Корпоративные информационные системы, которые в пору своего зарождения сводились к нескольким автономным персональным компьютерам с «джентльменским набором» установленного на них ПО, в последнее десятилетие трансформировались в сложнейшие аппаратно-программные конгломераты. Превратившиеся в ключевой инструмент ведения современного бизнеса, они уже не могут существовать изолированно от остального информационного мира, а потому при их построении и развитии неизбежно приходится учитывать потребности предприятия в обработке разнообразных информационных потоков.
Оптимизация такой обработки требует развертывания телекоммуникационной инфраструктуры, которая на современном предприятии играет роль фундамента информационных систем. Такая инфраструктура призвана обеспечивать передачу и обработку информации из различных источников, количество и сложность которых нарастают год от года. Отсюда — сложность и многообразие компонентов, эту инфраструктуру формирующих.
Бесконечно далекими кажутся те времена, когда потребности предприятия в услугах связи сводились к обычной телефонии, а его коммуникационная инфраструктура, если ее можно было так назвать, — к телефонным аппаратам на столах сотрудников, в лучшем случае подключенных к нехитрой офисной АТС. Как и в других сферах, качественный скачок здесь произошел благодаря стремительному развитию технологий, которые где-то опережали потребности информационных систем и бизнеса в целом, а где-то с трудом поспевали за спросом.
Можно назвать целый ряд факторов, определивших эволюцию коммуникационной инфраструктуры предприятия в последние пару десятилетий: значительное расширение бизнеса, переход многих предприятий к сильно распределенной организационной структуре (в том числе и вследствие активизации процессов слияний и поглощений), общая глобализация бизнеса, необходимость интеграции сначала информационных потоков, а затем и корпоративных систем с партнерами, контрагентами и заказчиками, возросшая мобильность сотрудников, накопление огромных массивов корпоративных данных, активизация деятельности хакеров и появление организованной киберпреступности, ужесточившиеся требования законодательства. В технологическом плане эта эволюция обеспечивалась бурным развитием сетей передачи данных (как локальных, так и глобальных), феноменом сети Интернет в ее современном виде и широкой распространенностью протокола IP, появлением множества коммуникативных каналов, которое потребовало их интеграции, трансформацией офисных АТС в комплексные системы унифицированных коммуникаций. Кроме того, она обеспечивалась развитием беспроводных технологий, повсеместным проникновением мобильной связи, совершенствованием различных технологий широкополосного доступа, развитием концепции и массовым развертыванием центров обработки данных (ЦОД), прогрессом в области технологий защиты данных, корпоративных сетей и каналов связи.
В итоге вместо офисной АТС с телефонами коммуникационная инфраструктура современного предприятия приобрела вид комплексной системы, объединяющей в единое информационное пространство проводные и беспроводные сети центральных офисов и региональных филиалов, учрежденческие АТС на базе IP и средства унифицированных коммуникаций, а также встроенную поддержку мобильной связи, сети хранения данных и корпоративный ЦОД, развитую систему информационной безопасности. Такая инфраструктура обязана поддерживать интегрированную обработку данных различных корпоративных приложений, электронных и голосовых сообщений, интернет-трафика, видеоинформации. Ключевая роль, которую играет телекоммуникационная инфраструктура в обеспечении эффективного функционирования ИТ и непрерывности бизнеса, ей принадлежит благодаря таким ее качествам, как высокая доступность и отказоустойчивость, масштабируемость и защищенность.
По данным Gartner, в 2014 году объем мирового рынка услуг IP VPN достигнет 44,8 млрд долл., тогда как в 2009 году он составлял 28,5 млрд долл.
Одной из тенденций в развитии корпоративной коммуникационной инфраструктуры в последние годы стало построение мультисервисных сетей с интеграцией различных услуг. Такие сети обеспечивают сосуществование и взаимодействие разнородных коммуникационных подсистем в общей транспортной среде, когда для передачи трафика данных, голоса и видео используется единая инфраструктура. Развертывание мультисервисной сети упрощает внедрение новых конвергентных приложений и позволяет коммуникационной инфраструктуре гибко подстраиваться под постоянно меняющиеся потребности бизнеса благодаря интеллектуальной адаптивности и масштабируемости. Кроме того, при создании мультисервисной сети сокращаются расходы на каналы связи, администрирование и поддержание работоспособности сети, уменьшается совокупная стоимость владения, открывается возможность для введения единых внутрикорпоративных регламентов информационного обмена, повышается конкурентоспособность организации в связи с простотой внедрения новых корпоративных сервисов и приложений и, как следствие, ростом производительности труда сотрудников.
Существенное влияние на структуру и уровень развития коммуникационной инфраструктуры оказывают операторы связи и сервис-провайдеры. Это влияние выражается не просто в строительстве и модернизации магистральных каналов, сетей доступа и мобильной связи, но и в развитии сегмента телекоммуникационных услуг, специально адресованных корпоративным клиентам. Речь идет, например, о конвергенции фиксированной и мобильной связи, которая неизбежно затрагивает коммуникационную инфраструктуру предприятия, об услугах IP Centrex, позволяющих компании обойтись без собственной учрежденческой IP-АТС, о построении наложенных виртуальных частных сетей (IP VPN), на которых базируется распределенная защищенная корпоративная сетевая инфраструктура, разнообразных предложениях в области удаленного мониторинга, администрирования и обеспечения безопасности корпоративных сетей. Зачастую такие предложения заставляют заказчиков пересмотреть свои взгляды на особенности построения и стратегию развития собственной коммуникационной инфраструктуры, поскольку, с одной стороны, открывают новые возможности в области поддержки корпоративных ИТ, а с другой — дают возможность снизить уровень как капитальных затрат, так и операционных расходов. Наконец, самый яркий пример на эту тему — строительство коммерческих ЦОД как операторами связи, так и компаниями, не предоставляющими телекоммуникационные услуги. Передача ряда функций оператору ЦОД на аутсорсинг неизбежно влечет за собой и перестройку внутренней коммуникационной инфраструктуры.
В зависимости от уровня развития экономики и рынка услуг связи коммуникационная инфраструктура предприятий того или иного региона может иметь свою специфику, однако перечисленные выше компоненты и свойства обладают определенной универсальностью. Если говорить о нашей стране, то в начале 2011 года было бы странно ожидать, что телекоммуникационные потребности российских компаний отличает какая-то экзотика.
Вадим Ваньков, коммерческий директор ОАО «Комкор», отмечает, что все крупные российские компании в той или иной мере похожи на западных клиентов и довольно далеко продвинулись в области телекоммуникационной инфраструктуры. Этот прогресс находит подкрепление и на организационном уровне. В таких компаниях сформированы специальные подразделения во главе с ИТ-директором или директором по эксплуатации инфраструктуры, отвечающим за эту сторону жизнеобеспечения бизнеса. По мере стирания границ между ИТ- и телекоммуникационными решениями, службы ИТ и связи на предприятиях все чаще объединяются, что позволяет ликвидировать застарелые конфликты между ними и одновременно повысить эффективность использования инфраструктурных ресурсов.
Отличия от развитых стран заметны, пожалуй, в основном в сфере малого бизнеса, где аппаратное обеспечение состоит из нескольких настольных компьютеров и простейшей офисной техники. Потребности отечественных небольших компаний в услугах связи и, следовательно, в телекоммуникационной инфраструктуре минимальны и зачастую сводятся к наличию канала выхода в Интернет. В экономически развитых странах современные телекоммуникационные услуги малыми предприятиями востребованы в значительно большей мере.