В настоящее время российским организациям предлагается более полутора сотен учрежденческих и учрежденческо-производственных АТС различных производителей и типов, среди которых превалируют продукты зарубежных компаний. Их номерная емкость и функциональные возможности рассчитаны на предприятия различного масштаба — от десятков до сотен и тысяч внутренних абонентов.
В Европе и США данный показатель составляет почти 30 и 50% соответственно.
Современные IP-АТС не только осуществляют связь сотрудников предприятий, но и обладают развитой функциональностью, предоставляющей возможность повысить производительность труда. Последнее становится все более значимым фактором.
Наибольший интерес к IP-решениям в сфере бизнес-коммуникаций в нашей стране проявляют крупные предприятия с многочисленными региональными филиалами, которые стремятся в первую очередь сократить свои телекоммуникационные затраты. В экономически развитых странах IP-АТС активно внедряют небольшие и средние компании.
IP-каналы применяются в нашей стране в значительной степени для создания единой коммуникационной инфраструктуры предприятий, объединяя их центральные и региональные офисы, а также для взаимодействия с провайдерами IP-услуг. Аналитики компании J’son & Partners Сonsulting прогнозировали почти 30-процентный рост доли трафика VoIP в суммарном объеме трафика дальней связи в 2010 году на фоне двукратного увеличения этого показателя в 2009 году.
Развитая IP-инфраструктура крупных предприятий значительно упрощает внедрение коммуникационных решений, рассчитанных на их нужды. Для развертывания подобных решений предназначены такие продукты, как, например, Avaya Aura Enterprise Edition, Microsoft Lync Server 2010, Cisco Unified Communications Manager, Siemens Enterprise Communications OpenScape UC Server 2010.
Все эти системы, независимо от того, создавались ли они традиционными «телефонными» вендорами или разработчиками IP-систем, могут масштабироваться для обслуживания предприятий различного размера, включая крупные территориально распределенные корпорации. Наряду с этим они способны обеспечить эволюционное развитие коммуникационной инфраструктуры и обладают возможностью интеграции с уже установленными ранее аналоговыми или гибридными АТС.
В компании «Панасоник Рус» отмечают тенденцию перехода отечественных пользователей с традиционных TDM-решений на технологию IP, связывая это с общим развитием IP-инфраструктуры, снижением тарифов на IP-телефонию, а также с выравниванием стоимости IP-портов УАТС и портов, поддерживающих цифровые системные телефоны. Представители компании отмечают рост поставок IP-блоков офисных АТС в 2010 году, чему способствовали, в частности, реализация сетевых проектов по унификации систем телефонии на базе IP-решений, а также выпуск таких платформ малой емкости, как KX-NCP500 и NCP1000, предназначенных для небольших офисов и распределенных коммуникационных систем предприятий.
Коммуникационные серверы на базе IP поддерживают привычные возможности традиционных TDM-АТС, которые предоставляют в распоряжение пользователей несколько сотен функций (однако из них, как правило, реально используется два-три десятка). В качестве одного из основных преимуществ корпоративных комплексов IP-телефонии рассматриваются эффективные средства интеграции с офисными, инфраструктурными и критичными для бизнеса приложениями — от Microsoft Office и службы каталогов Active Directory до CRM-, PLM- и ERP-систем. Такая функциональность реализуется либо встроенными решениями, либо посредством интерфейсов API и средствами разработки Software Development Kit.
Не менее важным является и тот факт, что переход к IP-АТС и технологии VoIP способствует развертыванию в рамках всего предприятия системы унифицированных коммуникаций, а следовательно, дальнейшему росту производительности труда его сотрудников.
Одна из новых тенденций в развитии корпоративных коммуникаций, которую в Siemens Enterprise Communications назвали «цодотелефонией», — это размещение программных коммутаторов и сопутствующих приложений в центрах обработки данных предприятий или операторов связи, в том числе в виртуальных средах. Такая модель позволяет предоставлять телекоммуникационные ресурсы в виде сервисов внутренних или внешних облачных структур.
Таким образом, IP-АТС, поддерживая бизнес-процессы современных крупных предприятий, входят в состав основных компонентов их ИТ-инфраструктуры. Переход таких организаций к IP-телефонии требует тем не менее определенных финансовых вложений. Однако выигрыш, особенно для компаний с высоким уровнем распределенности бизнес-структуры и подвижности персонала, окупает эти расходы. Одним из методов снижения затрат является применение SIP-транкинга, позволяющего отказаться от формирования вызовов посредством телефонных сетей общего пользования. По данным Nemertes Research, экономия на связь за счет этого инструмента может достичь 40%.
Для небольших компаний стоимость технологических инноваций является весьма существенным фактором. Им приходится не только приобретать IP-АТС и их компоненты, но и зачастую модернизировать свою сетевую инфраструктуру. Доля офисных IP-АТС, установленных в малых и средних предприятиях, особенно в российских регионах, пока невелика.
Небольшим компаниям производители предлагают IP-АТС, при разработке которых они постарались максимально учесть запросы таких организаций, включая ценовые параметры. Эти устройства способны, как правило, обеспечивать для небольших компаний значительную часть потребностей в услугах связи и построении сетей. Они работают с различными типами телефонных аппаратов, поддерживают взаимодействие с CTI-приложениями, сервисами видеотелефонии и контактных центров, обеспечивают безопасный доступ к Интернету и в случае необходимости — к корпоративной сети.
К устройствам такого типа относятся, например, Avaya IP Office, Cisco UC 500, Panasonic KX-NCP500. Все больше появляется также программных решений, среди которых, в частности, такие платформы на базе открытого кода, как Kerio Operator компании Kerio Technologies.
Итак, несмотря на многие очевидные преимущества IP-АТС, о которых позаботились их производители, в нашей стране предстоит еще преодолеть ряд препятствий, мешающих их продвижению, включая исторически сложившуюся приверженность отечественных заказчиков системам на основе TDM-технологий.
Однако появились стимулы, повышающие рост интереса к коммуникационным IP-продуктам. После кризиса руководители многих компаний по-новому взглянули на организацию бизнес-процессов и серьезно задумались об эффективности своих предприятий.
Это благодатная почва как для поставщиков IP-АТС, так и для сервис-провайдеров. Последним предоставляется возможность повысить доходы за счет развертывания услуг на основе протокола SIP, увеличения числа каналов широкополосного доступа (что особенно важно для региональных SMB-компаний), хостинга виртуальных IP-АТС и предложения ряда других сервисов с добавленной функциональностью и стоимостью, отсутствующих в области TDM-технологий. Развитие IP-инфраструктуры будет стимулировать в свою очередь спрос на IP-АТС.