Это открывает им возможности для повышения оперативности и качества взаимодействия сотрудников между собой и общения с клиентами.
По мере того как ускоряются бизнес-процессы, появляется все больше предприятий, работающих в режиме онлайн, в которых мобильность ставится во главу угла. Как показывает зарубежный опыт, в списке наиболее популярных устройств, используемых для обеспечения корпоративной мобильности, значатся смартфоны BlackBerry (компании Research in Motion), HTC, iPhone (Apple) и Motorola.
Появление на рынке планшетных компьютеров поставило перед компаниями резонный вопрос: нужны ли и эти устройства для работы мобильных сотрудников? Планшет предлагает немного больше возможностей, чем смартфон, но меньше, чем стандартный ноутбук.
По опросам компании BoxTone, 73% американских предприятий планируют внедрение в течение ближайшего года в свои бизнес-процессы смартфонов и планшетных компьютеров, самые заинтересованные -— из сферы здравоохранения и розничных продаж. Напротив, в Good Technology, занимающейся разработкой корпоративных приложений для iPad, утверждают, что большая часть опрошенных (36%) являются финансовыми организациями; за ними следуют ИТ-компании и предприятия здравоохранения. Однако недавнее исследование Cisco показало, что 18% опрошенных менеджеров компаний столкнулись с запретом на использование iPad на работе, несмотря на высокую заявленную безопасность. Действительно, обеспечить эффективную защиту на уровне одних только пользовательских устройств мобильных сотрудников очень сложно. Эта задача решается на уровне платформенных приложений.
Отметим, что специализированных компаний, предлагающих на рынке комплексные мобильные решения для предприятий, не так много. Самые известные — Antenna Software (в нее входит Dexterra), Spring Wireless, Sybase и Syclo. Соответствующие решения также предлагают @Hand, AirClic, Apacheta, Astea, ClickSoftware, CyberShift, Gearworks, Global Bay, Wonderware, Xora и TeleNav.
Одним из самых крупных клиентов Antenna является Coca-Cola. Понятие «мобильное управление рабочей силой» как нельзя точно подходит к способу менеджмента этой компании. В конце 2008-го — начале 2009 года компания насчитывала 11 тыс. мобильных сотрудников — водителей-экспедиторов и продавцов в магазинах Северной Америки, Великобритании, Франции, Люксембурга, Бельгии и Нидерландов. Совсем недавно эффективность действий этих сотрудников во многом зависела от наличия сервиса Wi-Fi, который зачастую был недоступен, и тогда в дело шли обычный телефон и бумажные бланки заказов. На базе нового решения Antenna Software работники Coca-Cola были обеспечены постоянным и безотказным доступом к ИТ-ресурсам компании. Данное решение содержит полный комплекс мобильных приложений на единой платформе: смартфоны BlackBerry Curve 2, интегрированные с ПО Antenna Mobility Platform и AMP Merchandiser, при поддержке телекоммуникационного провайдера AT&T. Инвестиции в проект составили 1 млн долл., но они целиком окупились в течение года за счет отказа от поддержки старой телефонной линии.
Характерно, что крупнейшие поставщики решений для автоматизации и поддержки бизнес-процессов уделяют большое внимание концепции мобильного предприятия и участвуют во многих проектах по их развертыванию. Известная косметическая компания L’Oreal в 2006 году выбрала мобильную платформу Spring Wireless для автоматизации своих торговых представителей (1200 мобильных сотрудников и 300 дистрибьюторов). Интеграция «мобильного» ПО в существующую систему поддержки бизнес-процессов SAP позволила увеличить производительность труда в компании на 20% и поднять продажи на 15%. С помощью различных версий приложения Spring Wireless (для КПК, ноутбуков) была полностью автоматизирована служба продаж. Не случайно в июле этого года SAP инвестировала в Spring Wireless 12 млн долл., что позволит последней развивать свои продукты в более тесной интеграции с решениями SAP.
Несмотря на имеющийся позитивный опыт внедрения мобильных технологий в бизнес-процессы, многое в этой сфере еще не определено до конца. В частности, в ИТ-отрасли еще не выработан единый подход к формированию корпоративной политики, регулирующей правила пользования мобильными устройствами. Одно из недавних исследований, выполненное по заказу компании Cisco, показало серьезный разрыв между корпоративными ИТ-правилами и образом жизни сотрудников, становящихся все более мобильными. Было опрошено 2600 сотрудников и ИТ-специалистов из разных стран. Оказалось, что 82% компаний имеют ИТ-политику, но 24% сотрудников о ней не знают, а 23% заявили, что правил, определяющих, какими устройствами можно пользоваться, а какими нельзя, просто нет. Между прочим, специальные решения для контроля использования портативных устройств на рынке представлены.
Например, фирма BoxTone предлагает ПО Mobile Service Management, базирующееся на патентованной технологии SmartMP и состоящее из единой консоли управления и набора программных модулей для администрирования портативных устройств на протяжении всего их жизненного цикла.