фото: Cisco |
Развитие бизнеса всегда было подчинено второму закону Ньютона, известному каждому из школьного курса физики: «Всякое тело, на которое действует постоянная сила, движется с ускорением, прямо пропорциональным силе и обратно пропорциональным массе тела». Под постоянной силой в нашем случае мы понимаем рыночную конкуренцию, а под массой тела — объем инфраструктурных затрат, необходимых для поддержки бизнеса. И чем больше конкуренция, тем выше становится скорость деловых операций, а инфраструктура, напротив, становится менее громоздкой. Иными словами, предприятие становится более мобильным. В наш компьютерный век основная нагрузка при воплощении этой концепции в жизнь ложится на ИТ-службы.
«Сегодня одна из главных задач для ИТ-службы — обеспечить мобильность сотрудников подразделений фирмы. Большинство деловых людей уже не сидит на стационарном рабочем месте — они постоянно встречаются с заказчиками и партнерами, причем не только в своем офисе, но и за его пределами. Очень важно обеспечить таких сотрудников доступом к внутренней телефонии и корпоративным информационным системам (ERP, CRM, базам данных и др.), чтобы продуктивность их работы не снижалась», — говорит Николай Окладников, заместитель директора центра сетевых решений компании — системного интегратора «Инфосистемы Джет».
Но имеются ли на рынке соответствующие продукты и каков спрос на эти решения со стороны предприятий?
Ингредиенты мобильного офиса
К стандартному набору продуктов для мобильного офиса в дистрибьюторской компании Landata относят ноутбуки, ПО и оборудование для офисной телефонной связи, а также сетевое оборудование, позволяющее построить защищенный канал для удаленной работы сотрудника.
«К новинкам, применяемым при реализации концепции мобильного офиса, я бы отнес решения видеоконференц-связи. Эта технология пользуется все большим и большим спросом, и все больше компаний начинают воспринимать ВКС как реальный эквивалент личному общению», — отметил Михаил Коробко, руководитель отдела сетевого оборудования компании Landata.
По его мнению, главным связующим звеном при построении систем мобильного офиса является оборудование передачи голоса и данных, именно оно связывает все необходимые сервисы в одну систему, позволяя сотрудникам пользоваться любыми офисными приложениями и осуществлять взаимодействие со всеми необходимыми корпоративными ресурсами.
«Мы имеем ряд интересных решений на базе оборудования наших вендоров. Например, решение Avaya One-x Mobile открывает мобильным сотрудникам доступ к большинству функций офисной АТС. Программное приложение Tandberg Movi позволяет оснастить полноценной видеоконференц-связью рабочие места сотрудников», — продолжает Коробко.
Недавно в продуктовом портфеле Landata появилось решение компании Juniper Networks — Junos Pulse, которое, будучи инсталлированным на коммуникаторы мобильных сотрудников, предоставляет им полный доступ к сетевой инфраструктуре своей организации и в то же время обеспечивает высокий уровень безопасности соединения, защищая пользователей от сетевых атак и вредоносного ПО.
Используя продукцию различных производителей, специалисты Landata могут создавать комплексные решения под каждую конкретную задачу партнера, обеспечив его самыми современными функциями и возможностями для создания мобильных предприятий.
Алексей Рудым, региональный директор дистрибьюторской компании OCS, указывает на три возможных подхода к построению мобильного предприятия. Первый подразумевает реализацию модели «Офис по требованию», когда сотрудники компании проводят большую часть времени вне основного рабочего помещения — на встречах либо в других офисах (филиалах) предприятия. Второй вариант предполагает создание «Офиса быстрого развертывания», в рамках которого задействуется набор оборудования для краткосрочного выполнения офисных задач. И третья модель — «Без офиса» предполагает наличие в компании такой инфраструктуры, в которой созданы условия для удаленной работы большого числа сотрудников, имеющих при этом собственные внутренние номера телефонов и доступ к корпоративной информационной системе из любой точки планеты.
По словам Рудыма, OCS, как ИТ-дистрибьютор, имеет широкий ассортимент разнообразных продуктов и решений для каждой из перечисленных моделей, и большинство этих решений на должном уровне обеспечено технической и инженерной поддержкой специалистов OCS.
По свидетельству Коробко, наряду с общим ростом мобильности сотрудников и популяризации концепции мобильного офиса в России, наблюдается увеличение спроса на продукты и решения, применяемые для удаленной работы сотрудников. В Landata полагают, что спрос на подобные продукты будет расти и дальше. Особенное внимание сейчас уделяется безопасности создаваемой мобильной инфраструктуры и решениям, позволяющим защитить сеть от всевозможных угроз и атак. В ближайшее время крупнейшие производители будут расширять коммуникационные возможности мобильных офисов и предоставлять новые сервисы и возможности удаленным пользователям, замечают специалисты дистрибьюторской фирмы.
Действовать поэтапно
В деле строительства мобильного предприятия не должно быть спешки, и внедрять новые технологии в бизнес-процессы необходимо поэтапно, слышится из лагеря интеграторов.
По мнению Николая Окладникова из компании «Инфосистемы Джет», сначала важно организовать мобильность сотрудников внутри (на территории) предприятия. Помочь в этом может построение беспроводной локальной сети, интегрированной с действующей LAN-инфраструктурой. Сотрудники смогут легко перемещаться со своими ноутбуками внутри офиса, оставаясь при этом в режиме онлайн, а гости компании будут обеспечеы беспроводным Интернетом.
Из перспективных тенденций в этой области эксперт отмечает два направления: использование телефонов с поддержкой технологии «голос поверх Wi-Fi», которые обладают всеми функциями современной IP-телефонии, а также возможность определять местоположение персонала и оборудования посредством Wi-Fi- и RFID-решений. Последнее предложение особенно актуально для промышленных и энергетических предприятий с опасными зонами, где важно осуществлять мониторинг персонала в целях безопасности.
На втором этапе необходимо провести интеграцию корпоративной телефонии с офисными приложениями, говорит Окладников. Это повысит эффективность деловых коммуникаций и обмена информацией. Параллельно следует задействовать специальные продукты для организации удаленной работы сотрудников вне офиса. Такой вариант реализуется посредством унифицированных коммуникаций (Unified Communications, UC). Можно легко организовывать мультимедийные конференции, общаться с помощью мгновенных сообщений, контролировать все звонки, поступающие на стационарный офисный телефон. Таким образом, до минимума снижается непродуктивное и медленное общение через электронную почту и достигается существенная экономия на услугах мобильной связи.
Современному предприятию стоит подумать об использовании предоставляемых операторами связи специальных сервисов, таких как FMC (Fixed Mobile Convergence), для объединения услуг фиксированных и мобильных сетей в корпоративную коммуникационную среду с короткой нумерацией. Кроме того, мобильность сотрудников значительно повысит организация VPN-сервисов на основе сотовой связи, это обеспечит им безопасное удаленное подключение к корпоративным ИТ-ресурсам.
UC в авангарде
Телефон Nokia S60 с интегрированным ПО Avaya one-X Mobile (фото: Avaya) |
В существующем многообразии продуктов и решений, обеспечивающих удаленное взаимодействие и совместную работу сотрудников компании, системы унифицированных коммуникаций занимают особое место. Они отличаются комплексным подходом и охватывают сразу весь спектр средств связи, в том числе стационарные офисные телефоны, IP-телефонию, мобильную связь, SMS, электронную почту, системы мгновенных сообщений, конференц- и видеосвязь. Главное отличие и преимущество унифицированных коммуникаций заключается в создании единой системы управления всеми видами связи.
«Такой подход позволяет, помимо решения основной задачи, а именно повышения доступности сотрудников для клиентов и коллег, получить и другие преимущества. В том числе значительное (до 40%) сокращение затрат на междугородную и международную телефонную связь, за счет систем IP-телефонии», — утверждает Эдуард Лысенко, руководитель дирекции инфраструктурных решений компании TopS BI.
Сокращаются также расходы на мобильную связь благодаря реализации доступа по единому номеру и маршрутизации мобильных вызовов через IP-сети, когда абонент находится в офисе. И конечно, самое важное преимущество — эффективная работа сотрудников и оперативное принятие решений. Это обеспечивается внедрением систем совместной работы, мультимедийных конференций, удаленного доступа к корпоративной почтовой системе, справочникам и возможностью интеграции с различными бизнес-приложениями.
Лысенко условно делит продукты в области унифицированных коммуникаций на две категории: телекоммуникационные и программные решения таких ведущих мировых вендоров, как Cisco Systems, Avaya, Microsoft и условно-бесплатные сервисы на базе веб-технологий, предлагаемых Google, Yahoo, Skype и др. Малый и средний бизнес в основном применяет решения из второй группы, а крупный бизнес, для которого немаловажным является конфиденциальность данных и информационная безопасность, ориентируется на решения первой категории.
TopS BI в своей интеграторской практике всегда во главу угла ставит задачи клиента и при внедрении проектов унифицированных коммуникаций применяет как решения Avaya, Cisco, Microsoft, так и аутсорсинговые возможности сервисов Google, Yahoo, Skype. Часто оптимальное решение оказывается на пересечении разных систем и сервисов, поэтому для компании важна бесшовная интеграция корпоративных решений и внешних аутсорсинговых сервисов в единое коммуникационное поле.
Ключ на старт
Итак, мы видим, что крупнейшие российские дистрибьюторы и интеграторы уже сформировали набор продуктов и услуг, нацеленных на построение элементов мобильного предприятия. Осталось только воспользоваться этими решениями. Фактически построение современной коммуникационной среды, основанной на имеющихся в продаже решениях, само по себе создает основу мобильного предприятия. То есть понятие «современное предприятие» тождественно понятию «мобильное предприятие» и наоборот. Однако в реальности многие российские компании едва ли могут похвастаться осознанным стремлением к мобильности, подкрепленным практическими действиями. Что же им мешает? Надо полагать, явление распространенное и давно описанное в школьном учебнике: «Свойственная всем телам способность сопротивляться изменению состояния покоя или движения называется инертностью или инерцией». Хотя нельзя сбрасывать со счетов и объективные причины, включая ограниченность ИТ-бюджетов и озабоченность проблемами информационной безопасности.
Понятие офиса в последнее время сильно размылось, если не сказать дискредитировалось. По данным Cisco, трое из пяти офисных сотрудников не считают пребывание в офисе непременным условием продуктивной работы. Они рассчитывают, что ИТ дадут им возможность пользоваться любым устройством — персональным или корпоративным — для доступа к корпоративным сетям, приложениям и данным в любом месте и в любое время. Более того, возможность гибкой работы укрепляет их лояльность к работодателю, влияет на выбор места работы и повышает моральный дух. Стремление сотрудников к мобильности настолько сильно, что многие готовы перейти на менее оплачиваемые должности, если это сулит возможность эффективно выполнять служебные обязанности вне офиса. Важно отметить, что среди сотрудников, имеющих доступ к корпоративным сетям, приложениям и данным за пределами офиса, около половины сверхурочно работают два-три часа в день, а еще четверть сотрудников сверхурочно работают по четыре часа в день и больше.