат инвестиций».
Распространение унифицированных коммуникаций в корпоративной среде пока оценивается экспертами как незначительное. Frost & Sullivan провела в Европе опрос поставщиков оборудования UC, в ходе которого выяснилось: только 4,7% их клиентов указали, что развернули у себя унифицированные коммуникации. По оценкам компании, в 2010 году глобальная база установленных и полностью интегрированных корпоративных решений UC насчитывала около 4,2 млн пользователей. Это в мире, а что же в России?
К сожалению, детальной оценки отечественного рынка унифицированных коммуникаций крупнейшие исследовательские компании предоставить не смогли, что само по себе симптоматично. Ведь если бы этот сегмент активно развивался и представлял собой весомую часть ИТ-индустрии России, аналитики не обошли бы его своим вниманием.
Как сообщила Татьяна Толмачева, директор по развитию бизнеса московского офиса Frost & Sullivan, в целом развитие российского рынка унифицированных коммуникаций повторяет тенденции, наблюдаемые на глобальном рынке. По оценкам компании, в 2010 году без учета доходов от продажи специализированного оборудования и профессиональных услуг внедрения отечественный рынок UC составил порядка 5 млн долл. (только продажа лицензий).
Аналитик IDC Виктор Цыганков также отметил, что рынок унифицированных коммуникаций в России более или менее активно развивается только в последние годы, что вызвано желанием компаний оптимизировать использование коммуникационных ресурсов и более полно вовлечь своих сотрудников в деятельность предприятия вне зависимости от их географического положения.
Характерно, что на интернет-порталах крупнейших дистрибьюторских компаний России унифицированные коммуникации не выделены в отдельное продуктовое направление. Так, на сайте компании OCS присутствует вкладка «Сети и телефония», куда включены продукты Avaya и Cisco, являющихся одними из главных апологетов UC. На сайте дистрибьюторской компании «Ландата» в разделе «Телекоммуникационное и сетевое оборудование» мы видим ту же Avaya, а вот принадлежащая Cisco компания Tandberg помещена в отдельную вкладку «Системы видеоконференц-связи». Все это свидетельствует об отсутствии в канале серьезного спроса на решения, позиционируемые именно как «унифицированные коммуникации».
«До второй половины 2010 года мы не рассматривали UC как самостоятельную группу продуктов, — говорит Алексей Гвоздь, руководитель направления систем связи компании OCS. — Продажи унифицированных коммуникаций осуществлялись в составе других продуктовых линеек. И было крайне сложно выделить «чистые» UC в пакете предложений сетевых вендоров. Если говорить об уровне спроса на такие продукты, я могу вспомнить буквально два-три проекта наших партнеров, и они не были сколь-нибудь знаковыми. То есть выраженной динамики до последнего времени не наблюдалось».
«Интерес потребителей к теме унифицированных коммуникаций высок, но спрос еще не перерос в массовый. Что касается позиционирования унифицированных решений в нашем портфеле продуктов, то здесь нужно понимать, что ‘Ландата’ — это дистрибьютор и его задача предлагать партнерам составные элементы решения, связующие звенья, которые партнер сам или с нашей помощью может сгруппировать для реализации той или иной задачи. Именно поэтому мы не размещаем на нашем сайте унифицированные коммуникации отдельным разделом», — пояснил Василий Селюминов, исполнительный директор «Ландаты».
Рассуждая о низком спросе на продукты UC, можно упомянуть и их недостаточное технологическое совершенство, и снижение инвестиционных возможностей заказчиков под воздействием глобального экономического кризиса. Однако картина будет неполной без учета одной из главных особенностей унифицированных коммуникаций — их нацеленности на коренную перестройку бизнес-процессов компаний.
«Унифицированные коммуникации с точки зрения бизнеса — это инструмент увеличения производительности труда. Они дают эффект, когда более прямолинейные способы повышения эффективности бизнеса и получения конкурентного преимущества уже были задействованы, что далеко не всегда имеет место в российских реалиях», — подчеркивает Максим Мамаев, технический директор «АМТ-Груп».
Грубо говоря, нет смысла увеличивать производительность труда путем внедрения технологии присутствия (Presence), если сотрудник может «выйти» в неизвестном направлении на полдня и это никак не повлияет на показатели компании. Однако если компания теряет клиента из-за того, что поиск специалиста длится 10 минут и ничем не заканчивается (тогда как в конкурирующей компании немедленно говорят, где находится специалист и как с ним можно связаться), то взгляд заказчика на такую специфическую функцию, как Presence, меняется кардинальным образом.
Другой пример: у компании нет стимула внедрять Rich Media Conferencing, если в ней не ведется анализа расходов на командировки, — заказчик просто не сможет оценить экономический эффект от внедрения новой технологии.
«В последние годы, особенно в кризисные, мы наблюдаем тенденцию к сокращению расходов на дополнительные коммуникационные функции и одновременно возросшее стремление найти резервы для увеличения производительности труда. Это, с одной стороны, ограничивает продажи UC-приложений «оптом» — просто в нагрузку к IP-телефонии, а с другой стороны, способствует точечному внедрению именно тех продуктов унифицированных коммуникаций, которые будут полезны бизнесу. Таким образом, готовность заказчиков к внедрению UC с целью использования этих продуктов по прямому назначению растет», — говорит Мамаев.
Селюминов также замечает, что потребитель готов заплатить дополнительные деньги, однако хочет быть уверен, что получит передовое технологическое новшество и реальную коммерческую отдачу. Поэтому рост в сегментах унифицированных коммуникаций не является равномерным. Так, наиболее динамично развивается сегмент видеоконференц-связи. Кризис не смог затормозить его рост, и, например, в структуре продаж «Ландаты» в 2010 году объем продаж оборудования ВКС более чем в два раза превышает объемы продаж 2009 года. Также увеличился спрос на продукты передачи данных и информационной безопасности. А вот продажи решений телефонии в период кризиса пошли на спад, хотя сейчас снова наблюдается положительная динамика спроса на них.
Большинство опрошенных нами экспертов говорят о предстоящем взлете продаж на рынке унифицированных коммуникаций. В значительной мере рост будет стимулироваться появлением новых, более совершенных продуктов. Например, компания Cisco каждые полгода объявляет о новинках в области унифицированных коммуникаций, решений для совместной работы и корпоративных видеосистем. В последнем анонсе, сделанном в ноябре 2010 года, Cisco объявила о новом решении в области виртуализации рабочих мест в рамках всего предприятия, получившем название Cisco VXI. В это же время были представлены новый продукт для создания корпоративных социальных сетей Cisco Quad и новое программное обеспечение для операторов контактного центра Cisco Finesse, построенное на технологии Web 2.0. Кроме того, произошло значительное расширение линейки видеотерминалов Cisco в результате приобретения компании Tandberg, о чем сообщил менеджер по развитию бизнеса Cisco Павел Теплов.
Еще один ведущий игрок на рынке UC — компания Avaya — недавно анонсировала решение Flare Experience, которое позволяет организовать бизнес-коммуникации в режиме реального времени, решая при этом деловые задачи высокого уровня. «Если сегодня потребитель продукта UC — это по большей части индивидуальный пользователь, то решение Avaya Flare Experience прежде всего предназначено для виртуальных коллективов. По сути, это не что иное, как следующий шаг на пути развития идеи унифицированных коммуникаций», — заявил Георгий Санадзе, технический директор Avaya в России и странах СНГ.
Несомненно, большой резонанс произвело появление на рынке продукта Microsoft Lync 2010 — очередной версии коммуникационной платформы Microsoft Office Communicator. Новинка была с воодушевлением встречена участниками рынка.
«В полной мере OCS заинтересовалась направлением UC после выхода Microsoft Lync, — отмечает Алексей Гвоздь. До выхода этого продукта направление UC было у большинства вендоров экспериментальным и не покрывало все потребности предприятия. Сейчас ситуация начинает быстро меняться, и мы адаптируемся к ней, в частности рассматриваем возможности создания интегрированных решений на базе оборудования различных производителей и ядра, основанного на Microsoft Lync. В самое ближайшее время, после изучения всех новых возможностей, появится и раздел на нашем сайте, специальные предложения и примеры решений для партнерской сети».
«Поскольку необходимых для работы средств связи с каждым годом становится только больше, интерес к унифицированным коммуникациям также увеличивается. А в последние месяцы этот интерес стал трансформироваться в реальную готовность компаний внедрять данные решения. На мой взгляд, это связано с выходом Microsoft Lync. Заказчиков привлекает расширенный функционал этого продукта. Он одновременно включает в себя возможности связи с необходимыми людьми и синхронизации всего процесса коммуникации. Мы ожидаем, что 2011 год будет переломным в части количественного роста реализованных проектов в области унифицированных коммуникаций», — сказал Игорь Малышев, руководитель направления инфраструктурных решений компании «Крок».
Аналитики подтверждают, что у рынка унифицированных коммуникаций имеется огромный потенциал. Только 5,3% европейских дистрибьюторов и дилеров, опрошенных Frost & Sullivan, говорят, что большинство их клиентов не заинтересованы в приобретении приложений UC. При этом подавляющее большинство респондентов заявили, что их клиенты либо планируют тестировать системы унифицированных коммуникаций, либо приобретут их в течение ближайших трех лет. Все сводится к тому, что бум на рынке унифицированных коммуникаций все-таки случится, и произойдет это, вероятнее всего, в ближайшие год-два.