В кабине автобуса, оснащенного телеметрическим и навигационным оборудованием (фото: «M2М телематика») |
К примеру, МТС и компания «М2М Телематика» в прошлом году приступили к оснащению муниципального транспорта Рязани системами мониторинга на базе ГЛОНАСС и М2М. Сейчас к этой системе уже подключена большая часть автомобилей МУП «Рязанская автоколонна №1310», подвижного состава «Троллейбусно-трамвайного управления» и ряда коммерческих перевозчиков. Запуск в Рязани интеллектуальной транспортной системы позволил увеличить показатель регулярности движения пассажирского транспорта до 99,9%, экономия на горюче-смазочных материалах достигла 25%, а скорость прибытия бригад «скорой помощи» в Рязани выросла на 10%.
Сейчас оснащается пассажирский транспорт, осуществляющий перевозки по пригородным и междугородным маршрутам регулярного сообщения. В 2011 году к системе планируют подключить более тысячи единиц коммерческого транспорта Рязани и Рязанской области. Подобные проекты МТС уже реализовала в Ярославле, Брянске, Красноярске, Самаре. А в некоторых регионах навигационным оборудованием, способным в режиме онлайн предоставлять различные данные в диспетчерский центр, обеспечивают милицию (в основном для определения местоположения патрульных автомобилей).
С помощью технологий М2М планируют решить и наболевшую проблему московских пробок. Эксперты считают, что разгрузить столичные магистрали поможет автоматизация, а для этого нужно разработать интеллектуальную транспортную систему столицы. На эту систему будут возложены задачи управления светофорами, общественным транспортом, коммунальной техникой, информирования пассажиров и видеонаблюдения. Но недостаточно просто оповестить пассажира о том, что рейс задерживается, нужно сделать так, чтобы автобусы и троллейбусы ходили точно по расписанию. А для изучения транспортных потоков необходимо всю технику оснастить навигационными системами с двусторонней связью. Зная местонахождение автобуса, его скорость, транспортную ситуацию, можно оперативно вносить изменения в движение.
Основы интеллектуальной транспортной системы в Москве уже заложены. В «Мосгортрансе» функционирует система управления пассажирскими перевозками на базе программно-аппаратного комплекса НПП «Транснавигация». Им оснастили 1,5 тыс. автобусов. В Московской области также развернута навигационная система «Транснавигации», под контролем которой находится 6 тыс. автобусов. Элементы интеллектуальной транспортной системы Москвы начнут внедрять в третьем квартале 2011 года. По прогнозам экспертов, за год можно проделать очень большую работу по решению наиболее острых транспортных проблем региона.
Технологии не стоят на месте, и каждый сезон появляются новые решения. В ноябре «ВымпелКом» и компания Digital Angel, вывели на российский рынок интегрированное телематическое решение. Оно основано на разработке подразделения «Билайн Бизнес», которая называется «Центр управления М2М», и системе M2MGate Solution производства Digital Angel.
Решение «Билайн», построенное на базе сервисной платформы Jasper, реализует централизованное управление корпоративными SIM-картами, используемыми для M2M-коммуникаций — на транспорте, в счетчиках энергоресурсов, банкоматах, терминалах оплаты, датчиках загруженности автомагистралей и др.
Через веб-интерфейс этого решения пользователь самостоятельно может получать подробную и актуальную информацию по используемым SIM-картам, их статусу, подключенным услугам, настройкам и сессиям передачи данных. Платформа Jasper предоставляет возможности гибкого биллинга услуг для конечного пользователя. То есть компания, внедрившая M2M-технологии, может контролировать сетевой трафик, оптимизировать расходы и работу своих устройств и реализовывать различные бизнес-модели.
Решение M2MGate Solution компании Digital Angel расширяет возможности «Центра управления М2М». Оно позволяет быстро и экономично обеспечить надежный, отказоустойчивый транспорт данных через сеть GSM по технологиям передачи данных GPRS, EDGE, UMTS с любых устройств, оснащенных стандартными промышленными интерфейсами, в собственное приложение верхнего уровня или веб-портал заказчика. При этом платформы «Центра управления М2М» и M2MGate Solution могут работать параллельно, то есть через собственные интерфейсы, или быть интегрированы между собой с предоставлением пользователю единого интерфейса.
«МегаФон» тоже продолжает развивать направление М2М. В рамках партнерства с компанией «Аэроэкспресс», составы которой курсируют между Москвой и аэропортами московского авиационного узла, оператор создает современную телекоммуникационную инфраструктуру поездов для передачи технологической информации в Единый диспетчерский центр железнодорожного перевозчика. Операторы ЕДЦ в режиме онлайн смогут проводить регулярный мониторинг технического состояния подвижного состава, процессов организации движения электропоездов, обеспечения безопасности перевозок и контроля качества услуг.