Минуло три года с тех пор, как в свет вышел один из спецвыпусков нашего издания, целиком посвященный теме мобильности. Тогда наши журналисты и приглашенные эксперты представили на суд читателя разносторонний анализ процессов, связанных с формированием мобильного предприятия (см. «Мобильный бизнес без границ», Сети, № 13, 2007).
Напомню, в тот год проникновение мобильной связи в России едва достигало 60%; технология WiMAX еще активно пропагандировалась корпорацией Intel и вселяла определенные надежды инвесторам; операторы «большой тройки» неторопливо ожидали получения лицензий 3G, а спецификации LTE только готовились к утверждению консорциумом 3GPP. Три года назад встроенная память в самых дорогих мобильных телефонах достигала аж 128 Мбайт, из которых пользователю были доступны лишь 80 Мбайт. Смартфоны только начинали свое триумфальное шествие на рынке. Услугами фиксированного проводного ШПД, которые также обеспечивали пользователям определенный уровень свободы доступа к информационным ресурсам, в 2007 году пользовались немногим более 9% россиян.
Сегодня все выглядит совершенно иначе. Уровень проникновения мобильной связи в России составляет почти 150%; число пользователей широкополосного доступа в Интернет в конце второго квартала текущего года составило 15,7 млн. Мы стоим на пороге очередной смены поколений мобильных сетей: компания Frost & Sullivan в своем прогнозе предрекает стремительный рост абонентской базы отечественных операторов LTE с нынешней нулевой отметки почти до 2,8 млн пользователей в 2014 году. Рабочие характеристики современного (даже недорогого) смартфона, по сути, превращают его в незаменимого онлайн-помощника, способного выполнять широчайший спектр прикладных задач. Благо количество приложений для смартфонов каждый месяц увеличивается в мире на 30 тыс. О начале всеобщей «мобилизации» говорит и тот факт, что на рынке появилось множество новых, «гибридных» мобильных устройств — планшетных ПК, нетбуков и пр.
Очевидно, что для распространения в корпоративной среде идеологии мобильности сформировались качественно иные предпосылки. Поэтому редакция возвращается к теме мобильности, чтобы рассказать о наиболее ярких тенденциях в этой области — тенденциях, способных радикальным образом трансформировать бизнес-процессы предприятий, окончательно стереть физические границы для деловых и личных коммуникаций из любой точки планеты, поменять повседневные привычки людей, укоренившиеся стереотипы.
В этом выпуске мы уже с новых позиций проанализируем смысл словосочетания «мобильный офис», затронем такие традиционные аспекты мобильности, как информационная безопасность корпоративных данных за пределами защищенного сетевого периметра, коснемся иных вопросов создания и функционирования мобильных рабочих мест. Кроме того, мы оценим, как за прошедшие три года изменились рыночные предложения телекоммуникационных компаний, направленные на реализацию основных приложений мобильности, таких как доступ к ИТ-ресурсам, коммуникации в реальном времени, телемедицина и e-learning, определение местоположения людей и грузов. Напоследок мы по традиции дадим авторскую оценку одному из недавних отраслевых событий, вызвавшему значительный общественный резонанс и также касающемуся сферы мобильности.
Алексей Есауленко, esaul@osp.ru